Госзаказы города оказались под электронным контролем

На форуме-выставке ГОСЗАКАЗ-2008, прошедшем в конце марта в столице, демонстрировался ряд автоматизированных систем, призванных повысить прозрачность сделок в области распределения государственных и муниципальных заказов и установить действенный контроль за исполнением государственных контрактов, обеспечивая тем самым экономию бюджетных средств. Одной из таких систем, вызвавших большой интерес у многочисленных посетителей, была Автоматизированная информационная система ведения единого реестра контактов и торгов (АИС ЕРКТ).

“Ее история, — рассказывает руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет, ТК) Геннадий Дёгтев, — началась в 2003 г., когда в столице для реализации государственной политики в области проведения городских конкурсов и аукционов был создан Тендерный комитет. Именно тогда этому органу, уполномоченному проводить конкурсы и аукционы на размещение городского заказа, потребовался современный высокотехнологичный информационный механизм, способный качественным образом преобразить всю систему организации и проведения конкурсов и аукционов в столичном мегаполисе. Без такого инструмента выполнение решений Правительства Москвы, направленных на обеспечение эффективного использования бюджетных средств, при формировании, размещении и исполнении городского государственного заказа, нам не представлялось возможным”.

Тендерному комитету совместно с Управлением информатизации города Москвы и генеральным конструктором городской целевой программы “Электронная Москва” была поручена координация работ по созданию АИС ЕРКТ и внедрению унифицированных решений во взаимодействии с существующими информационными системами и технологиями во всех структурах органов исполнительной власти города, выполняющих функции распорядителей бюджетных средств Москвы.

Цели и выбор

Изначально были поставлены такие цели намечаемой работы: установление единого порядка размещения государственных заказов; повышение эффективности использования средств бюджета; расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении государственных заказов и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции; автоматизация процессов объявления конкурсов и торгов, приема заявок и конкурсных процедур.

“Создаваемая система должна была обеспечить не просто формальное соблюдение законодательства всеми игроками в сфере размещения и исполнения государственного заказа, а полноценную автоматизацию деятельности органов исполнительной власти в соответствии с их функциями, — пояснил Геннадий Дегтев. — Создание и внедрение АИС ЕРКТ относились к приоритетным мероприятиям ГЦП “Электронная Москва»”.

В ноябре 2004 г. исполнителем работ по созданию и развитию АИС ЕРКТ стало государственное унитарное предприятие Москвы ГНПП “Гранит-Центр” (“Гранит”), ставшее победителем открытого конкурса, и проект стартовал. “Гранит” занялся разработкой технического задания (ТЗ), а затем вопросами создания, внедрения и сопровождения АИС ЕРКТ. Кроме того, он принял участие в подготовке регламентов работы и интеграции АИС ЕРКТ с другими городскими системами.

На Тендерный комитет были возложены задачи разработки методических норм, выпуска нормативных правовых актов о функциях АИС ЕРКТ, обеспечения развития конкурентной среды, также он привлекался к участию в разработке ТЗ.

Этапы пути

По словам главного конструктора АИС ЕРКТ Юрия Вартанова, на первом этапе работ по проекту решались наиболее острые проблемы, такие как учет государственных и инвестиционных контрактов. По словам руководителя ТК, выступавшего генеральным подрядчиком, специалисты “Гранита”, при участии НЦИТ (Национальный центр информационных технологий) “Интертех” успешно справились с задачей на первом этапе: распоряжением Правительства Москвы АИС ЕРКТ вводится в промышленную эксплуатацию в декабре 2005 г.

Однако с принятием в том же, 2005-м нового федерального закона № 94-Ф3, устанавливающего единые правила по госзакупкам в стране, пришлось после тщательного изучения всех его деталей дорабатывать и развивать АИС в соответствии с новыми требованиями. Так, был реализован блок размещения заказа и созданы мощная аналитическая подсистема и подсистема мониторинга. “Затем, — рассказывает Юрий Вартанов, — у нас возникло понимание необходимости четкого планирования заказа с целью его более ритмичного размещения и сокращения затрат на проведение конкурсных процедур за счет организации совместных торгов”.

Одним из этапов разработки и внедрения были испытания, которые выполнялись по мере готовности каждого модуля АИС ЕРКТ, после чего проводилось комплексное тестирование, включая нагрузочное. “Поскольку с функционированием системы связаны очень многие критически важные процессы в городе, мы стремились к тому, чтобы она обеспечивала круглосуточную работоспособность и показывала высокую отказоустойчивость, — поясняет г-н Вартанов, — Постоянно проводится структурный анализ кода системы и его оптимизация, технологический апгрейд системы, используются новейшие технологии при ее совершенствовании”.

