Управление бизнес-процессами (Business Process Management, ВРМ) помогает повышать производительность и четче видеть происходящее, однако практическая реализация технологии BPM порой сталкивается с трудностями.

Столбовая дорога

Сначала о приятном: технология BMP уже получила широкое распространение. Согласно результатам недавних исследований, сегодня проекты в данной области вынашивает и реализует большинство предприятий.

Но есть и плохая новость. Чтобы достичь успеха, приходится перестраивать реальные процессы, что порой дается нелегко. Подтверждением тому может служить, скажем, опрос Forrester Research, в рамках которого большинство ИТ-специалистов из 142 компаний, возлагавших на технологии BPM особые надежды, не смогли однозначно оценить их результативность. ПО такого типа, как известно, призвано обеспечить управление всей работой организации на уровне базовых процессов (интеграции приложений, выполнения деловых процедур и управления документооборотом), непрерывно оптимизируя их.

Вот только, как показал анализ данных проведенных опросов, результативности проектов ВРМ во многом мешает нежелание организаций менять устоявшиеся бизнес-процессы. Так, более 40% опрошенных исследователями Virtusa Corp. и PRTM Management Consultants ИТ-менеджеров сообщили, что у них просто нет подходящих кадров для управления программами подобного типа. “Значение таких изменений должно в полной мере осознать в первую очередь руководство, — подчеркивает Тарун Шарма, один из директоров поставщика ИТ-сервисов Virtusa. — Следует признать, что стандартизация BPM в качестве ключевого инструмента делает на предприятиях только первые шаги”.

Проведенный Virtusa/PRTM опрос менеджеров и ИТ-специалистов 125 компаний показал, что лишь 15% из них имеют четкое видение перспектив ВРМ, хорошо представляют себе цели и задачи новой технологии. Вот что говорит по этому поводу директор Virtusa по маркетингу Марк Хиберт: “Как показывает наш опыт, чтобы добиться максимальной отдачи от крупных инициатив наподобие ВРМ, компании нужно обязательно предусмотреть в своих долгосрочных планах четкие цели совершенствования бизнеса”.

Многие из опрошенных отметили, что проекты ВРМ в их компаниях не получают должной поддержки высшего руководства. Лишь в 24% компаний, как оказалось, во главе таких проектов стоит вице-президент или другой топ-менеджер.

Интересные выводы навевают и интервью с теми, кто не смог однозначно оценить результаты ВРМ. Хотя 72% из их числа и сообщили о наличии в компании ИТ-систем коллективной работы, последующие беседы показали, что в большинстве своем такой инструментарий используются плохо. Средства управления знаниями, разделяемые файловые системы и другие подобные технологии, используемые для налаживания совместной работы, зачастую, как выяснилось, неэффективно структурированы, им не хватает адекватного контроля версий и связи с бизнес-процессами.

Самым же неожиданным открытием, которое было сделано в ходе опроса Virtusa/PRTM, Хиберт счел то, что технология управления бизнес-процессами очень часто используется в качестве инструментария, когда разрабатывается новая продукция или внедряются инновации. О том, что ВРМ интересует их в первую очередь именно в таких ситуациях, заявила почти половина опрошенных (47%). “В прошлом инновации считались сродни искусству, но в последнее время они все больше и больше рассматриваются как результат совершенствования процессов, — поясняет свое удивление Хиберт. — Любой инструментарий, включая и ВРМ, который помогает формализовать процессы и бизнес-правила, становится эффективным катализатором инноваций”.

Второе исследование, проведенное компанией Forrester Research, также продемонстрировало рост популярности проектов и инструментов управления бизнес-процессами. Опрос 449 влиятельных менеджеров из североамериканских и европейских стран показал, что около 60% из их числа уже пользуется технологией ВРМ, а еще 19% планирует взять ее на вооружение в ближайший год. Сходные результаты принесло и исследование 160 с лишним корпоративных структур США и Великобритании, проведенное той же Forrester Research. Согласно ему, более 85% предприятий либо уже развернуло системы управления бизнес-процессами, либо развертывает их в рамках одного или нескольких проектов.

Исследование Forrester, к которому привлекались в основном вице-президенты, директора и менеджеры, отвечающие за корпоративную архитектуру, также продемонстрировало неоднозначную оценку результатов развертывания ВРМ. Около 60% опрошенных признались, что такие проекты в чем-то оказались успешными, в чем-то ничего не дали, а еще в чем-то их успех просто не поддается количественной оценке. И лишь 37% респондентов заявили о получении явного выигрыша от внедрения технологии ВРМ, который можно более-менее точно измерить.

А вот ИТ-архитекторы, как оказалось, придерживаются совершенно противоположного мнения. По оценке 60% опрошенных специалистов такого ранга, при реализации проектов ВРМ поставленные цели были достигнуты, а примерно 20% утверждает даже, что их удалось превзойти.

  • Какие же преимущества дает технология управления бизнес-процессами? Те, кто считает реализацию ВРМ успешной, чаще всего относят сюда следующее: повышение производительности труда участников процессов (24%); ·
  • возможность следить за ключевыми процессами в реальном времени (18%); ·
  • простоту и удобство гибкого изменения процессов (15%); ·
  • возможность моделировать бизнес-процессы (13%); ·
  • единообразие процессов во всех подразделениях предприятия (12%); ·
  • оптимизацию процессов (12%).

Опросом были охвачены компании с самым разным уровнем доходов, начиная со 100 млн. долл. и заканчивая 5 млрд. долл. Наибольшая их часть приходилась на производственный сектор (27%), далее шли финансовые организации (19%), поставщики профессиональных услуг (15%), компании розничной и оптовой торговли (9%).