Углубление коммерциализации образования в нашей стране, как полагают независимые эксперты, неизбежно. Подписанный Президентом РФ в конце 2006 г. закон “Об автономных учреждениях” свидетельствует о стремлении и со стороны властей формировать условия для развития образовательных учреждений в том же направлении. Наравне с другими образовательными структурами российские вузы тоже обречены зарабатывать деньги, а не получать. На пути к бюджетным средствам, если вуз финансируется из государственной казны, он все чаще сталкивается с понятиями “инициатива”, “конкурс”, “аудит”. Ну а если вуз “кормится” из кошельков граждан, то здесь его ждет еще более жестокое понятие — “конкуренция”, а количество дотошных “аудиторов” неизмеримо больше.

Образовательный процесс в России превращается в бизнес, и как всякий бизнес он стремится быть эффективным, конкурентоспособным. В современных условиях это неразрывно связано с использованием информационных технологий.

О своем взгляде на процесс применения ИТ в многоплановой деятельности одного из ведущих технических вузов страны в реалиях повседневной жизни научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву рассказал директор информационно-аналитического центра Московского государственного института электронной техники Алексей Кучеров.

PC Week: Воспринимают ли сегодня российские вузы свою деятельность как бизнес?

Алексей Кучеров: Некоторые мои коллеги и я сам считаем, что вузы страны начинают осознавать, что их деятельность в основном сводится к сфере услуг. Ведущие вузы превратились в крупные холдинги, в которых представлены различные направления бизнеса — образование, научные исследования и даже производство. Эти учебные заведения активно участвуют в национальных проектах, взаимодействуют с отечественными и зарубежными инновационными компаниями. И конечно же их руководители понимают, что заняты реальным бизнесом.

PC Week: Бизнесом нужно управлять, а значит, вузам нужны информационные системы, не так ли?

А. К.: Вузы находятся на различных этапах внедрения информационных систем. В действительности они работают пока по прежним, унаследованным от советского периода технологиям. Сохранились и прежняя административная вертикаль, и бумажная отчетность. Электронные системы, соответствующие современным бизнес-процессам, только-только начали внедряться в вузовскую жизнь.

PC Week: Стало быть, “лед тронулся”… Но готовы ли сегодня вузы к внедрению полнофункциональных информационных систем?

А. К.: К внедрению больших и полнофункциональных ИС, которые уже предлагаются на рынке системными интеграторами, вузы скорее всего не готовы. Причин тому несколько: системные интеграторы не очень понимают специфику работы учебных учреждений, а вузы не располагают информацией о структуре предлагаемых систем; сюда же следует отнести и недостаток финансирования. Тем не менее опыт реализации различных ИТ-проектов в МИЭТе показывает: если появляется конкретная задача, оформленная как хорошо проработанный бизнес-проект, то она будет реализована даже при нехватке средств на старте.

Реально развитие вузовских ИС идет именно от конкретных задач учебных заведений, а не от того, какие разработки фирмы-интеграторы готовы им предложить. Поначалу в вузах внедряются компоненты комплексных систем, ориентированные на решение конкретных, специфических задач.

Вот пример из недавней нашей практики. Нынешняя политика производителей ПО такова, что купить лицензионные версии программ хотя бы годичной давности нельзя. Из-за этого мы были вынуждены за один семестр переработать две трети учебных методических пособий. Эта очень конкретная рабочая проблема инициировала в нашем вузе очередной (правда, незапланированный) и очень напряженный по срокам ИТ-проект.

В ходе этого проекта новое прикладное ПО, допускающее установку на терминальный сервер без нарушения лицензионных соглашений, было установлено на кластер из серверов с Windows 2003. К кластеру был организован доступ через “удаленный рабочий стол” с любого компьютера в вузе, из кампусной сети в студгородке и из некоторых городских сетей в городе Зеленограде, одном из районов Москвы. Для координации работ кафедр и подразделений был внедрен инструмент Microsoft Project. В результате такого комплексного решения улучшился контроль за сроками выполнения этапов проекта, преподаватели и студенты получили доступ к современным технологиям и ПО, изменилась идеология обучения и методики использования как ПО, так и дорогостоящего оборудования в учебном и административном процессах.

