“Индустриализация” ИТ дает возможность снизить затраты и избавиться от расточительства

Эксперты из Gartner считают, что ИТ-руководители тратят до 25% своих бюджетов на ненужные заказные работы. Они убеждены, что ИТ-отделам сегодня следует использовать более дешевые продукты и сервисы.

По мнению аналитиков, хотя расточительство в сфере ИТ уменьшается, даже в 2010 г. избыточные ИТ-затраты составят не меньше 10% бюджетных средств. Такой перерасход во многом связан с традиционной неспособностью ИТ-департаментов экономить путем перехода от технологических закупок и разработок к использованию ИТ в форме сервисов.

На симпозиуме Emerging Trends Symposium/ITxpo ‘2008, организованном Gartner в апреле в Лас-Вегасе (США), хозяева мероприятия убеждали представителей ИТ обратить внимание на растущую коммодитизацию (процесс превращения уникальных разработок в массовый товар) технологических продуктов и сервисов. По утверждению Gartner, подобная “индустриализация” ИТ есть не что иное, как третья индустриальная революция, характеризующаяся переносом цифрового бизнеса в Сеть.

Как заявил присутствовавшим вице-президент и член совета директоров Gartner Брайан Геммидж: “Сегодня еще нет ИТ-продуктов или сервисов, коммодитизированных в полной мере, поскольку смена поставщиков пока требует определенных затрат, — но многие из них находятся в процессе перехода, который кое-где, например в сфере настольных ПК, продвинулся довольно далеко. Коммодитизация продуктов и сервисов обычно сопровождается падением цен, но и наоборот, избыточные затраты побуждают многие предприятия двигаться в эту сторону. Чтобы воспользоваться преимуществами указанной метаморфозы в области ИТ, организации должны выработать принципиально новые подходы и научиться масштабировать инфраструктуру, не увеличивая трудозатрат”.

“Разумеется, работы над платформами для новых сервисов уже ведутся, но главные проблемы адаптации к новой индустриальной революции связаны с корпоративной культурой и касаются как собственно ИТ-отделов, так и способов их взаимодействия с другими функциональными блоками, — сказал на симпозиуме вице-президент и член совета директоров Gartner Дэвид Митчелл Смит. — Освоение новых форм владения ресурсами и их интеграции потребует времени и должно затронуть многие сферы жизни организаций. Например, им придётся повысить роль финансовых инструментов в принятии стратегических ИТ-решений, и здесь приобретут критическое значение такие факторы, как уровень капитализации и движение денежной наличности”.

Управляя снижением затрат

В отдельной презентации Gartner предложила 25 конкретных способов сокращения ИТ-расходов. О нынешнем объеме этих затрат говорится в опубликованном компанией отчете “2008 IT Spending and Staffing Survey”, согласно которому в этом году организации США собираются израсходовать на ИТ в среднем 13 454 долл. из расчёта на одного работника. Однако учитывая экономическую рецессию следует ожидать, что руководство попросит урезать эти затраты, и ИТ-отделы будут вынуждены искать наиболее простые пути к максимальной экономии средств.

CIO и ИТ-менеджерам следует работать на упреждение, и уже сегодня они должны приступить к планированию мер экономии, не дожидаясь, когда им укажут на это сверху. Как справедливо считают аналитики, больший резерв времени на планирование будет способствовать принятию более разумных и эффективных решений.

25 способов уменьшить ИТ-затраты

Лучшие способы экономии ИТ-затрат, по мнению Gartner.

  1. Сфокусируйте внимание на снижении затрат на людские ресурсы. Заморозьте численность персонала, уменьшите или отмените специальные премии, сократите региональный штат поддержки.
  2. Упростите организационную структуру. Внедряйте модели группового сотрудничества и укрупняйте управляемые единицы. Например, можно изменить соотношение руководящего и рядового персонала от 1:7 к 1:20.
  3. Ускорьте развертывание централизованных сервисов общего пользования. Сосредоточьте компетенцию на корпоративном уровне, переместив туда персонал, входящий сегодня в штат отдельных бизнес-подразделений.
  4. Введите в состав ИТ-администрации квалифицированного финансиста из другого подразделения или заключите временный контракт с внешним специалистом.
  5. Усильте роли менеджеров по управлению взаимосвязями, бизнес-аналитиков, специалистов по бизнес-процессам, отраслевых экспертов и бухгалтеров.
  6. Установите контроль за “неуправляемыми” расходами, которые легко можно измерить и ограничить, скажем за энергопотреблением центров обработки данных или за использованием принтеров.
  7. Ведите контроль счетов.
  8. Избавьтесь от неиспользуемых прикладных программ или их модулей.
  9. Применяйте более изощренные методики переговоров с поставщиками.
  10. Используйте альтернативные продукты, включенные в комплекты прошлых поставок.
  11. Проводите конкурентный анализ существующих продуктов.
  12. Ориентируйтесь не на лучшие в своем классе решения, а на те, что оптимально отвечают потребностям вашего бизнеса.
  13. Используйте телекоммуникационные сервисы управления затратами (обеспечивают до 35% экономии).
  14. Сократите расходы на сотовую связь, ограничив неслужебные разговоры и сформировав четкие политики для мобильных пользователей (экономия -- до 30%).
  15. Сократите расходы на обслуживание глобальной сетевой инфраструктуры, снизив уровень надежности одного из ее узлов на одну десятичную девятку (сэкономит 30%).
  16. Объедините ресурсы для мультимедийных конференций в централизованную систему, размещенную на площадке предприятия (сэкономит 60%).
  17. Внедрите IP-телефонию и технологии VoIP (сэкономит от 50 до 80% расходов на обслуживание).
  18. Сократите расходы на удаленный доступ, используя в качестве корпоративной транспортной среды Интернет (сэкономит до 80%).
  19. Отложите плановую замену Windows XP на Vista c 2008-го на 2009 г.
  20. Ориентируйтесь на коммодитизацию.
  21. Оптимизируйте использование существующих инструментов за счет совершенствования процессов и политик.
  22. Отложите на более позднее время пилотные и оценочные проекты по совершенствованию клиентской архитектуры.
  23. Сократите потребность в системах хранения, внедрив технологии экономного выделения ресурсов (thin provisioning) и дедубликации данных.
  24. Консолидируйте и виртуализируйте серверы.
  25. Наметьте на 2009 г. две-три области для составления бюджета с чистого листа.

Помимо перечня мер возможной экономии аналитики из Gartner предложили CIO и ИТ-менеджерам план подготовки ИТ-департаментов к наступающей рецессии.

Сегодня 

Создайте команду, отвечающую за снижение расходов §

Введите в нее кого-нибудь из сильных руководителей и специалиста в области финансов (например, аудитора) §

Определите величину желаемой экономии и составьте график реализации проекта

Ближайшее будущее (следующие 12 месяцев) §

Пересмотрите ИТ-планы, окупаемость которых к 2009 г. вызывает сомнения 

Предложите возможные трансформационные ИТ-приложения, которые можно будет использовать в период спада деловой активности для реструктуризации в целях последующего энергичного восстановления

Более далекая перспектива (два года)

Применяйте альтернативные модели предоставления ИТ-ресурсов, такие как SaaS (ПО в форме сервиса) и BPO (аутсорсинг бизнес-процессов), но не в ущерб гибкости ИС

Сформируйте структуры управления, препятствующие возврату к расточительности и дублированию ИТ-ресурсов