Одной из относительно новых форм деятельности, поддерживаемых АИС ЕРКТ, стали электронные торги. Три площадки, отобранные по конкурсу, интегрированы в единую систему. С января 2007 г. на них проведено более 600 виртуальных торгов. Причем они очень быстро набирают силу: за последние три месяца минувшего года таких аукционов объявлено больше, чем за весь предшествующий год и первую половину 2007-го.

По словам Юрия Вартанова, сейчас основная работа направлена на затачивание возможностей АИС ЕРКТ под нужды конкретных органов исполнительной власти, наделенных специальными функциями в сфере размещения заказа. Это и автоматизация деятельности недавно созданного контрольного органа города Москвы в сфере размещения заказа (Контрольного комитета), и подсистема электронного согласования различных видов документов органами исполнительной власти, и обеспечение деятельности единых торговых площадок города Москвы, и др.

Трудности внедрения

Одной из главных особенностей АИС ЕРКТ, которые необходимо было учитывать при ее создании, являлась ее преемственность, поскольку в соответствии с ТЗ все работы нужно было вести с учетом уже введенных в эксплуатацию функциональных модулей действующей городской системы.

Вторая и не менее важная особенность АИС ЕРКТ — это ее интеграция с действующими системами комплексов городского хозяйства — архитектуры, строительства, реконструкции и развития города; департаментов — финансов, земельных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды, а также других структур исполнительной власти Москвы.

По словам г-на Вартанова, это была одна из первых масштабных общегородских систем и, конечно, на начальных этапах приходилось решать огромное количество организационных проблем, связанных с необходимостью обучения тысяч пользователей в короткие сроки, создания нормативно-правовой базы по применению данной системы, масштабирования системы из-за увеличения нагрузки. Масштабируемость системы была обеспечена изначально правильным выбором ее трехзвенной архитектуры с «тонким клиентом».

Для решения задач бесперебойной работы АИС ЕРКТ была создана Служба ведения реестра АИС ЕРКТ, которая обеспечила ведение единых справочников системы, обучение, техническую поддержку пользователей в режиме «горячей линии». В то же время Тендерный комитет активно разрабатывал нормативно-правовую базу функционирования АИС ЕРКТ.

Не все организации смогли разобраться в юридических тонкостях быстро меняющегося законодательства, в части оформления контрактов на госзаказы и т. п. Геннадий Дёгтев вспоминает: “Препятствием при внедрении АИС ЕРКТ, которое мы все же смогли преодолеть, оказалась необходимость организации масштабного обучения как представителей заказчиков, так и поставщиков товаров и услуг правильному оформлению госзаказов и контрактов. Это было связано с вводом в действие в 2006 г. закона № 94-Ф3, а за ним — последующих дополнений и корректив, вносимых правительством страны, что потребовало четко и квалифицированно донести до участников торгов не только основные положения этого закона, но и дать правильные разъяснения и комментарии”.

Одной из проблем оказалось внедрение электронной цифровой подписи для дистанционного удостоверения документов. Были выбраны и интегрированы с городской системой АИС удостоверяющие ЭЦП центры.

Что сделано

Сегодня АИС ЕРКТ обеспечивает автоматизацию целого ряда процессов: планирование закупок в рамках городского государственного заказа и инвестиционных проектов; размещение городского заказа и инвестиционных проектов по исполнителям-инвесторам; формирование и ведение реестрового учета государственных и инвестиционных контрактов и торгов Москвы; контроль за исполнением городского заказа и инвестиционных проектов; контроль целевого и рационального использования бюджетных финансовых средств, выделенных на выполнение городского заказа и инвестиционных проектов.

По словам Геннадия Дёгтева, система, в полной мере отвечая требованиям федерального закона № 94-ФЗ, реализует функции Web-портала госзакупок, где размещается вся информация — от электронной заявки до итогов конкурсов и торгов. Причем все это отражается в едином и последовательном технологическом процессе.

АИС ЕРКТ работает в корпоративной мультисервисной сети (КМС) Правительства Москвы. В инфраструктуру, на которой инсталлировано ПО АИС ЕРКТ, входят 14 блейд-серверов фирмы HP. Десять из них заняты под сервер приложений (ASP.NET) и четыре — под СУБД Oracle 10g. Всю инфраструктуру с нуля создал “Гранит”. Платформой для разработки системы служила Microsoft .NET 2.0.