PC Week: А с чего начинается процесс информатизации вуза?

А. К.: Практически всегда — с автоматизации работы деканатов. Это основное звено управления в вузовском учебном процессе. Чтобы вовремя подготовить приказы о зачислении, переводе, отчислении и т. п., нужен учет. Чтобы действовала система ранжирования, стимулирующая успеваемость и развитие студентов, нужен учет. Для оперативной выписки дипломов на бланках строгой отчетности нужен учет.

После того как такой учет налажен, начинается создание АСУ, и к деканатам подключаются библиотека, учебный отдел, руководство вуза, отдел кадров, профсоюзная организация, социально-бытовой сектор, кафедры.

Параллельно идет автоматизация бухгалтерии и других финансовых подразделений. Это вторая реальная точка приложения ИТ в вузе. Потом начинается создание электронной системы контроля и управления доступом на территорию, подсистем видеонаблюдения, учета потребления электроэнергии и тепла. То, что сейчас называют ”умный дом”. Примерно в такой последовательности автоматизируются подразделения и бизнес-процессы в вузе, наверное, как и на любом другом предприятии.

Если говорить об ИТ-зрелости нашего вуза, то МИЭТу сегодня уже нужны интеллектуальные ИС — этап “островной” информатизации мы завершили. Так, деканаты, используя информацию об успеваемости студента, его материальном положении, посещении занятий и т. д., могут готовить списки на назначение стипендий, а также разрешать или не рекомендовать тому или иному студенту подрабатывать в свободное от учебы время. Лаборатория обеспечения качества учебного процесса и учебный отдел могут проанализировать работу конкретного преподавателя как в течение семестра, так и в период сессии. Из баз данных АСУ берется информация для системы управления доступом студентов к информационным ресурсам — компьютерам, Интернету, электронным библиотекам, электронной почте и т. д.

PC Week: Каким основным принципам, на ваш взгляд, нужно следовать при построении вузовских ИС?

А. К.: Мы убеждены в том, что вузовские ИС должны строиться на открытых стандартах. Если в основе информационной системы лежит СУБД открытого типа, где поля не закрыты и четко описаны, то мы можем брать решения разных производителей и, объединив свои возможности с силами интегратора, строить комплексные ИС. При этом главное, чтобы предлагаемые системы или были согласованы по форматам с первичными банками данных, или имели специальные шлюзы, позволяющие выполнить такое согласование. В этом случае ничто не мешает создать необходимый набор скриптов и программ, синхронизирующих системы между собой.

PC Week: Какой компонент вузовских ИС вы считаете наиболее критичным при интеграции?

А. К.: Самым неочевидным компонентом в начале создания и наиболее критичным при интеграции информационных подсистем и сетевых сервисов является подсистема идентификации. У нас она реализована в виде каскада из AD/LDAP- и RADIUS-серверов фирмы Microsoft. Первичные данные в нее попадают из деканатов и отдела кадров, а каждый студент или сотрудник имеет уникальный идентификатор.

У студента в идентификатор заложены год поступления, код факультета, номер группы и номер студента в группе, идентификационной основой преподавателя является полная дата рождения. Изменить идентификатор пользователю нельзя, а вот пароль каждый задает самостоятельно.

С 2006 г. у нас были опробованы различные варианты использования пластиковых карт — в системах контроля доступа в помещения, в информационных киосках и т. д. В основном реализацию таких проектов сдерживает высокая цена изготовления карт или их аналогов. В год мы выпускаем около 1000 студентов, на различных курсах обучается более 1000 школьников. С учетом возможных потерь требуется не менее 2300 карт. При стоимости современных пластиковых карт около 100 руб. это уже критичный показатель для вуза. Мы надеемся, что реализация аналогичных проектов в Москве и появление карт, изготовляемых в России, снизят их стоимость до приемлемого уровня.

