Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман 12 марта выступил перед депутатами Государственной думы в рамках “правительственного часа” с докладом на тему “Современные инфокоммуникационные технологии и их вклад в социальное развитие страны”. Он начал с оптимистичных сообщений о том, что в течение нескольких последних лет ежегодные темпы роста отрасли превышали 20% и это позволило значительно увеличить ее долю в структуре ВВП страны. По словам г-на Реймана, сложившаяся динамика отражает повышение доступности информационных технологий для широких слоев населения.

Как отметил министр, уже более 30% семей в России имеют дома компьютер. При этом общее количество используемых ПК увеличилось более чем на 8 млн. и составило 31 млн. штук. Одновременно число интернет-пользователей в 2007 г. выросло почти на 40% -- примерно до 35 млн. человек. А количество широкополосных подключений к сети Интернет по сравнению с предыдущим годом увеличилось более чем на 50% и составило 4,8 млн. домохозяйств.

Доложил г-н Рейман и о ряде инициатив своего ведомства в областях широкополосного доступа (ШПД), цифрового телевидения, а также об организации доступа в Интернет для всех медицинских учреждений и о поддержке отечественной промышленности средств связи (ПСС). Посмотрим, как эти начинания увязаны с реальной практикой минстерства.

Широкополосный доступ для всех

Министр отметил, что основные усилия Мининформсвязи направлены на сокращение диспропорции в доступности базовых услуг на территории страны. Кроме того, он сообщил, что в текущем году планируется внести поправки в законодательство, позволяющие расширить перечень универсальных услуг связи (УУС), включив в него, в частности, телефонизацию домохозяйств и обеспечение ШПД.

Тезисы свои г-н Рейман подавал широкими мазками, не вдаваясь в подробности. Иначе пришлось бы отвлекаться на такие «мелочи», как необходимость серьезно увеличить мощность магистральной сети, в том числе повысить пропускную способность многих линий сети дальней связи в сотни, а порой и в тысячи раз. Причем по законам теории сетей именно магистральный сегмент должен развиваться опережающими темпами по отношению к местным сетям. То есть прежде чем приступать к предоставлению ШПД в массовом порядке, сначала надо вложить инвестиции в магистрали связи, а уж потом — в сам доступ.

Между прочим, аналогичный, но менее капиталоемкий проект по внедрению универсальных услуг связи в стране реализуется уже целых четыре года, причем с годичным отставанием от тех сроков, которые сам министр называл первоначально вот так же в стенах Госдумы (см. PC Week/RE, №2/2008).

Напомним, что согласно закону “О связи” в каждом населенном пункте нашей страны должны быть обеспечены универсальные услуги связи — как минимум таксофон, а в более крупных селах с населением свыше 500 человек и возможность работы в Интернете в пункте коллективного доступа.

Был создан и экономический механизм реализации этих сервисов. Компенсация затрат операторам связи на предоставление УУС производится из фонда универсального обслуживания, формируемого за счет отчислений всех операторов страны в размере 1,2% доходов от услуг связи за исключением доходов от транзита трафика. Но, несмотря на все старания ведомства, доля нетелефонизированных населенных пунктов сегодня еще составляет 8%.

Проект “ШПД в каждый дом” обойдется в сотни раз дороже, и решить его за счет 1,2% отчислений от оборота провайдерских компаний явно не удастся. Да и сама услуга в ближайшие годы вряд ли будет востребована повсеместно, ведь компьютер есть далеко не у каждой семьи. Тем не менее конкурсы по организации ШПД уже запланированы на начало 2009 г.

Цифровое телевидение становится реальностью

Леонид Рейман отметил значимость развития цифрового телевещания в России, которое даст гражданам возможность смотреть несколько телепрограмм (их список Правительство РФ утвердит в текущем году) с высоким качеством изображения и звука. По словам министра, в отдельных регионах страны, таких как республика Мордовия и Свердловская область, уже началось телевещание в цифровом формате. В ближайшее время оно будет доступно жителям Казани, Ханты-Мансийска и Пензы.

В соответствии с концепцией развития телерадиовещания, утвержденной Правительством РФ в ноябре прошлого года, полностью Россия должна перейти на цифровое телевидение до конца 2015-го. А аналоговое вещание будет существовать до тех пор, пока все граждане страны не смогут принимать цифровой сигнал.

Между тем Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приостановила выделение частот для аналогового и цифрового вещания (см. PC Week/RE, № 5/2008) до принятия частотно-территориального плана развертывания в России сетей цифрового телевидения в соответствии с планом мероприятий по реализации концепции. Эта работа должна закончиться в III квартале нынешнего года.

