За последние один-два года поставки ПК в медицинские учреждения за счёт бюджета или средств обязательного медицинского страхования (ОМС) резко возросли. Увеличилось финансирование сопровождения и обслуживания уже существующих компьютерных систем. Но произошёл ли при этом качественный скачок в области информатизации медицины в целом? Полагаю, что нет. В какой-то степени еще можно говорить о компьютеризации нескольких административных служб и расчетов по ОМС, но в абсолютном большинстве лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) компьютеризация медико-технологических процессов находится в зачаточном состоянии либо отсутствует вовсе. В очередной (восьмой) выпуск каталога “Медицинские информационные технологии” (МИТ) вошла информация о 280 российских организациях-разработчиках и о 700 с лишним разработках и информационных ресурсах медицинского назначения (программных средствах, аппаратно-программных комплексах, базах данных), т. е. обо всем, что можно “повесить” на компьютер для решения медицинских задач. Почему же, приходя в большинство медицинских учреждений, мы с трудом обнаруживаем следы компьютерной цивилизации?

Опыт внедрения компьютерных систем показывает, что информатизацию медицины тормозят не только недостаток финансирования, нехватка в ЛПУ сотрудников, умеющих работать с компьютерами, проблемы с обслуживанием и сопровождением компьютерных систем и другие объективные причины, но и не менее существенные факторы (“подводные камни”), которые упоминаются значительно реже.

Я насчитал десять таких факторов.

  1.  Сотрудники совершенно необоснованно боятся, что внедрение ПК снизит их зарплату из-за “перераспределения” труда между ними и компьютерами.
  2. Неоправданный оптимизм руководства ЛПУ по поводу ожидания быстрого и, как они полагают, само собой разумеющегося экономического эффекта от внедрения ПК нередко сменяется потерей интереса к компьютеризации.
  3. Часто руководители медучреждений слабо представляют весь комплекс проблем, связанных с владением вычислительной техникой и её использованием (техническое обслуживание, приобретение расходных материалов, сетевого оборудования, источников бесперебойного питания и т. д.), а также с приобретением программного обеспечения, которое, как правило, значительно дороже “железа”. Реальная стоимость компьютерных систем при покупке и в процессе эксплуатации оказывается намного выше, планируемой.
  4. Многие руководители ЛПУ уверены в том, что можно за небольшие деньги приобрести хорошего качества компьютерную систему, сделанную “на коленке”. В результате после столкновения с закономерными неудачами у них формируется стойкое негативное отношение к самой идее компьютеризации. При этом никому из них не придет в голову идея изготовить на заказ рентгеновский аппарат.
  5. Легкость генерации и печати компьютерных документов (отчетов, сводок и т. д.) приводит к убеждению, что главная цель компьютеризации — произвести как можно больше макулатуры, чтобы отделаться от начальства и имитировать активную деятельность.
  6. За результаты внедрения компьютерных систем часто отвечает не руководитель высшего звена управления, а глава ИТ-подразделения, занимающегося внедрением этих систем. В таком случае успех компьютеризации полностью зависит от “локальных” интересов и способностей руководителя подразделения, в котором внедряется система.
  7. Компьютеризация — это “усилитель” тех управленческих методов, которые используются в ЛПУ. Если работа организована плохо, то она не улучшает, а, наоборот, ухудшает ситуацию: вместо обычной неразберихи появляется неразбериха компьютеризированная.
  8. Руководители ЛПУ и медицинские чиновники не желают внедрять то, в чем не разбираются, а уровень компьютерной грамотности абсолютного большинства медиков (в том числе из руководящего состава) катастрофически низок.
  9. Использование информационных систем и в первую очередь Интернета — очень сильный антикоррупционный механизм: целесообразность приобретения аппаратуры, расходных материалов и т. д. на основании “рекомендаций” (руководящих или собственных сотрудников) может быть поставлена под сомнение в результате свободного поиска необходимой информации в Интернете.
  10. Руководители и чиновники боятся утратить возможность манипулировать данными и интерпретировать их в своих интересах. На компьютерную систему нельзя накричать, от неё нельзя добиться “нужных” сведений. Точнее — добиться можно, но для этого надо неплохо владеть компьютером, а здесь, как правило, проблемы. Компьютеризация — это мощнейшее средство управления, основанное на объективных данных и разумных принципах. Она создает предпосылки для реального (в том числе экономического) анализа медицинской деятельности, а абсолютное большинство чиновников от медицины прекрасно обходится и готово обходиться дальше без этого. Результаты такого анализа могут показать, что и самих-то чиновников столько не требуется, что проблемы нашей медицины — не только в недостатке финансирования (хотя это, безусловно, имеет место), но и в той организационной и экономической отсталости, которая не позволяет навести порядок в здравоохранении, сколько бы туда денег ни вбухали.

Вместе с тем без создания современной информационной и, как следствие, управленческой инфраструктуры национальный проект в области здравоохранения в полном объеме вряд ли может быть выполнен, так как решение любой серьезной задачи в государственном масштабе предполагает комплексное использование ИКТ. Контроль за выполнением этих задач и эффективная обратная связь без компьютеризации на всех уровнях невозможны, а грамотное использование ИКТ снижает коррупционную ёмкость решений, принимаемых в этой сфере, как и в любой другой.

С автором статьи, президентом Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), можно связаться по адресу: info@armit.ru .