Второй проблемой для вузов в развертывании систем с применением пластиковых карт являются законодательные ограничения по приему и учету платежей. Кроме того, нельзя изменить действующую форму студенческого билета. Это значит, что пока для студентов нужно выпускать оба документа — и студбилет, и пластиковую карту. Вместе с компанией “АйТи” мы разработали разные варианты решений по использованию пластиковых карт в нашем вузе; сейчас они проходят стадию тестовой эксплуатации.

PC Week: А насколько готовы к взаимодействию с вузами российские интеграторы?

А. К.: Они движутся в русле своих бизнес-интересов и приходят со своими моделями построения ИС, которые далеко не всегда соответствуют нашему пониманию процесса автоматизации вуза. “Общий знаменатель” мы ищем в процессе двусторонних обсуждений, помогающих понять, что нужно вузам, что из этого мы в состоянии сделать сами и что может предложить бизнес. Эти обсуждения проходят в рамках выполнения ИТ-проектов, на конференциях, семинарах и других мероприятиях. Нельзя сказать, что ИТ-компании доминируют в процессе автоматизации вузов. Вузы, правда, не все, но такие, как МИЭТ, в состоянии сформулировать им встречные требования, которые, как свидетельствует наш опыт, оказываются полезными для этих ИТ-компаний.

Кстати, и в вузовской среде, и в бизнес-структурах есть как компетентные высококлассные сотрудники, так и середнячки. И у нас, и у них работают выпускники российских вузов. К сожалению, очень мало специалистов, которые реально знают и понимают современные технологии и бизнес-процессы. Это “штучный товар”. А только они способны быть менеджерами проектов или ИТ-директорами. Чтобы общая ситуация в ИТ-индустрии менялась в лучшую сторону, в вузах нужно создать условия для работы специалистов, на которых руководство могло бы полагаться в вопросах информатизации и которые могли бы обоснованно формулировать и отстаивать интересы вуза перед интеграторами. И эти люди должны передавать свои знания студентам.

PC Week: Значит ли это, что вузам нужны свои ИТ-отделы и ИТ-директора? Или вариант ИТ-аутсорсинга был бы для них предпочтителен? Может быть, следует организовать при поддержке государства централизованную службу предоставления типовых услуг образовательным учреждениям?

А. К.: Да, даже вузам гуманитарного профиля нужны ИТ-директора. И такие примеры уже есть. В прошлом году ГНИИ ИТТ “Информика”, созданный для обеспечения развития и продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России, провел конференцию-совещание в Калининграде. На этом совещании от Российского государственного университета им. И. Канта выступал проректор по информатизации, который прекрасно разбирается в ИТ, и у него есть необходимые полномочия отстаивать и реализовывать проекты по информатизации в вузе.

Если образование — это бизнес, то в нем должны присутствовать и структурные компоненты, которые актуальны для бизнес-структур, в том числе и ИТ-департаменты, возглавляемые ИТ-директорами.

Что касается ИТ-аутсорсинга, то отношение к нему должно быть точно таким же, как и у других бизнес-структур: на сторону можно передавать обслуживание информационных систем и серверов, если не хватает собственных высокооплачиваемых специалистов. Но ИТ-аутсорсинг не сумеет обеспечить ежедневную работу с пользователями внутри подразделений. ИТ-отделы тоже смогут решить только часть задач, связанную в основном с администрацией вуза и крупными подразделениями. Для нормального развития и функционирования учебного заведения в нем должна быть создана система ИТ-подготовки и переподготовки преподавателей и технических специалистов для всех подразделений.

PC Week: Как вы оцениваете законодательную поддержку и уровень финансирования автоматизации вузов по всем возможным каналам: бюджетным, кредитным, спонсорским?..

А. К.: Принятые в последние годы законы ставят в неравные условия бюджетные и коммерческие организации. Научные исследования в коммерческих организациях сводятся к участию в конкурсах или заключению договоров c дальнейшим проведением работ. А от бюджетных организаций дополнительно требуется проведение котировок, конкурсов или аукционов. Всё это существенные финансовые и временные потери. Или, например, по закону при проведении бюджетной организацией закупок решающую роль играет цена, при этом запрещено указывать производителя и детальные характеристики. Получилось, что в бюджетные учреждения поступает техника и комплектующие низкого качества, а провести без нарушения законодательства закупку лицензионного ПО для учебного процесса с 2008 г. стало просто нереально.

