Основными ИТ-задачами для крупной территориально распределенной компании являются предоставление пользователям и руководителям различных уровней доступа к бизнес-системам для принятия быстрых и правильных решений, обеспечение технического базиса для дальнейшего роста объемов продаж в регионах и, конечно, объединение офисов в рамках единой защищенной корпоративной сети передачи данных. Именно с такими задачами столкнулась “БАТ Россия”, российское отделение “Бритиш Американ Тобакко”, табачной компании с одной из самых широких географий деятельности и более чем столетней историей развития. Масштабный ИТ-проект по созданию интегрированной информационной системы, поддерживающей решения CRM и ERP, в течение почти трех лет осуществлялся силами компании Orange Business Services.

Выбор решения

Помимо перечисленных выше, основными задачами, которые решались во время реализации проекта, вспоминает Василий Пачкория, управляющий филиалом British American Tobacco Shared Services, были обеспечение необходимой инфраструктуры для запуска крупных проектов CRM и ERP, внедряемых в компании, и предоставление унифицированного информационного пространства для всех работников фирмы в России.

“Причем задача для исполнителя, — рассказал г-н Пачкория, — ставилась достаточно жестко: построение единой, надежной и защищенной корпоративной сети передачи данных «БАТ Россия» и СКС более чем в 100 городах России за 10 месяцев с поэтапным вводом в эксплуатацию, в зависимости от сроков развертывания бизнес-систем «БАТ Россия»”.

С точки зрения организации сервиса в “БАТ Россия” рассматривалось два варианта: обычный, когда сервис предоставляется компанией-оператором на базе своей инфраструктуры и мощностей своих партнеров, и вариант виртуального оператора связи, когда организация, предоставляющая услуги, не имеет своей инфраструктуры, а осуществляет управление решениями других поставщиков. “Мы выбрали первый вариант, — заметил г-н Пачкория, — поскольку финансовая модель данного предложения представлялась более предсказуемой. Вместе с этим мы стремились выбрать одного поставщика или в крайнем случае двух, которые могли бы обеспечить предоставление услуги на всей территории России.

С технологической точки зрения мы рассматривали два наиболее перспективных, на наш взгляд, решения — VPN через Интернет и спутниковое подключение, а также их комбинацию с услугой IP VPN. У нас было понимание, что только эти две технологии способны обеспечить организацию каналов связи на всей территории страны. Однако на момент начала проекта мы не смогли получить какого-либо предложения на базе сети Интернет, которое бы нас устроило по уровню сервиса и доступности услуги, поэтому было решено остановится на корпоративном IP VPN со смешанными типом каналов доступа в Сеть — как наземных, так и спутниковых. Впоследствии мы убедились в том, что это решение оказалось надежным, предсказуемым и легко управляемым”.

В целом услуга IP VPN позволяет создать единое корпоративное информационное пространство, обеспечивающее эффективную работу множества подразделений компании, уверен Стефан Сулье, заместитель генерального директора Orange в России и СНГ, поэтому она в первую очередь востребована крупными корпорациями с обширной географией присутствия. Традиционно ее основными заказчиками являются многонациональные компании, финансовые и страховые организации, промышленные предприятия, но сегодня к их числу добавились представители практически всех отраслей российской экономики.

Для реализации проекта “БАТ Россия” был выбран вариант проектного аутсорсинга: Orange предоставляла проектную команду и менеджера проекта, а заказчик — только менеджера-координатора проекта. По мнению Василия Пачкория, это позволило сконцентрировать ресурсы “БАТ Россия” на других важных проектах.

Практика внедрения

Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом (май — июнь 2005 г.) были разработаны технические решения по построению корпоративной сети для 120 офисов по всей России и для инсталляции инженерных систем единого ЦОДа, проведено обследование по возможности подключения/модернизации каналов 40 офисов первого этапа создания сети IP VPN (июнь — июль 2005 г.). На втором этапе (август — сентябрь 2005 г.) были организованы подключение и модернизация каналов офисов первого этапа проекта, построение инженерных систем и сетевой инфраструктуры ЦОДа, установка оборудования, объединение ЦОДов и двух центральных московских офисов компании “БАТ Россия” высокоскоростными каналами передачи данных (скорость 1 Гбит/с). Тогда же (до сентября 2005-го) было закончено обследование возможности подключения оставшихся 80 офисов “второй волны” к сети IP VPN. На третьем, самом масштабном этапе, которой продлился с октября 2005-го до апреля 2006-го, было организовано подключение офисов второго этапа проекта к сети IP VPN. На четвертом этапе (II квартал 2006 — I квартал 2008 гг.) кроме поддержки созданной сети велось подключение вновь открытых офисов заказчика и ИТ-обеспечение действующих, мониторинг созданной сети, инсталляция и предоставление дополнительных ИТ-сервисов, интеграция новых решений в существующую сетевую инфраструктуру.