По словам главного конструктора системы, ПО АИС ЕРКТ включает 2,7 млн. строк кода, размер базы данных составляет 200 Гб информации, файловый архив вмещает 2 Тб данных. При функционировании системы дневной трафик достигает 60 Гб при среднем времени обработки запроса 1,5 с. Ежедневно в систему поступает от пользователей до 2,3 млн. запросов.

По мнению Геннадия Дёгтева, в АИС ЕРКТ достигнута максимальная централизация стандартов и технологий. И ответственность здесь несут все участники процесса: департамент города Москвы по конкурентной политике — за технологию, а заказчик и поставщик — за достоверность информации, которую они удостоверяют ЭЦП.

Еще одна особенность АИС ЕРКТ заключается в том, что система не создает никаких дублирующих ресурсов и функций, а ее данные являются ключевыми для других систем. Программные и технические решения надежно обеспечивают возможность реализации новых перспектив развития и модернизации.

Г-н Дёгтев поясняет: “АИС ЕРКТ — многоплановая система. Она охватывает город целиком и полностью. Каждый государственный заказчик на удаленном рабочем месте сам вносит в систему итоги заключаемого государственного контракта или договора. В процессе развития системы выполнены работы по оптимизации ее программных модулей. Введены в действие аналитический модуль системы, формирующий сводные данные о ходе размещения городского заказа и исполнения государственных контрактов; подсистемы мониторинга размещения госзаказа, взаимодействия с электронными торговыми площадками и со смежными информационными системами, автоматического формирования конкурсной документации, подготовки и согласования нормативных и правовых актов, утверждающих инвестиционные контракты; реестр участников размещения заказа”.

Итоги и перспективы

“Сегодня, — подводит итоги Геннадий Дёгтев, — в масштабе столицы АИС ЕРКТ стала одной из важнейших городских межотраслевых систем. Мы добились прозрачности размещения заказа, высокого показателя экономии бюджетных средств на торгах, строгого контроля на всех этапах размещения и исполнения заказа, развития конкурентной среды и повышения качества работы органов исполнительной власти Москвы”.

АИС ЕРКТ взаимоувязана со многими другими информационными системами (ИС) и обеспечивает оперативный информационный обмен с ИС комплексов городского управления Москвы. В частности, по его словам, ее развитие способствовало активизации широкого применения ЭЦП. Правом ЭЦП сегодня владеет более 3000 операторов, которые вносят в систему информацию о контрактах или торгах, и свыше 1300 работают в режиме просмотра.

К началу февраля 2008 г. в АИС ЕРКТ было зарегистрировано более 600 тыс. контрактов. При этом динамика роста остается стабильно высокой. Только в 2007 г. зарегистрировано порядка 270 тыс. контрактов на сумму более 835 млрд. руб.; при этом проведено свыше 80 тыс. торгов объемом около 450 млрд. руб., в которых приняли участие более 220 тыс. поставщиков, а снижение стартовых цен составило в среднем 7,7%. У АИС ЕРКТ сегодня около четырех с лишним тысяч пользователей и более 1000 рабочих мест операторов.

АИС ЕРКТ, как главный технологический инструмент системы организации госзакупок продолжает развиваться и совершенствоваться. Ее способность наращивать потенциал, привлекая другие информационные ресурсы, значительно повышает эффективность организации госзакупок, поскольку возможности этой системы становятся доступными для других информационных систем.

Сейчас идет подготовка к вводу в промышленную эксплуатацию первой очереди АРМ Контрольного комитета. Эта подсистема позволит проводить безбумажное электронное согласование вопросов, связанных с заключением контрактов и дополнительных соглашений к ним, что, в свою очередь, ускорит и упростит работу как контролирующего органа, так и государственных заказчиков. Также эта система даст возможность автоматизировать работу Контрольного комитета в части обработки поступающих жалоб от участников размещения заказа и т. п.

“В скором будущем, — сказал Геннадий Дёгтев, — мы ожидаем увеличения числа пользователей АИС ЕРКТ из состава Контрольного комитета, новых подразделений ТК, операторов единых электронных торговых площадок, которые начнут использовать ее ресурсы”.

В числе первоочередных задач дальнейшего развития АИС ЕРКТ — разработка новых сервисов, позволяющих контролировать процесс государственного заказа и качество вводимой пользователями информации. Согласование и утверждение конкурсной документации и контрактов, отслеживание стартовых цен на сопоставимые товары, работы и услуги, формирование реестра недобросовестных поставщиков — все это будет осуществляться в электронном виде.