Учебный процесс в вузе можно сравнить с непрерывным производством, где надежность оборудования и его обслуживание являются критически важными. Например, лекционную аудиторию для 200 человек обслуживает один компьютер. Время его замены при поломке не должно превышать 10 мин, иначе лекцию можно считать сорванной. А если в компьютерный класс на занятия пришла группа из 25 студентов, то должны работать все 25 компьютеров. Выход из строя хотя бы одного означает, что кто-то из студентов не получит положенную услугу, за которую заплатило государство или же он сам. Здесь ремонт не может превышать 24 ч, а реальные дешевые поставки при опечатанных изготовителем системных блоках подразумевают стандартный срок — 21 день при ремонте в его сервис-центре. Расширенная гарантия требует дополнительных затрат, а для крупного вуза в дальнейшем еще и проведения котировок или аукционов.

Российские предприятия постепенно увеличивают ассигнования на информационные технологии, и вузы не являются исключением. По оценкам экспертов, доля ИТ-расходов в бюджетах российских предприятий стабильно составляет 1,5—2%, в то время как в западных компаниях 4—8%. И совсем не обязательно, чтобы это были только прямые централизованные закупки оборудования и ПО или зарплата специалистов. Скажем, у нас прямые затраты на ИТ по смете вуза соответствуют российским показателям, но с учетом различных научных исследований и совместных проектов с лидерами ИТ-индустрии доля затрат на ИТ в общем бюджете такая же, как в западных компаниях.

Совместные проекты с лидерами ИТ-индустрии, например фирмами Microsoft, Cadence, Synopsys, Mentor Graphics, PTC Software, Intel, Cisco, Hewlett Packard и др., позволяют вузам создавать специализированные лаборатории или учебные центры. При этом стоимость пакетов ПО в этих центрах может составлять несколько миллионов долларов и в десятки раз превышать стоимость оборудования. В некоторых таких проектах фирмы заказывают вузам разработку или адаптацию учебных курсов, выделяют средства на оплату преподавателей и стипендию студентам. В некоторых проектах дополнительные платные курсы с последующей сдачей сертифицированных экзаменов позволяют как улучшать качество основного учебного процесса через повышение квалификации преподавателей, так и существенно увеличивать заработную плату инструкторам. В итоге, реализация таких совместных проектов помогает привлекать молодых специалистов и преподавателей и удерживать их в вузе.

Существенную роль в смете играют расходы на организацию доступа в Интернет. В 2006—2007 гг. к ним добавились затраты на закупку лицензионного ПО. Это тоже обусловлено последними изменениями в законодательстве. И если при реализации национального проекта ”Образование” вопрос с лицензионным ПО для всех школ России был решен централизованно, то вузам пришлось нести эти затраты самостоятельно. Например, общий объем затрат на закупку минимального комплекта из 140 пакетов системного и прикладного программного обеспечения для 1100 ПЭВМ, используемых в учебном процессе вуза, оценивается в 25-30 млн. руб. В дальнейшем к затратам на закупку академических версий лицензионного ПО добавятся ежегодные расходы на техническую поддержку антивирусных систем и получение новых версий прикладного ПО при постоянной модернизации учебных курсов. В среднем ежегодные затраты на поддержку обновлений составляют 10—15% от первоначальной стоимости закупленных лицензий, а, например, ежегодное продление подписки на антивирусные средства может стоить до 300 тыс. руб. на 500 ПК.

По пути непрерывной модернизации программного обеспечения обычно идут преподаватели, которые стремятся постоянно модернизировать свои учебные курсы. Те, кому затруднительно каждый год менять методические пособия под новые версии, за полную стоимость обновляют всё ПО раз в пять-шесть лет. В вузе возможны оба варианта, но общий объем средств на закупку лицензионного ПО или поддержку обновлений приходится планировать в объемах не меньших, чем на закупку компьютеров и серверов.

PC Week: Благодарю за беседу.