Стоит отметить, сказал Стефан Сулье, что в рамках проекта была не только реализована телекоммуникационная платформа для “БАТ Россия” в 116 офисах компании, в том числе в труднодоступных и удаленных регионах страны (причем 71 подразделение подключено по спутниковым каналам), но и предоставлены такие сервисы, как видеоконференцсвязь, защищенный доступ мобильных пользователей (по сотовой связи), использующих индустриальные мобильные терминалы и носимые ПК, к централизованным корпоративным системам, фиксированная местная и междугородная/междугородная телефония, инсталлирован конвергентный проект (интеграция фиксированной и мобильной телефонии, FMC), а также обеспечен доступ в Интернет и, разумеется, хостинг ЦОДа “БАТ Россия” в серверном помещении Orange с обеспечением функции “горячего” резервирования. В качестве маршрутизаторов для подключения ЦОДа к сети IP VPN используются Cisco 2821, в качестве интернет-маршрутизатора — Cisco 2851. Пропускная способность IP VPN- каналов — 10 Мбит/с (направление ЦОД — корпоративная сеть) и 7 Мбит/c (направление ЦОД — Интернет для обеспечения работы мобильных пользователей с корпоративными системами через сеть Интернет). LAN-инфраструктура построена на стековых коммутаторах Cisco Catalyst 3750.

Точки подключений офисов различались по техническим параметрам. К примеру, в городах, где используются наземные каналы связи, установлены маршрутизаторы Cisco 805, 1841, 2610XM, а пропускная способность каналов связи региональных офисов определена от 64 до 256 Кбит/с в зависимости от задач подразделений. Фабрики “БАТ Россия” в Санкт-Петербурге и Саратове подключены к каналам связи с пропускной способностью 2 Мбит/с — в этом случае количество данных, необходимых для передачи, более значительно, чем в региональных офисах. В труднодоступных местах, где проводные линии ограничены или отсутствуют, установлены комплекты спутникового оборудования (технология iDirect) — в таких случаях применялись маршрутизаторы iNFINITI Series 3100; скорость канала связи, как и в других территориальных подразделениях, составляла 64—256 Кбит/с (безлимитный объем трафика). Для построения офисной LAN-инфраструктуры служили коммутаторы Cisco Catalyst 2950.

Учитывая тот факт, что ранее в “БАТ Россия” не использовали спутниковые каналы связи, решение о возможности организации таких подключений было принято только после проведения предварительного тестирования на собранном Orange стенде, на котором была опробована работа всех основных бизнес-приложений, запланированных к инсталляции в регионах, включая SAP- и CRM-системы. Как вспоминает Стефан Сулье, тесты проводились с привлечением ключевых пользователей «БАТ Россия» для проверки как субъективного восприятия скорости работы системы, так и всего функционала. Во время испытаний были проверены состояние канала и функционирование приложений с использованием услуги Application Performance Analysis на базе Packeteer, что позволило в том числе определить необходимую полосу пропускания для работы приложений. Работоспособность прикладного ПО была признана приемлемой несмотря на существенные задержки (до 750 мс), характерные для спутниковых каналов связи. Во время тестов и при дальнейшем развертывании услуги было выявлено несколько незначительных проблем, связанных с особенностями настройки спутникового оборудования, однако все они были оперативно решены.

Основными ограничивающими факторами во время реализации проекта, по информации Василия Пачкория, были время и наличие оборудования в требуемом количестве: “Ведь развертывание инфраструктуры необходимо было вести в строгом соответствии с планами проектов SAP и CRM, иначе запуски этих систем на целый регион могли сорваться. Существенными рисками являлись сложность логистики и нехватка ресурсов у организаций, занимавшихся монтажом оборудования. Так или иначе, большинство основных рисков, определенных в начале проекта, проявились, включая и сложные погодные условия в отдельных регионах, когда установка оборудования была просто невозможна, а также трудности с получением разрешения на размещение оборудования на крышах зданий. Но несмотря на это, ни один из этапов запуска не был провален — все наши бизнес-системы были развернуты в полном объеме и в срок”.

Главный результат проекта, по мнению г-на Пачкория, заключается в том, что “БАТ Россия” удалось оперативно запустить CRM- и ERP-системы, что позволило оптимизировать бизнес-процессы компании, повысив эффективность ее деятельности. Вместе с этим одной из достигнутых целей проекта было создание инфраструктуры для дальнейшего роста — ее возможности будут использованы для запуска новых бизнес-систем. Выросла эффективность работы территориальных подразделений, поскольку они теперь могут в режиме реального времени получать информацию о торговых контрактах и скорости доставки продукции, ее распределения по складам и магазинам.

В целом к началу II квартала 2008 г., сказал Стефан Сулье, все работы по проекту завершены, однако бизнес “БАТ Россия” развивается — увеличивается число региональных офисов, часть из них переезжает, в подразделениях растут число сотрудников и объемы передаваемого трафика. Все это означает постоянную необходимость в модернизации и оптимизации технической инфраструктуры— увеличении пропускной способности каналов связи, предоставлении и настройке голосовых сервисов, модернизации LAN-инфраструктуры и т. д. Эти работы продолжают выполнятся в рамках заключенных сервисных контрактов.