“С резервным копированием сегодня дела не в порядке, — констатирует Стефани Балаурос, главный аналитик Forrester Research. — Все больше людей считают недопустимой любую потерю данных, тогда как большинство организаций переходит на круглосуточный режим работы ИТ-сервисов, что не оставляет времени на проведение резервного копирования. Хранение ныне официально стало проблемой, и ею пора заниматься”.

В недавно вышедшем отчете Балаурос отмечала, что в технологиях хранения данных наметились несколько новых тенденций и конвергенция функциональности, призванные помочь справиться с такими сложными проблемами, как рост объемов данных, обеспечение точек восстановления, необходимость сжатия окон для резервного копирования и ограниченность бюджетов.

Чтобы улучшить дела с резервным копированием, считает она, компании должны заняться всей экосистемой, а не частными компонентами стратегии хранения. Важным моментом здесь является отказ от специализированных продуктов в пользу приложений, консолидирующих функциональность. Вместо нестройного комплекта разнородных приложений надо выбрать пакет защиты данных, не только позволяющий управлять копированием, но и имеющий другие опции защиты информации.

Компаниям следует использовать также продвинутые функции таких пакетов, что, по словам Балаурос, делают лишь немногие. Раз есть средства, пользуйтесь ими, советует она: включайте в дело агенты под конкретные базы данных и приложения для упорядочения резервирования, виртуально полные и синтетические процедуры копирования для сокращения выделяемых временных окон, а также резервирование при помощи моментальных снимков, что в ряде случаев позволяет полностью обойтись без служебного окна.

Другая крупная отраслевая тенденция, относящаяся к уровню центров обработки данных, связана с использованием специализированных медиасерверов. “Очень часто среда копирования не имеет емкости, соответствующей размеру данных, реально нуждающихся в резервировании и защите”, — отметила Балаурос.

По ее словам, в конечном итоге данные архивируются. Если у компании нет стратегии архивирования, продиктованной официальными нормативами, ей необходимо ее выработать ради операционных выгод. Вероятно, в ближайшем будущем компании более пристально взглянут на архивирование по весьма разумным причинам, так как хранение нечасто используемых файлов, старой почты и структурированных данных в недорогих средах сокращает затраты и повышает производительность резервного копирования.

На другие направления, которые повлияют на покупку и установку систем в ближайшие годы, указывает Алан Дейли, директор по исследованиям Software Market Research Team фирмы Gartner.

По результатам недавнего опроса пользователей систем хранения Gartner констатировала, что общая тенденция к резервированию данных на диски сохраняет силу и только 35% респондентов копируют данные непосредственно на ленту. Усиливается также использование зеркального дублирования для восстановления данных, сказал Дейли, и не менее 77% организаций уже дополняют или заменяют резервное копирование репликацией.

“Дублирование — более быстрый и легкий способ обеспечить возможность оперативного восстановления информации”, — отметил Дейли.

Вопросы виртуализации

Если не говорить о виртуализации серверов, то, несмотря на обилие дискуссий, виртуализация еще находится в поре детства, хотя постепенно внедряется и для хранения, считает Дейли: “Это главное, и виртуализация может все больше влиять на хранение. Благодаря выделению вы сможете использовать емкость по требованию, что выгодно многим компаниям”.

По мнению Дейли, скоро все также заговорят о дедубликации. И хотя сегодня лишь 17 участников опроса пользуются дедубликацией данных при резервном копировании, почти половина респондентов собирается работать в этом направлении в будущем году.

Это реально важная вещь, учитывая объемы бесполезно дублируемого материала, сохраняемого на серверах организаций, сказал Дейли. Скажем, сотрудник бухгалтерского отдела рассылает по электронной почте презентацию PowerPoint всем членам центральной администрации компании, которые, в свою очередь, пересылают ее в каждый отдел всех филиалов. Единственная презентация тысячи раз тиражируется на серверах компании, и эти экземпляры хранятся как отдельные единицы. Когда такое происходит не один раз в год, серверы памяти замусориваются излишними данными, и здесь никак не помогут обращения к пользователям очищать от ненужных файлов их личные ПК, добавил Дейли.

В целом компаниям следует рассматривать резервное копирование как системный комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых технологий, включающий различное ПО, агенты на клиентах, серверы памяти, корпоративные сети и сети хранения данных, дисковые и ленточные системы, сказал Балаурос.

Ввиду сложности этого комплекса иногда бывает трудно выяснить причины возникающих проблем, например когда резервное копирование завершается с ошибками, не срабатывает восстановление или не в порядке производительность. Ситуацию усугубляет тот факт, что сегодня приходится резервировать доселе небывалые объемы данных, и эта нагрузка будет и далее расти, так как потребности в данных увеличиваются, а паузы в работе сокращаются.

По словам Балаурос, “в некоторых компаниях потребности в памяти ежегодно вырастают на 50%. Поскольку это чревато конфликтами, связанными с бюджетными ограничениями, в будущем году CIO станут чаще жаловаться на проблемы с резервным копированием и готовить обоснования для выделения лишних денег на хранение”.