Технократизм принято называть бесчеловечным. Однако если вспомнить все наши контакты с медицинскими учреждениями, сколько раз мы ловили себя на мысли, что какую-то работу совсем неплохо было бы поручить бездушной технике. Ведь тогда, возможно, не пришлось бы полчаса безуспешно искать регистрационную карту в поликлинике, в десятый раз пересказывать очередному врачу предысторию своего заболевания и пройденных курсов лечения, напоминать о своих аллергических реакциях на те или иные препараты и т. д. Несомненно, аналогичное желание есть и у врачей, которым приходится выполнять слишком много неквалифицированной рутинной работы в ущерб основной деятельности. Медицина в России долгое время финансировалась по остаточному принципу, а там, где не хватает средств на самое необходимое, об информационных технологиях вспоминают в последнюю очередь. Но сегодня деньги в стране есть, и медицинские учреждения финансируются все лучше и лучше. Вопрос — как использовать выделяемые средства оптимальным образом? Если говорить о применении ИТ, думается, немалую пользу здесь могут принести объективные рассказы о том, как идет их внедрение в самых разных лечебных учреждениях.

Одно из них — расположенный в Казани современный Межрегиональный клинико-диагностический центр (МКДЦ). Он является единственным учреждением здравоохранения в Республике Татарстан, где передовые информационные технологии столь широко внедрены в повседневную клиническую практику. В нем лечатся заболевания сердечно-сосудистого профиля, делаются операции, включая кардиологические и нейрохирургичесике. В 2007 г. в центре прошли диагностику и лечение в стационаре 27 641 человек, было выполнено 3717 операций, из них 1257 на сердце и сосудах и 262 на головном и спинном мозге. В штате МКДЦ около 1200 сотрудников, в числе которых наряду с врачами и средним медперсоналом есть работники финансовой службы, пищеблока, аптеки, канцелярии, автопарка. Все эти вспомогательные службы, как и подразделения, осуществляющие основные функции, управляются единой корпоративной системой, которой и посвящена данная статья.

Больница — это пусть и довольно своеобразное, но все же предприятие. Как и у любого другого предприятия, у него есть определенные финансовые, материальные и людские ресурсы, имеется диагностическое, лечебное, операционное, реанимационное и иное оборудование, являющееся неким аналогом производственных мощностей. Все эти ресурсы необходимо планировать и учитывать. Тем не менее совершенно очевидно, что методы планирования, применяемые на производственном предприятии, здесь в большинстве случаев не годятся,в отличие от промышленной продукции все люди -- разные, и даже при наличии стандартных лечебных методик (неких аналогов бизнес-процессов) каждый больной требует индивидуального подхода.

Именно поэтому знакомые большинству читателей промышленные ERP-системы без значительной модификации применяться в медицинских учреждениях не могут. Таким было мнение и руководителей МКДЦ, которым пришлось в свое время выбирать систему управления. Как оказалось, среди промышленных ERP-систем в то время не было решений, достаточно полно охватывающих все особенности медицинского учреждения. Высокая цена западных продуктов этой категории также являлась в то время существенным сдерживающим фактором. С другой стороны, заказать уникальную разработку, учитывающую все пожелания заказчика, — мероприятие совсем не дешевое. Выбор был сделан в пользу специализированной медицинской информационной системы, разработанной компанией КИР.

Делая такой ответственный шаг, заказчик должен учитывать массу факторов и оценивать множество рисков. Наряду с функциональностью, масштабируемостью, удобным интерфейсом и наличием полных и актуальных справочников, следует принимать во внимание и вопросы, связанные с жизненным циклом внедряемой системы. Бывает, что она не решает в обещанной мере возложенные на нее задачи или морально устаревает, и тогда систему приходится менять. Но нередки и случаи своеобразного волюнтаризма, когда в учреждение приходит новый руководитель и начинает менять в нем все, включая и медицинскую информационную систему (МИС). А поскольку финансирование осуществляется из госбюджета, естественных ограничителей, присущих коммерческой сфере, здесь значительно меньше. Гарантировать оптимальное использование бюджетных средств при таком подходе очень трудно. В этом плане у популярных и высокотиражных ERP-систем есть определенное преимущество: чересчур привередливому руководителю всегда можно продемонстрировать несколько успешных внедрений в его отрасли и доказать тем самым, что дело вовсе не в недостатках программного продукта. Вот почему, как нам кажется, знакомство с примерами успешной эксплуатации МИС было бы полезно и для всей отрасли здравоохранения.