Так что не очень понятно, зачем нужно было спешить с пуском цифровых ТВ-сетей в ряде регионов страны. Ведь это только усложняет положение разработчиков частотно-территориального плана. Кроме того, такой план придется увязывать и согласовывать с соседними государствами. И если для Мордовии это не особенно актуально, то в Свердловской области может потребоваться согласование по частотам с Казахстаном. И неизвестно, чем закончатся такие переговоры.

Новый тренд: медицина

Общаясь с журналистами после выступления в Госдуме, Леонид Рейман сообщил о том, что доступом в Интернет планируется обеспечить медицинскую отрасль. Скорость передачи данных при этом должна составлять, по его словам, не менее 2 Мбит/с. И сейчас Мининформсвязи совместно с Минздравсоцразвития прорабатывают вопрос обеспечения доступом 14 тыс. медицинских учреждений страны. Собственно ничего нового тут нет — наш еженедельник писал об этом еще в ноябре прошлого года (см. PC Week/RE, № 41/2007).

Пока российская экономика не отличается высоким проникновением информационно-коммуникационных технологий. По данным Госкомстата, только 20% занятых имеют компьютер на рабочем месте и только у 6% есть доступ в Интернет. Ситуация в медицинской отрасли — одна из самых плачевных в народном хозяйстве, и данная сфера, несомненно, остро нуждается в государственной поддержке и модернизации.

Конечно, попытки Мининформсвязи найти новые точки роста отрасли в рамках национального проекта “Здоровье” заслуживают всяческого одобрения. Но как показала реализация схожего проекта этого же министерства по подключению к Интернету школ, он осуществлялся без всякой координации с более ранним проектом по предоставлению УУС в регионах, хотя логичнее и рациональнее было бы их согласовать. Будет ли теперь хоть какая-то увязка нового медицинского проекта с двумя предыдущими? Не случится ли так, что в одних и тех же населенных пунктах, лишенных стационарной инфраструктуры, школа будет подключена к одной VSAT-станции, а больница – к аналогичной другой? А если завтра будет принято решение в рамках очередной верхушечной инициативы подвести Интернет к библиотекам, то там придется монтировать еще один спутниковый терминал?

Как бы то ни было, но работу над проектом, по словам министра, планируется завершить уже в ближайшее время и во II квартале нынешнего года представить его на утверждение в правительство. Далее уже в этом году намечено внедрить типовое решение для медицинских учреждений в двух пилотных регионах страны.

Что получает российская промышленность средств связи?

В своем докладе г-н Рейман отметил, что для России развитие отрасли ИКТ имеет особую значимость, поскольку содействует ликвидации сырьевой зависимости нашей экономики и успешной реализации в стране социальных реформ.

Отвечая на вопросы депутатов, г-н Рейман сделал дежурный реверанс в сторону отечественной промышленности средств связи. Он подчеркнул, что сегодня в стране активно развивается производство в сфере ИКТ. В качестве примера министр привел завод по сборке компьютеров в Обнинске, а также предприятия по производству аппаратуры для цифрового телевещания в Москве и Санкт-Петербурге. Говоря о российском телекоммуникационном оборудовании, министр отметил, что в настоящее время оно широко используется при строительстве сетей связи.

Национальные проекты — идеальная среда для поддержки отечественной ПСС. Именно так выросли гиганты китайской телекоммуникационной индустрии Huawei и ZTE. А как обстоит дело у нас? Велика ли доля закупок российского оборудования при реализации госпрограмм? Давайте возьмем одно из направлений техники — терминалы спутниковой связи с малой апертурой антенны (VSAT) — и посмотрим, какое место занимают в нем наши производители.

По данным Сергея Пехтерева, генерального директора компании AllegroSky, выступившего с обзором парка VSAT на конференции CSTB-2008, в России по внедрению VSAT лидирует американская компания Hughes Network System (39—40% инсталлированных терминалов в стране), далее следуют израильский производитель Gilat (35—36%) и американский продуцент ViaSat (13—14%). Последней строкой в его весьма объемной таблице стоят “Стела” и другие российские производители: ими в общей сложности установлено примерно триста VSAT-постов, и занимают они всего 1% парка.

Стоит отметить, что в рамках национального проекта “Образование” в российских школах установлено свыше 7 тыс. VSAT-терминалов. И куда же ушли государственные заказы на оборудование спутниковой связи — к российским предприятиям или американским и израильским фирмам? Очевидно, что отечественные производители в очередной раз оказались не у дел.