По оценкам Дэвида Рошера, ведущего аналитика корпорации RAND, факт уничтожения Пентагоном своего спутника продемонстрировал реальную уязвимость современных космических систем — в первую очередь навигационных и телекоммуникационных. Он рекомендует переходить от концепции физической защиты спутников (увеличения маневренности, повышения скрытности, укрепления брони) к концепции защиты предоставляемых ими сервисов. Так, в качестве запасной альтернативы спутниковой навигационной системы GPS может выступить наземная eLoran, а функции разведывательных спутников можно частично заменить с помощью самолётов, беспилотников и аэростатов.

Возможно, прислушавшись к таким советам, министерство внутренней безопасности США приступило к экспериментальному внедрению цифровой системы eLoran — аналога GPS, базирующейся на наземной инфраструктуре. eLoran полностью совместима с GPS, однако при этом обеспечивает устойчивый и помехозащищенный приём сигнала там, где GPS пасует — например, в лесу, тоннелях, домах, на холмистой местности и т. д. Так, этой зимой в Нью-Йорке из-за сбоя бортовой GPS-системы произошла крупная авария, и десятки поездов задержались на несколько часов. Автомобильный комплекс ошибочно посоветовал частнику свернуть в неположенном месте, и он механически выполнил требование компьютера, выехав на железнодорожное полотно и застряв на рельсах.

Эксплуатация аналоговой системы Loran ведётся США уже много лет, но для перехода на цифровую модель, которая будет доступна во всем Северном полушарии, требуются сотни миллионов долларов, и финансовые вопросы пока не решены. Пока же авторы проекта за счет собственных ресурсов обещают обеспечить точность определения координат в районе 10-20 м. К работам будут привлечены создатели коммерческих продуктов — компания Garmin и др.

Пресс-релиз

Версия для печати