Построение МИС в МКДЦ берет свое начало в 2000 г. Если при внедрении традиционных ERP-систем в первую очередь обычно автоматизируют финансовый контур, то здесь первым этапом, выполненным компанией КИР, было создание подсистемы электронной истории болезни. Она является одним из основных элементов фронт-офисного блока МИС и накапливает наряду с анкетными данными пациента сведения о группе крови, препаратах, не рекомендуемых данному пациенту, историю диагнозов, зарегистрированные симптомы болезней, подтвержденные и неподтвержденные диагнозы, концепции применявшегося лечения, прописанные процедуры и препараты, данные лабораторных исследований и многое другое. Все эти сведения носят приватный характер и нуждаются в защите. В настоящее время она обеспечивается в системе КИР средствами разграничения доступа. Технологии шифрования пока не задействованы, но со временем планируется реализовать и их.

Собранная в историях болезни информация используется и в бэк-офисном блоке, помогающем управлять деятельностью медицинского учреждения в целом: эффективно отслеживать динамику болезни и выздоровления больных, анализировать “узкие места”, поддерживать достаточные запасы нужных медикаментов, не допуская сверхнормативных остатков и истечения сроков годности, контролировать график работы и нагрузки специалистов, оптимизировать деятельность лечебного учреждения.

Важным фактором, заметно снижающим эффективность инвестиций в медицинскую сферу, является отсутствие комплексного подхода к техническому переоснащению лечебных учреждений. Нередко закупается самое современное диагностическое и лабораторное оборудование, но из-за того, что МИС не интегрирована с ним в должной мере, врачи по-прежнему тратят массу времени на обращения в соответствующие подразделения за результатами анализов и обследований. Не удивительно, что следующим этапом автоматизации МКДЦ стала инсталляция специализированного электронного архива General Electric Medical Systems, подключение к нему медицинского диагностического оборудования и организация оперативного доступа врачей-диагностов. В архив помещаются визуальные образы печатных документов, создаваемых различными медицинскими приборами (ЭКГ, ХМТ, СМАД, ФВД), а также изображения, генерируемые диагностическим оборудованием. В МКДЦ работают отделения рентгеновской, лучевой, ультразвуковой, радиоизотопной диагностики, используется также оборудование для томографии, ангиографии и эндоскопии. Благодаря тому что оно поддерживает международный стандарт DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine), реализовано двухстороннее взаимодействие МИС и диагностических аппаратов (аппараты автоматически получают списки запланированных на день исследований из системы и передают диагностические изображения на АРМы врачей). Таким способом подключены томографы, аппараты УЗИ, ангиографии, рентгена и гамма-камера. Аналоговые аппараты УЗИ, эндоскопии, офтальмоскопии, тепловизор подключаются с помощью модуля оцифровки и DICOM-конвертера. В клинике мспользуется также лабораторное оборудование, интеграция с котрорым выполнена в сотрудничестве с компанией “Алтей”.

Архив результатов диагностических исследований хранится в файловой системе на центральном сервере, и все они четко привязаны к историям болезни пациентов. В локальной сети МКДЦ около 500 ПК, ими оборудованы, в частности, рабочие места врачей, которые в любой момент могут получить доступ к электронной истории болезни и просмотреть на мониторе рентгеновский снимок, кардиограмму и другие материалы такого рода. Построение электронного архива началось в 2001 г. и завершилось в 2002-м.

