Сотрудники ИТ-отделов различных компаний своими первостепенными задачами считают совершенствование инструментов бизнес-анализа, групповой работы и интеграции систем, а “озеленение” ИТ и переход на Web 2.0 они ставят в конец списка.

В нынешнем году главным направлением инициатив в сфере ИТ будет улучшение обслуживания покупателей и клиентов, а для этого потребуются развитые средства бизнес-анализа, групповой работы и workflow, а также интеграция данных и систем. Такой вывод сделали сотрудники издательства Ziff Davis по результатам опроса ИТ-специалистов. Что же касается перехода на “зеленые” ИТ и технологию Web 2.0, то, несмотря на весь ажиотаж вокруг этих направлений, респонденты не считают их самыми приоритетными.

В опросе участвовали сотрудники из 251 организации; каждый из них назвал три основных приоритета своих ИТ-отделов в 2008 г. В ответах чаще всего упоминались улучшение обслуживания клиентов (35%), усовершенствование бизнес-процессов (35%), увеличение вклада ИТ-отдела при разработке новых стратегий бизнеса (31%) и снижение затрат (29%).

Так, ограничение затрат назвал своим приоритетом главный ИТ-стратег одной крупной финансовой организации. Пожелав сохранить анонимность, он направил по электронной почте следующий ответ: “В этом году нашей целью номер один является помощь бизнесу в снижении издержек — главным образом за счет привлечения офшорных ресурсов и автоматизации процессов в филиалах компании, разбросанных по разным континентам”.

Доктор Фред Верначчиа, руководитель диагностического центра Сент-Луиса, тоже рассчитывает, что автоматизация поможет снизить затраты его организации: “Мне придется уделить пристальное внимание нашей ИТ-системе. Ее нужно дополнить пакетом для автоматизированного создания отчетов, поскольку мы часто сталкиваемся с запросами на компенсацию стоимости лечения по программе Medicare. Чтобы снизить уровень издержек, требуются инвестиции”.

К разочарованию производителей, продвигающих идею “зеленых” ИТ, многие респонденты, похоже, не планируют снижать затраты путем экономии электричества. Только 2% из них выделили пункт “содействие снижению потребления энергии и загрязнения среды” как один из трех важнейших бизнес-приоритетов своей ИТ-службы. И только 4% включили его в число трех центральных технологических приоритетов на 2008-й.

Среди них — Роберт Розен, глава ИТ-служб Национального института по лечению артритов, костно-мышечных и кожных заболеваний: “Расходы на электричество продолжают расти, и с этим нужно что-то делать. Конечно, нам не следует экономить на ИТ-услугах, но электроэнергия занимает все больше места в общей структуре ИТ-затрат, и в 2008 г. эта проблема коснется очень многих ИТ-организаций”. Он выделил энергозатраты как одну из задач, которой должны серьезно заняться его сотрудники.

Кроме того, 18% респондентов назвали одним из трех основных приоритетов своих ИТ-организаций поддержку соблюдения требований регулирующих органов. По словам Тима Тоуза, руководителя ИТ-отдела и старшего вице-президента торговой компании Office Depot, его больше всего волнует соблюдение стандарта безопасности PCI (Payment Card Industry), однако решить этот вопрос не просто. В качестве примера он привел попытку компании обеспечить идентичность всех транзакций при использовании баз данных. “Сравнивая транзакции, выполненные через кассовый терминал и через Web, мы обнаружили, что структура данных и приложения не везде одинаковы”, — рассказал он. Чтобы исправить ситуацию, компания собирается внести изменения в работу через кассовый терминал.

В числе редко упоминаемых приоритетов оказались интеграция процессов взаимодействия с поставщиками, заказчиками и партнерами (9%), глобализация продаж и операций (8%), поддержка корпоративных приобретений и слияний (5%), повышение качества продукции по Six Sigma или другим программам (4%) и использование распределенных трудовых ресурсов (4%).

Платформа для бизнес-стратегии

Респондентов попросили выделить пять технологий, которые в 2008-м внесут наиболее значительный вклад в бизнес-стратегию их компаний.

В большинстве ответов (44%) была названа технология бизнес-анализа (включая data mining).

