Как свидетельствует мировая статистика, объемы создаваемой в электронном виде информации уже давно превосходят совокупный тираж печатаемых документов. Тем не менее масштабы бумажного документооборота продолжают расти. Одна из сфер, где потребность в печатной продукции до сих пор очень велика, — это образовательные учреждения. Современный учебный процесс и ведущиеся в вузах научные исследования немыслимы без разного рода учебников, методических пособий, курсовых и дипломных проектов, отчетов, диссертаций. Чтобы удовлетворять потребность в необходимой печатной продукции, крупные вузы нашей страны уже давно обзавелись собственными типографиями. В их числе и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ, Политех).

По свидетельству д. т. н., профессора, начальника управления информационных ресурсов СПбГПУ, директора издательства этого вуза, президента Издательско-полиграфической ассоциации университетов России Александра Иванова, ежегодно издательско-полиграфический комплекс университета выпускает более 600 наименований учебно-методической и научной литературы. При этом, как информирует Российская книжная палата, начиная с 2003 г. издательство СПбГПУ неизменно занимает первое место среди вузов Российской Федерации по количеству наименований книг, выпускаемых для обеспечения учебного и научного процессов высшей школы Санкт-Петербурга. В настоящее время это соответствует более чем 5000 учетно-издательских листов суммарным тиражом 250 тыс. экземпляров.

Конечно, университет не стоит в стороне от современных информационных технологий и веяний времени. Более того, СПбГПУ вошел в число победителей конкурса лучших инновационных вузов, проведенного в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. В ходе реализации данного проекта уже завершен первый этап модернизации базовой инфраструктуры компьютерной сети университета: в 11 корпусах Политеха организуются узлы доступа в Интернет, обеспечивающие скорость передачи данных 1 Гбит/с.

Кроме того, сейчас в университете разворачиваются масштабные работы в области электронного документооборота. Содействовать этому процессу должно и открытие первого в нашей стране вузовского цифрового типографского центра. Он создан на базе печатного комплекса третьего поколения Xerox iGen3 110 Digital Production Press. Вместе с ним инфраструктуру центра составляют аппараты DocuColor 5252, DocuTech 6100 Book Factory для печати книг с онлайн-брошюровщиками CP Bourg BB2005 и CP Bourg BDFx.

Как рассчитывают в СПбГПУ, приобретенный комплекс позволит ускорить перевод в электронный вид фондов библиотеки и архива университета, в том числе инженерно-технической документации различных форматов, к тому же его можно будет использовать в качестве электронного хранилища учебно-методической информации, материалов издательства и других издательских центров.

Пришедший на смену офсетному оборудованию цифровой комплекс открывает перед учебным заведением новые возможности. По словам Александра Иванова, в настоящее время возрастает роль оперативности при изготовлении документов для университетских нужд. “Срок жизни информации достаточно короток, поэтому оперативность очень важна при изготовлении книг и брошюр, — пояснил он. — Что касается сроков исполнения, то теперь, как правило, речь идет о часах, хотя еще вчера сроки печати в издательстве “Политеха” исчислялись днями. Правда, основной вопрос здесь стоит иначе: сможет ли вузовское издательство отредактировать и подготовить файл для печати в требуемый срок. Ведь печатный комплекс — это техника, а процессы редактирования и верстки выполняются людьми, и до сих пор никто не придумал им замену на этих технологических стадиях”.

По информации СПбГПУ, сейчас практически все рукописи — 99% — готовятся преподавателями на домашних ПК (в электронном виде). При этом часть электронных материалов уже поступает в виде, готовом к печати, — в формате PDF. Если все же автор приносит свою рукопись в отпечатанном виде, то в этом случае она сканируется и обрабатывается на специализированном рабочем месте Xerox Free Flow Make Ready. После этого выходной файл (как правило, в формате PDF) поступает на печать и одновременно на хранение на издательском сервере документов. Это позволяет в дальнейшем выкладывать документы в свободный доступ в Интернете.

Новый комплекс расширяет возможности издательского центра по работе с цветом. Как считает к.т.н., менеджер Xerox по маркетингу Леонид Коновалов, печать цветных документов (т. е. с использованием цвета и полноцветных) востребована в вузах для очень большого круга приложений: это и обложки книг, и иллюстративный материал, и представительская продукция, и персонализированные документы для адресных рассылок, и другие печатные материалы. Практика показывает, что потребности конкретного вуза в цветных документах варьируются в достаточно широких пределах.