Сразу же после этого началось внедрение систем финансового учета (на базе продуктов “1С»), управления автопарком и пищеблоком. МКДЦ, будучи государственным лечебным учреждением, подведомственным Минздраву Республики Татарстан (МЗ РТ), большую часть услуг предоставляет бесплатно, но финансируются они из разных источников [госбюджет, фонд обязательного медицинского страхования (ОМС)]. Некоторые услуги осуществляются на платной основе, как из собственных средств пациента, так и по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС). Все это накладывает определенные специфические требования на систему МИС. Для каждой услуги указывается источник финансирования (госбюджет, ОМС, внебюджетные средства, ДМС), учитывается факт выполнения и при необходимости факт оплаты. Благодаря этому руководство учреждения и контролирующие органы своевременно получают всю информацию по оказанным услугам в разрезе источников финансирования. Для платных услуг обязательно указывается их стоимость, которая рассчитывается на основании прейскуранта и скидок (например, повторная консультация у одного и того же специалиста, проведенная в течение 10 дней после первой, стоит в два раза дешевле).

На протяжении следующих трех лет были внедрены подсистемы учета платных услуг и управления аптекой, кадровым документооборотом и делопроизводством. Специфика медицинского делопроизводства определяется как наличием множества регулирующих нормативных актов, обязательных форм и типов документов, так и требованиями к оформлению документов строгой отчетности, включая больничные листы. В системе КИР весь медицинский документооборот производится в электронной форме, что существенно упрощает повседневную работу лечащего персонала. Тем не менее, поскольку в силу известных причин электронные документы в нашей стране пока не имеют юридической силы (по крайней мере, в государственных организациях), все юридически значимые документы переводятся также в бумажную форму, после чего визируются и утверждаются в обычном порядке.

Медицинская информационная система КИР включает в себя две крупные подсистемы: “Поликлиника” и “Стационар”, которые могут использоваться как совместно в одном лечебном учреждении, так и по отдельности. В МКДЦ, где имеются оба эти подразделения, функциональность КИР задействована в полном объеме. Начиная с 2000 г. генподрядчиком по внедрению и развитию МИС в данном учреждении является компания КИР. По словам заместителя директора этой компании Екатерины Мурга, на базе продукта КИР сегодня реализовано более 80% функциональности информационной системы, развернутой в МКДЦ. Ряд проектов выполнялся совместно с другими фирмами или отдавался на субподряд. За последние два года были внедрены подсистемы, автоматизирующие единую диспетчерскую службу, стол справок, управление статистикой и отчетностью (совместно с Республиканским медицинским информационно-аналитический центром), бюджетирование (компанией ICL КПО-ВС). В нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию диспетчерский центр для планирования и сопровождения госпитализации пациентов, который будет находиться в постоянном информационном взаимодействии с другими поликлиниками и больницами Казани.

Существенной частью последнего проекта станет интеграция системы МКДЦ с МИС внешних по отношению к центру организаций. Интеграционные задачи встают перед специалистами КИР не в первый раз: в медицинском учреждении неизбежно используются программные продукты разных вендоров, и пример МКДЦ, как мы видим, лишний раз подтверждает этот тезис. Решение интеграционных задач в МКДЦ осуществлялось совместно специалистами КИР и компании, занимавшейся внедрением того или иного продукта. Как считает Екатерина Мурга, работы такого рода в МКДЦ удалось выполнить достаточно быстро и успешно благодаря наличию в системе КИР открытых программных интерфейсов.

Технической поддержкой занимается в основном служба АСУ МКДЦ, обращаясь в случае необходимости к специалистам компании КИР, которая является основным консультантом клиники по вопросам ИТ и, кроме того, осуществляет поддержку центрального роботизированного архива диагностических изображений General Electric Medical Systems. Совершенно очевидно, что чем лучше обучены рядовые пользователи системы, тем проще ее сопровождение. Но в КИР убеждены, что наряду с обучением персонала самое пристальное внимание следует уделять совершенствованию сопроводительной документации и интерактивной справочной системе. Такой подход выгоден прежде всего медицинскому учреждению: в условиях кадровой текучки затраты на дополнительное обучение персонала становятся для него очень обременительными.

Опыт информатизации МКДЦ свидетельствует о том, что рынок МИС сегодня весьма перспективен. Система, развертывание которой началось восемь лет назад, успешно развивается, а ее функциональность расширяется с каждым годом. Положительные результаты внедрения ИТ в таких организациях, как МКДЦ, несомненно, станут ориентиром и для основной массы российских лечебных учреждений.