Сотрудничество с системой образования — один из ключевых факторов стратегического развития любого ИТ-вендора, который входит в лидирующую группу компаний, претендующих на роль не только системообразующих игроков ИТ-рынка, но и формирующих, если угодно, идеологию развития ИТ-отрасли. Google лишь относительно недавно вошла в состав узкого слоя элиты ИТ-бизнеса, но в силу обстоятельств для этой корпорации актуальность взаимодействия с высшей и средней школой имеет особое значение. Ведь деятельность этой компании базируется на продвижении качественно новых технологий и, что еще важнее, бизнес-моделей работы на ИТ-рынке. И ставка тут делается в первую очередь на молодое интернет-поколение специалистов и пользователей.

Это поколение уже сейчас составляет заметную долю ИТ-кадров в отрасли (имея в виду и заказчиков), хотя пока в основном на уровне среднего и младшего персонала. Но уже через три-четыре года они начнут переходить в категорию руководящего звена, а самое главное, на работу выйдут те, кто сегодня еще учится в институте или заканчивает школу. Вот тогда и начнется настоящая борьба Google за лидерство c ИТ-ветеранами (IBM, Microsoft и др.).

В конце марта Google провела конференцию для преподавателей и специалистов в области образования. Уже само название мероприятия — “Образование 2.0” — отражало его нацеленность на продвижение в эту сферу технологий Web 2.0, что в свою очередь подразумевает и новые формы использования ИТ в учебном процессе. Организаторы отказались и от традиционных форм общения со слушателями в виде последовательности пленарно-секционных презентаций, начав конференцию с открытой дискуссии, участниками которой стали представители высшей и средней школы, общественных организаций, ИТ-бизнеса и СМИ.

В ходе обсуждения были затронуты вопросы влияния Интернета на авторитет школы, возможности и риски, которые создает распространение компьютеров в системе образования, потенциал использования ИТ и Интернета для развития творческих способностей учащихся. Участники дискуссии отметили, что активное внедрение ИТ делает учебный процесс более ярким, насыщенным информацией, но при этом не упрощает работу учителя. Более того, ИТ во многом изменяют форму и содержание образовательного процесса, выдвигая качественно новые требования к преподавателям. Сегодня, в эпоху Web 2.0, учителю для поддержания собственного авторитета уже не помогут такие традиционные атрибуты его “власти”, как указка и классный журнал. На первый план выходит готовность преподавателя учиться вместе со своими учениками, не отставая от них и в освоении ИТ. Что же касается высшего образования, то здесь изменения, связанные с использованием ИТ, в первую очередь проявятся в том, что университеты благодаря современным технологиям получат шанс вернуться к своим истокам, когда они являлись скорее сообществами, чем бюрократическими структурами.

В рамках дискуссии был затронут и такой важный вопрос. С одной стороны, необходимость и польза ИТ для образовательной сферы давно не вызывают сомнениий. Но с другой стороны, в нашей стране обсуждение роли Интернета в образовании слишком часто ведется в “охранительных” терминах: как защитить детей от негативного влияния Сети, как сохранить авторитет школы при наличии альтернативных источников знаний, как предотвратить списывание и плагиат и т. д. При этом позитивные возможности ИТ отходят куда-то на второй план. Участники дискуссии отметили, что причиной этому во многом является неготовность системы образования к перестройке в условиях динамичного развития технологических инноваций.

В частности, один из традиционный упреков в сторону Интернета со стороны учителей — почти неограниченные возможности для списывания и использования готовых решений (например, для сочинений). Но, может быть, проблема заключается просто в том, что традиционная многовековая система домашних заданий, подразумевающая сугубо индивидуальную работу учеников (хотя на практике этого никогда и не было), сейчас уже устарела?

Сегодня уже стало общепризнанным, что для достижения личного успеха в современном обществе на первый план выходят умение использовать накопленные человечеством знания, находить и критически оценивать нужную информацию, работать в команде, организовывать проектную деятельность и т. д. Может быть, именно на формирование таких навыков должна быть нацелена домашняя работа учащихся, а для развития и тестирования персональных творческих способностей нужно находить какие-то другие формы? Не говоря уже о том, что современные ИТ дают в руки учителя и весьма совершенные инструменты борьбы с откровенным плагиатом — просто он должен владеть этими средствами не хуже своих подопечных.

Впрочем, возвращаясь к конференции, нужно сразу сказать, что проведенная дискуссия конечно же не поставила все точки над “i”. Несмотря на усилия ведущих, обсуждение проходило весьма сумбурно, и порой казалось, что участники — ИТ-специалисты и преподаватели — разговаривают на разных языках. И тем не менее можно уверенно говорить, что именно такие живые обсуждения нужны сегодня, чтобы помочь российской системе образования соответствовать требованиям времени и поддерживать свою конкурентоспособность (это, конечно, больше относится к высшей школе) в мире.

Вторая часть конференции была посвящена практическим вопросам использования онлайновых сервисов Google в образовательных учреждениях. Состоялась серия мастер-классов, на которых сами преподаватели представили свой опыт в области использования веб-технологий в учебном процессе. В частности, там было рассказано о создании с помощью инструментов Google интернет-ресурса МГИМО для совместной учебной и исследовательской работы студентов и преподавателей, показан пример планирования и организации международной студенческой конференции, проведенной в Российском государственном медицинском университете, представлены общешкольный интернет-ресурс, а также реализованный в московской гимназии № 45 проект по управлению расписаниями и по совместной работе учителей и учеников над документами, и всё это на базе различных служб Google. Один из слушателей так выразил в кулуарной беседе свое мнение об увиденном: “Просто поразительно, как простыми инструментами решаются действительно серьезные и нужные задачи”.

Нужно добавить, что прямо на конференции все желающие могли зарегистрировать службы Google для своего учебного заведения и получить возможность пользоваться интегрированным онлайн-пакетом Google Apps for Education, включающим электронную почту на основе Gmail, календарь-планировщик, редактор текстовых документов, таблиц и презентаций и сервис обмена мгновенными сообщениями. По оценкам организаторов, такой возможностью воспользовалась почти половина из шестисот с лишним участников мероприятия, большинство которых составляли школьные учителя и преподаватели вузов.