“Время черно-белых научных и учебных изданий прошло, — соглашается Александр Иванов. — Сегодня, в наш информационный век, любой преподаватель хочет видеть свой иллюстративный материал в качественном цветном исполнении. Другой вопрос: сколько это будет стоить?”

Действительно, насколько экономически оправдано приобретение комплекса iGen3 для университетских нужд? Почему, скажем, университету не использовать модель аутсорсинга, заказывая услуги цифровой печати на стороне? Как считает Леонид Коновалов, в долгосрочной перспективе аутсорсинг будет обходиться дороже, чем собственная ресурсная база, а iGen3, обладая такими возможностями, как, например, печать по требованию (Print on Demand), позволяет существенно снизить общие затраты, связанные с поддержанием склада готовой продукции, сокращением отходов производства. При этом обеспечивается высокое качество продукции, что немаловажно для университета, ведь к учебной литературе предъявляются в том числе и достаточно жесткие санитарные требования. Благодаря технологии Print on Demand стоимость одного печатаемого экземпляра практически не зависит от тиража, а печать, скажем, книги занимает несколько минут и сопоставима по себестоимости с офсетной печатью.

У Александра Иванова более широкий взгляд на вопрос: “Для нас iGen3 -- это не только комплекс для реализации печатных работ, но и учебно-лабораторная база для студентов, обучающихся по специальности “Полиграфические машины и автоматизированные комплексы”. Новый комплекс не только расширяет предлагаемый издательством набор полиграфических услуг, но служит и лабораторной базой для подготовки высококвалифицированных специалистов в области цифровой печати, нехватка которых с каждым годом ощущается все острее. Мы стремимся к высокому качеству обучения, поэтому стараемся внедрять у себя самые передовые технологии”.

По мнению г-на Коновалова, iGen3 способен конкурировать с высококачественной офсетной печатью на тиражах объемом до 3000 экз., особенно в случаях, когда тираж "нужен был еще вчера». Однако Александр Иванов, ссылаясь на собственные расчеты, полагает, что в данном случае речь идет скорее о тиражах не более 500 экз.

Фактически совместный с Xerox проект в СПбГПУ только стартовал: проведено обучение персонала, подготовлено помещение в соответствии с требованиями по эксплуатации iGen3, началось коммерческое его использование. Сейчас в типографском центре вуза выполняется печать с применением материалов различной плотности и состава, однако центр ориентирован прежде всего на оперативное сопровождение образовательного процесса, обеспечение учебной и методической литературой студентов и преподавателей.

В настоящее время загрузка комплекса составляет 5%. В соответствии с планами издательского центра после проверки работоспособности комплекса и его тестирования по всему спектру возможностей загрузка будет составлять 95% (при пятидневной рабочей неделе). Но есть даже опасения, что один комплекс не сможет справиться с необходимым университету объемом производства. Впрочем, как замечает Александр Иванов, пока прогнозы относительно полного использования потенциала iGen3 строить рано.

В соответствии со сложившейся практикой издательство СПбГПУ работает не только по внутренним заказам — до 60% работ выполняется для сторонних клиентов, в число которых входят такие известные компании, как “Цептер”, “Росгосстрах”, “Калевала”, “Плазмацентр”, White Hall, торговый дом “Кристалл”, ЛМЗ, а также Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, 12 петербургских и 70 российских вузов. “Процесс обслуживания сторонних заказчиков уже длится более десяти лет и постоянно находится в развитии, но только сейчас у нас создан специальный департамент маркетинга и продаж, призванный обеспечить существенный доход университету за счет использования инновационного полиграфического оборудования ”, — уточнил Александр Иванов. Благодаря в том числе и внешним заказам примерный срок окупаемости приобретенного оборудования (iGen3), по оценкам Xerox и СПбГПУ, составит три-четыре года.

iGen3 — как любое полиграфическое оборудование для высококачественной печати — относится к разряду сложных систем, для корректной работы которых необходимо выполнение целого ряда эксплуатационных требований: например, нужно обеспечить работу специальной системы поддержания определенных климатических условий. Поэтому при покупке подобных комплексов очень важно не забыть включить в контракт пакет услуг по установке и сервисному обслуживанию.

iGen3 в России

iGen3 позиционируется компанией Xerox как тиражная машина, способная по качеству, производительности и себестоимости печати потеснить офсетное оборудование при тиражах до 3000 экземпляров.

