В середине марта компания “ЧипЭКСПО” при поддержке Международной ассоциации “Метро”, Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности, Российской инженерной академии, Департамента транспорта и связи Москвы и МосгортрансНИИпроекта провела в Москве 3-ю специализированную выставку-форум “Электроника-Транспорт 2008”. Очередной форум — как и два предыдущих — был ориентирован на специалистов в области электроники, приборостроения и систем управления для железнодорожного (ЖД), автомобильного, городского наземного транспорта и метрополитена. По информации организаторов, участниками форума стали 113 компаний — разработчики программных и аппаратных средств, производители и дистрибьюторы компонентов и готового оборудования, системные интеграторы и поставщики услуг; за три дня работы выставку посетили более 3000 специалистов.

На стендах ее участников демонстрировались электронные, электротехнические и электромеханические компоненты для бортовых радиоэлектронных устройств, модули электронной аппаратуры (контроллеры, дисплеи и индикаторы, датчики и преобразователи), вычислительные комплексы (автономные и встраиваемые компьютеры, навигаторы, аппаратура связи), прикладное ПО и системные решения (для управления дорожным движением, связи и навигации, обеспечения безопасности движения, управления транспортным парком, жизнеобеспечения и климат-контроля).

Очень насыщенной оказалась деловая программа форума, в рамках которой обсуждались, в частности, вопросы автоматизации городского и железно-дорожного транспорта.

По утверждению вице-президента Российской инженерной академии Игоря Букреева, в настоящее время отечественная транспортная отрасль стоит перед необходимостью решить две важные задачи — повысить точность позиционирования движущихся объектов и перевести используемые на транспорте средства связи на цифровую основу.

Первая задача возникла в связи с повышением интенсивности транспортных потоков (растущими скоростями движения, увеличением числа движущихся объектов). Стратегическое развитие транспортной отрасли в нашей стране предполагает, например, что к 2020 г. будет создана опорная сеть скоростного пассажирского движения (со скоростями 160–200 км/ч) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (со скоростью движения до 350 км/ч).

В настоящее время РЖД занимается реорганизацией скоростного пассажирского сообщения на направлении Санкт-Петербург — Москва. Комплекс работ по подготовке соответствующего участка к новым скоростям включает обновление путевой инфраструктуры, систем электроснабжения, связи, автоматики и телемеханики. По планам РЖД, первые скоростные поезда (производства фирмы Siemens) начнут ходить по маршруту Москва — Санкт-Петербург уже в следующем году, а высокоскоростные — со скоростью 300–350 км/ч — планируется запустить в 2012–2014 гг. По сообщениям информационного агентства “Кёдо Цусин”, ссылающегося на японских официальных лиц, в марте велись переговоры о передаче нашей стране технологий, связанных с “поездами-пулями”, которые наша страна собирается использовать для организации высокоскоростного движения на участке Москва — Нижний Новгород.

В условиях роста скоростей движения ужесточаются требования к обеспечению безопасности транспортных средств. Один из способов повышения безопасности на ЖД — применение технологий радиочастотной идентификации (RFID). С их помощью можно, например, проверять прохождение железнодорожного состава на определенном участке пути и управлять переключением стрелочных механизмов, переводящих поезд с одного пути на другой в пределах одного участка маршрута. О разработках с использованием RFID-технологий для управления железнодорожным транспортом рассказал представитель компании “Витал Электроникс”. Правда, по словам Игоря Букреева, несмотря на то, что в последние годы на ЖД происходят позитивные изменения, этот вид транспорта до сих пор остается весьма консервативным в отношении внедрения инноваций.

Московская транспортная инфраструктура срочно нуждается в модернизации, поскольку нередко используется даже не на пределе, а за гранью возможностей. Так, проектировавшаяся еще до войны столичная подземка была рассчитана на перевозку в перспективе 5 млн. пассажиров в день, а сегодня она вынуждена принимать ежедневно до 13–14 млн. человек. В ближайших планах развития московского метро (а они отстают от уровня потребностей столицы примерно на 20 лет) — ввод в строй до 2015 г. более двух десятков новых станций и выход за пределы московской кольцевой автомобильной дороги (первая за МКАД метростанция в Красногорске должна быть запущена в эксплуатацию в конце 2009 г.).

Не только столица, но и ни один крупный город не представляет теперь свое развитие без метрополитена. По словам главного технолога международной ассоциации “Метро” Вячеслава Курышева, на сегодняшний день строительство подземки планируется в таких крупных российских городах, как Омск, Хабаровск, Челябинск. При этом эталоном для них служит вовсе не московский, а молодой метрополитен Казани, который оснащен самыми современными технологическими разработками.

Один из докладов деловой программы выставки как раз был посвящен развернутой в казанском метро и успешно действующей там более двух лет комплексной системе обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов (система “Движение”), которая создана специалистами санкт-петербургского НИИ точной механики. Система “Движение” представляет собой единый комплекс, охватывающий все уровни технологического управления движением (включая бортовую аппаратуру на поездах, стационарное оборудование и центр диспетчерского управления). В ней впервые в отечественной практике реализовано полностью микропроцессорное управление устройствами (в том числе стрелочными электроприводами, светофорами, рельсовой цепью; ранее для этих целей в метро использовались релейные схемы).