По словам Грега Смита, вице-президента и главы ИТ-служб Всемирного фонда охраны природы (World Wildlife Fund), одной из главных задач его организации является расширение функций бизнес-анализа и data mining. Другими ИТ-приоритетами он считает продолжение работы по виртуализации блейд-серверов и восстановлению данных в случае аварий; развертывание на базе Web системы управления общим комплексом проектов по охране природы; связь на базе VоIP в США и в некоторых офисах, находящихся в других странах; экспериментальный проект по ускорению работы Web-приложений, применяемых для взаимодействия мобильных сотрудников со штаб-квартирой.

Как одну из пяти технологий, которые внесут наиболее значительный вклад в бизнес-стратегию их компании в 2008-м, 29% респондентов назвали интеграцию данных и систем, 27% выделили управление бизнес-процессами и еще 27% — виртуализацию.

Кроме того, высокое место в рейтинге занимает восстановление данных в случае аварий и обеспечение непрерывности бизнеса. Например, последнее направление назвал главным Майкл Лакросс, глава ИТ-служб Университета Большого Каньона, использующего в основном онлайновое обучение. Этот вуз располагает одним центром обработки данных на своей территории и арендует удаленную резервную систему у фирмы Cox Communications. Около 90% данных хранится на стандартном оборудовании под управлением ПО Pillar Data Systems. ИТ-система поддерживает БД личных данных студентов, бухгалтерию, ERP-систему для обслуживания онлайновых курсов, университетскую VоIP-связь и ряд исследовательских проектов. “В этом году мы собираемся создать третий центр обработки данных и согласовать нагрузку между всеми тремя центрами, — говорит Лакросс. — У нас неплохая резервная система, но уровень избыточности недостаточен. Мы продолжаем делать инвестиции в системы Pillar, так как довольны их производительностью и тем, что они свободно работают с интерфейсами Fibre Channel, iSCSI и SATA”.

Свыше 35% участников опроса выделили как наиболее важные групповую работу и workflow. В 2007-м на этот рынок вышла компания Google с приложением Google Apps Premier Edition, составив конкуренцию многим производителям. Этой платформой ввиду ее низкой стоимости интересуются многие организации, однако ряд ИТ-специалистов видит в ней пробелы, над которыми Google надо еще поработать. Так, Ренди Резерфорд, президент и сооснователь фирмы CPA Partner, считает, что Google должна дополнить Google Apps средствами планирования задач. Тогда его группе из 25 специалистов, обслуживающих 100 клиентов, не придется заниматься этим вручную. А для Шауна Фолкингема, ИТ-директора производящей канцелярские товары фирмы Indoff, важно, чтобы приложение Google Calendar поддерживало синхронизацию календарей и взаимодействовало с Microsoft Outlook и другими календарными программами.

Судя по результатам опроса, компании не торопятся внедрять Web 2.0. Так, социальные сети в первую пятерку технологий включили только 5% респондентов, системы для публикации блогов, подкастов, вебкастов — столько же, составные приложения (mashup) — 4%, а технологию виртуальной реальности — всего 0,4%.

В ответ на предложение указать три главных технологических приоритета на текущий год 27% участников опроса назвали создание более гибкой ИТ-архитектуры. Один из путей к достижению этой цели многие компании видят в SааS (ПО в виде услуги). По мнению старшего аналитика компании IDC Дарена Бибби, именно в этом году использование SааS станет массовым, но в результате возникнет конфликт между таким методом работы с ПО и традиционным. “Когда применение SааS выйдет за рамки экспериментов и услуги доступа к ПО будут продавать многие партнеры, появится почва для конфликтов партнеров с производителями и между самими партнерами, а также возникнут проблемы учета предоставляемых услуг. Год будет интересным и принесет немало поучительных уроков”, — считает Бибби.

Многие участники опроса назвали такие технологические приоритеты, как создание и усовершенствование стратегических приложений (37%), расширение ИТ-инфраструктуры в соответствии с ростом бизнеса (32%) и улучшение ИТ-безопасности и непрерывности операций (31%).

Что касается наиболее редко называвшихся приоритетов, то помимо снижения энергопотребления систем сюда вошли вопросы интеграции ИТ-решений, применяемых клиентами, производителями и партнерами (16%) и более активное использование методов быстрой разработки ПО (14%).