Первые поставки печатных машин iGen3 в США начались во второй половине 2002 г.; затем список стран -- потребителей системы постепенно расширялся. В нашу страну аппарат поставляется с 2003-го. По информации Xerox, с момента официального запуска iGen3 в России было установлено более 20 машин.

Основными заказчиками iGen3 являются компании из сегмента коммерческой оперативной полиграфии (Graphic Arts), а именно: крупные предприятия, в которых уже установлена одна или несколько машин семейства DocuColor, подразделения цифровой печатной полиграфии, сервисные бюро, крупные корпорации с большим количеством сотрудников и выходом на внешние рынки (авиа- и судостроительные, пищевые, фармацевтические, добывающие отрасли и т. п.), провайдеры услуг и предприятия связи.

“С компанией Xerox университет работает с 2004 г., и весь спектр фирменного оборудования, поставленный за последние годы, обслуживается вполне адекватно нашим нуждам, — отметил Александр Иванов. — Всякое бывало, но консенсус всегда находился и, надо сказать, сам сервис от Xerox всегда был на высоте. Другое дело — его стоимость. Вместе с тем мы понимаем, что через два-три года цены оттиска неизбежно начнут снижаться: это закон экономики”.

Как подчеркнул Леонид Коновалов, качественное сервисное обслуживание, в том числе и в период гарантийных обязательств производителя, является одним из приоритетов Xerox, а обеспечению сервиса iGen3 компания уделяет особое внимание.

“Запуск системы включает обязательную трехнедельную подготовку операторов заказчика, а также постоянное сервисное и аналитическое сопровождение 5×8 (пять дней в неделю по 8 ч) в течение первого месяца работы, что позволяет нашим заказчикам выбрать оптимальный режим работы оборудования с учетом своих требований и в дальнейшем наиболее полно использовать возможности оборудования”, — уточнил он. По словам г-на Коновалова, с момента установки оборудования заказчики получают возможность заключить контракт на полное сервисное обслуживания оборудования (FSMA), который предусматривает фиксированное время реагирования, включает поставку расходных материалов и запасных частей, аналитическую и сервисную поддержку; при этом заказчик может приобретать тонер отдельно по мере его расходования.

По информации Xerox, СПбГПУ стал первым в Европе вузовским типографским центром на основе iGen3 (одновременно в издательском центре университета сохраняется загрузка и традиционного офсетного оборудования). Заинтересовались ли этим решением другие ведущие российские вузы? В компании утверждают, что интерес к подобному оборудованию есть, однако поскольку к настоящему времени еще не закончилась первая волна модернизации вузов, это обстоятельство является серьезным барьером для внедрения там высокотехнологичных решений. “Такое оборудование, как iGen3, устанавливается уже после создания инфраструктуры, так что пока, к сожалению, это могут себе позволить далеко не все российские вузы, — пояснил суть проблемы Леонид Коновалов. — В отличие от СПбГПУ, который является пионером внедрения технологий печати по требованию, другие вузы сейчас делают только начальные шаги на пути модернизации собственной цифровой полиграфической базы. И это обусловлено не столько заменой оборудования, сколько изменением технологических процессов, а также совершенствованием организационной структуры вузовских издательств и типографий. Для максимально эффективного использования возможностей технологии печати по требованию необходимо наличие современной информационной системы вуза”.

По словам г-на Коновалова, iGen3 — достаточно новое и сложное оборудование, подготовительный период для его приобретения длится более года. Проект с СПбГПУ, в частности, потребовал подготовки в течение двух лет, поскольку специалисты этого вуза достаточно долго оценивали возможности iGen3, анализировали потенциальные выгоды от использования данного решения в своем университете. Для более тщательного знакомства с организацией работы с iGen3 компания организовала поездки специалистов Политеха в образовательные учреждения США (где уже установлено это оборудование) и консультации с экспертами.

По мнению Александра Иванова, ответ на вопрос о том, почему СПбГПУ оказался пока единственным вузом, где развернут комплекс на базе iGen3, имеет финансовую и кадровую составляющие. “При наличии средств нужен еще и грамотный менеджмент для инсталляции, развития и регулярной работы цифрового типографского центра. А это на сегодня проблема номер один в системе отечественного высшего профессионального образования, — пояснил он. — Можно констатировать, что научный и управленческий потенциал политехнического университета находится на высоком уровне, и уже сейчас ясно, что проект с переоснащением нашего издательства принял вполне осязаемые бизнес-очертания”.