Роль мониторинга и управления движением постоянно растет и на автомобильном транспорте. Особенно остро необходимость в управлении движением ощущается в мегаполисах, прежде всего в Москве, являющейся крупнейшим в стране транспортным узлом, где пересекаются два транспортных коридора — транссибирский и “Север – Юг”. Не случайно центральное место в программе развития системы городского транспорта столицы отводится модернизации ее автомобильной инфраструктуры, что обусловлено недостатком дорог (по оценкам экспертов, дефицит здесь составляет 350–400 км) и взрывным ростом автомобильного парка (ежегодно он растет в Москве на 200 тыс. автомобилей и на сегодняшний день превышает 3,5 млн. машин).

По разным сведениям (информация столичного управления ГИБДД, данные НИИ автомобильного транспорта) ежедневно на дороги города выезжает более 1,8 млн. автомобилей, а в дневное время суток на них находится одновременно порядка 400 тыс. машин. При этом в часы пик средняя скорость движения в пределах Садового кольца и на магистралях города не превышает 15–20 км/ч (на отдельных участках даже ниже); скорость движения на 40--70% столичных магистралей не превосходит 20 км/ч.

Еще одна приоритетная задача городских властей — расширение и модернизация системы общественного транспорта. Как сообщил заместитель руководителя департамента транспорта и связи Москвы Александр Кисько, в настоящее время планируется (или прорабатываются возможности) открытие пассажирского движения по московской кольцевой железной дороге, ввод в действие скоростных трамваев, новых линий монорельсовой дороги. Важным элементом системы общественного транспорта должны стать транспортно-пересадочные узлы (наиболее крупный из них намечено построить в районе московского Сити), обеспечивающие интеграцию (в том числе и с пригородным железнодорожным сообщением) различных видов городского транспорта столицы.

Говоря о реализации планов, Александр Кисько выделил ряд ключевых направлений, связанных с развитием транспорта в Москве. В их числе — создание (или совершенствование) систем управления движением, информирования пассажиров (что особенно важно на транспортно-пересадочных узлах), оплаты проезда (уже существуют планы введения единого средства оплаты поездок на всех видах городского транспорта) и обеспечения безопасности.

В столице действует — и постоянно модернизируется — интеллектуальная система “Старт” (она создана специалистами МосгортрансНИИпроекта и включает центр управления, комплекс видеомониторов, светофоры, телевизионные камеры, информационные табло, управляемые дорожные знаки и другие элементы), позволяющая управлять движением транспорта в Москве из единого диспетчерского пункта.

Автоэлектроника — сегмент быстрорастущий

Сегмент изделий для автомобильной промышленности — один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка полупроводников. По оценкам Gartner, мировая автомобильная промышленность потребила в прошлом году полупроводниковой продукции на сумму 20,1 млрд. долл. (что более чем на 8,1% превышает показатель 2006-го). Между тем рынок полупроводников в целом вырос в прошлом году по сравнению с 2006-м всего на 2,9%.

Кроме того, вниманию участников и гостей форума МосгортрансНИИпроект представил еще одну свою разработку — систему “Рейс” (в настоящее время она применяется в ряде районов столицы), предназначенную для диспетчеризации городского общественного транспорта. Также специалисты института рассказали об опыте применения ряда зарубежных программных разработок, нацеленных на моделирование различных ситуаций, возникающих при дорожном движении. Полученные путем моделирования данные могут быть затем использованы в процессе управления движением с помощью интеллектуальных систем типа “Старт”.

Системы диспетчеризации и управления движением были представлены на форуме целым рядом компаний. Помимо разработок МосгортрансНИИпроекта можно отметить систему регистрации и оптимизации маршрутов автотранспорта “ОРМА” компании “Болид”, автоматизированную систему управления дорожным движением “АГАТ” (белорусское НПО “АГАТ”), систему мониторинга пассажирского транспорта (и других подвижных объектов) “АвтоТрекер” (компания “Русские навигационные технологии”), автоматизированные системы управления перевозочным процессом M2M-CityBus и мониторинга транспортных средств и грузов BusinessNavigator (фирма“М2М телематика”), систему телеуправления технологическим оборудованием (НПО “АВИКОМ”), ПО “Маршрут” для реализации различных вариантов систем слежения и учета передвижения транспортных средств (фирма “Ратеос”).

К настоящему времени во многих российских городах (в крупных, как Нижний Новгород, и в существенно меньших по населению, как Брянск) часть городского общественного транспорта уже оснащена навигационными системами (или приемниками сотовой связи), позволяющими использовать перечисленные выше (и другие подобные им) системы диспетчеризации. Правда, пока в большей части случаев для этих целей служит GPS-оборудование.

Однако российские предприятия уже налаживают выпуск устройств, поддерживающих отечественную систему глобального позиционирования (ГЛОНАСС). Компания “М2М телематика”, например, сообщила об испытаниях своего абонентского ГЛОНАСС/GPRS-терминала M2M-Cyber GLX, который, по ее свидетельству, показал высокую точность определения координат и быстрый поиск спутников в сложных условиях передвижения по горным дорогам, в том числе при прохождении протяженных тоннелей.

Программа форума предусматривала церемонию награждения лауреатов конкурса “Зеленый свет”, проводимого с 2008-го. Цель нового конкурса — выявление и популяризация перспективных разработок в области электроники и информационных технологий для транспорта (компонентов, оборудования, программного обеспечения, системных решений), способствующих повышению его технических и эксплуатационных характеристик.

В числе отмеченных жюри конкурса разработок, в частности, система поддержания работоспособности водителя Vigiton (предназначена для непрерывного контроля физиологического состояния водителя транспортного средства) компании “Нейроком”, система регистрации и оптимизации маршрутов автотранспорта “ОРМА-2” фирмы “Болид”; универсальное устройство видеонаблюдения для всех видов транспорта VOCORD Avantpost VM4 компании “Вокорд Телеком”.