Компания “ТрансТелеКом” (ТТК) представила новую стратегию развития на 2008—2015 гг., предполагающую трансформацию ТТК в универсального оператора связи с выходом на массовый рынок широкополосного доступа в Интернет. За восемь лет компания намеревается стать одним из лидеров в сегменте фиксированной связи и занять 17% регионального розничного рынка. К её услугам планируется подключить более 2 млн. абонентов из числа физических лиц и 160 тыс. компаний среднего и малого бизнеса (СМБ).

“Первая бизнес-стратегия ТТК на 2004—2007 гг. была принята советом директоров компании в декабре 2003-го, — напомнил президент ТТК Сергей Липатов. — Этот документ определил приоритетные направления развития нашей компании после ввода в эксплуатацию магистральной цифровой сети связи и начала коммерческой деятельности. Ключевым технологическим элементом той стратегии стало повышение мощности сети на основе технологии спектрального уплотнения DWDM для оказания услуг корпорациям и операторам связи”.

ТТК выполнила все поставленные в 2003 г. задачи. К 2007-му протяженность ее магистральной цифровой сети связи достигла 53 тыс. км. Построена сеть DWDM длиной около 30 тыс. км с пропускной способностью 50 Гбит/с, создана эффективная система технической эксплуатации, отвечающая мировым стандартам качества. Стратегическая задача, поставленная ее акционером — РЖД (обеспечить возврат инвестиций, вложенных в строительство магистральной цифровой сети связи), выполнена к 2008 г.

Как сообщил Андрей Семин-Вадов, первый вице-президент по коммерческой деятельности ТТК, доля рынка “ТрансТелеКома” в сегменте аренды каналов дальней связи составляет 45%, в подключении Интернета для телекоммуникационных операторов — 46%, в предоставлении каналов для корпоративных сетей — 34%. Сегодня ТТК имеет более 1,5 тыс. корпоративных клиентов, причем из 50 самых крупных российских предприятий 32 являются клиентами фирмы.

Основная задача ТТК на ближайшие годы — выход на новые для компании розничные рынки и закрепление на них. Планируется строительство собственных сетей связи в 120 городах Российской Федерации для работы с физическими лицами. Запланировано приобретение в собственность региональных операторов связи. Реализация стратегии приведет к значительному росту доходов ТТК от услуг связи, оказываемых клиентам. К 2015 г. предусмотрено увеличение доходов более чем в 2,5 раза. Объем выручки превысит 50 млрд. руб. Ожидается рост стоимости самой компании, а также увеличение доли ТТК на телекоммуникационном рынке.

На первом этапе, который уже начался, ТТК планирует интенсивно развивать региональную инфраструктуру. С июня междугородной и международной телефонной связью, предоставляемой ТТК, смогут воспользоваться жители пилотных регионов проекта — в Хабаровске, Владивостоке и Челябинске. На следующем этапе, с 2009 г., начнется активная продажа физическим лицам, малому и среднему бизнесу услуг широкополосного доступа, других розничных услуг. Широкополосный доступ в Интернет будет базовым сервисом для розничного рынка, и ТТК значительно увеличит скорость доступа в Интернет для широкого круга пользователей в регионах.

Кроме того, ТТК будет работать над комплексом услуг (включая triple play), составляя оптимальные пользовательские пакеты, и над доступностью услуг, создавая дистрибьюторские сети в каждом из 120 городов, где компания собирается развивать сети связи. Намечено строительство 30 тыс. км домовых сетей в регионах и захват 25%-ной доли по количеству абонентов на региональных рынках.

Общий объем инвестиций, в том числе в розничную сетевую инфраструктуру и в расширение существующего бизнеса, составит более 40 млрд. руб. (по 20 млрд. в развитие местных сетей и увеличение мощности магистральных линий связи). При этом значительная часть инвестиций будет сделана в течение первых трех лет реализации стратегии.

При подготовке новой стратегии ТТК ориентировался на планы развития своего акционера — “Стратегию развития ОАО “РЖД” до 2030 года”, первый этап которых ориентирован на 2015 г. Выходя совместно с РЖД на новые сегменты рынка, ТТК реализует инфраструктурный проект в масштабах всей страны.

“Обращение “ТрансТелеКома” к розничным рынкам свидетельствует о значительном технологическом развитии сети связи, которое было достигнуто на этапе реализации первой бизнес-стратегии компании в 2004—2007 гг., — считает Наталья Короткова, старший руководитель проектов отдела количественных исследований МАСМИ. — Закономерно, что технологическое развитие сети повлекло за собой новые маркетинговые инициативы, в частности выход на розничные рынки и ребрендинг. В результате планируемых трансформаций компания сможет составить серьезную конкуренцию ведущим альтернативным операторам не только на корпоративном, но и на розничном рынке за счет развития региональной инфраструктуры и доступа к «последней миле»”.

Составной частью стратегии развития в 2008—2015 гг. стал ребрендинг компании. “Мы уже запланировали и осуществили целый ряд шагов, направленных на повышение эффективности нашего бизнеса, — подчеркнул Сергей Липатов. — Один из таких шагов, призванных продемонстрировать всем нашим клиентам, партнерам и конкурентам кардинальные изменения, которые ждут компанию ТТК, — смена нашего бренда. С ним мы сможем стать ближе и понятнее людям. Под этим брендом нам предстоит сделать услуги связи доступными для миллионов россиян”.

В сочетании с простым названием (вместо “ТрансТелеКом” теперь будет использоваться только ТТК) новый логотип компании стал, по мнению представителей фирмы, более ярким и динамичным. Внешние изменения в виде нового логотипа и фирменного стиля должны отражать внутренние процессы, происходящие в компании. В основе их лежит модель развития бизнеса, ориентированная на клиента.

Новый бренд компании ТТК в течение 10 месяцев разрабатывала команда международного рекламного агентства Yourbrand. Креативная часть работ была выполнена английскими дизайнерами, российские специалисты адаптировали обновленную символику. Стоимость инвестиций в ребрендинг (разработка логотипа, образов, позиционирования, бренд-бука, регламентирующих документов) составила 500 тыс. долл.

Конечно, “веселенькая” cимволика с двумя плюсами перед буквой “К”, может быть, и легче запоминается, но при этом теряются две буквы аббревиатуры ТТК. Для массового рынка это, наверное, и хорошо, но как отреагируют на такое упрощение эмблемы компании бизнес-структуры? Ведь переход от обслуживания крупных корпораций к массовому региональному рынку будет осуществляться для ТТК как раз через сектор СМБ, и его реакция на новый бренд проявится раньше всего.

С моей точки зрения, двумя самыми важными достоинствами “ТрансТелеКома” на новом этапе развития является наличие хорошо проработанной собственной стратегии, сопряженной с задачами основного акционера (РЖД), и выход на массовый рынок, в результате чего может измениться конкурентная среда в регионах и появится реальный шанс на снижение тарифов на услуги широкополосного доступа на местах как для тысяч предприятий СМБ, так и для широкого круга частных пользователей.

“Для соперничества на высококонкурентном рынке компании действительно нужен сильный бренд, — подтверждает Наталья Короткова. — Причем в случае “ТрансТелеКома” трудность состоит в том, что недостаточно ограничиться только ребрендингом, необходимо реформировать всю структуру компании, чтобы сделать ее более клиенториентированной. Смена бизнес-модели является сложным процессом, особенно если он протекает одновременно с выходом на новый рынок. Поэтому в данном случае многое зависит от настроя руководства компании и синергии на уровне бизнес-подразделений”.