Сегодня в нашей стране появились весьма привлекательные тарифы сотовой связи для домашних пользователей, которые прямо-таки наступают на пятки тем, что предлагают местные телефонные компании. “Всеобщая мобилизация” населения кажется уже неизбежной, и невольно возникают вопросы: а не устарела ли вообще фиксированная голосовая связь, не пора ли прекратить строительство телефонных сетей общего пользования, а нам всем срочно переходить на мобильники?

Боюсь, что это время еще не пришло. Причем уровень телефонизации в рамках ТфОП у нас хотя и не достиг насыщения, но уже вполне приличный — 32 аппарата на 100 человек. Это больше, чем когда-либо ранее. Правда, до западных стандартов нам все еще далеко, но там уже явно начался отток абонентов фиксированной связи: в Японии, например, уровень телефонизации некоторое время назад подошел вплотную к 50%, а потом опустился до близких к российским показателям величин.

Та же тенденция характерна для США и Европы. В Соединенных Штатах 14,5% совершеннолетних американцев отказались от домашних фиксированных телефонов и обходятся исключительно мобильниками. В ЕС, согласно данным европейского статистического агентства Евростат, около 20% жителей полностью отказались от использования домашних стационарных телефонов и перешли на общение по мобильному телефону или Интернету.

И в этом нет ничего удивительного, поскольку в 2007 г. общеевропейский коэффициент проникновения сотовой связи превысил 100% (в 2005 г. он составлял 95%, а в 1996-м лишь 8%). Вместе с тем коэффициент проникновения фиксированной телефонной связи практически не изменился. Если в 1996 г. в целом по Европе он составлял 44%, то 11 лет спустя — 46%.

“Действительно, в Европе многие ограничиваются мобильным телефоном и не то чтобы отказываются от проводной линии, но, скажем так, не форсируют ее установку, — отмечает Наталия Короткова, старший руководитель проектов МАСМИ. — Поясню: в Европе очень много людей, особенно среди молодежи, которые не имеют собственного жилья. Они либо снимают жилье, либо устраиваются в университетских кампусах, либо временно живут у друзей или родственников”.

Они не вкладывают средства в установку телефона в съемном жилье (хотя технически такая возможность есть почти всегда), а пользуются мобильным. Да и владельцы жилья не устанавливают телефоны в квартирах на съем, так как в этом нет необходимости — лишние хлопоты для них.

Заметим, что речь идет о странах, в которых сеть телефонной связи охватила всю их территорию, уровень проникновения стационарных телефонов достиг насыщения, а технологически давно произошел переход от аналоговой телефонии к цифровой. В России ситуация на сегодняшний день несколько иная. К сожалению, нами пока не пройден первый этап развития связи и стационарная телефония не дошла еще до всех населенных пунктов страны: в начале 2000-х речь шла о существовании 40 тыс. нетелефонизированных городов и деревень. Благодаря внедрению универсальных услуг связи в нынешнем году эта эпопея закончится: во всех деревнях появятся телефоны-автоматы, а в селах с числом жителей свыше 500 человек — и пункты коллективного доступа в Интернет.

Между тем есть проблемы с подключением новых абонентов к телефонной связи в тех населенных пунктах, где она имеется: очередь на установку телефона по традиции все еще тянется годами. Как сообщил в марте нынешнего года бывший глава Мининформсвязи Леонид Рейман, в 2000 г. очередь на установку телефона насчитывала 7 млн. человек, сейчас она сократилась до миллиона.

По данным компании Informa Telecoms & Media, в России средняя стоимость минуты разговора в системе мобильной связи сравнима с зарубежными. Но доходы на душу населения в России почти на порядок ниже, чем в США и странах ЕС. К тому же 13% граждан России вообще имеют доход ниже официального прожиточного минимума. И тяга к стационарному аппарату у нас в значительной мере объясняется еще и возможностью сэкономить на телефонной связи: со времен социализма у нас сохраняется несколько десятков категорий граждан, которые по профессиональным, медицинским или иным причинам имеют какие-то льготы по оплате услуг телефонной связи. Но льготы эти относятся только к стационарной связи и на владельцев сотовых телефонов не распространяются.

К тому же территориально Россия — довольно большая страна, которую сложно целиком охватить сотовой связью. Здесь существуют гигантские территории, находящиеся вне зон обслуживания операторов мобильной связи, то есть заменить фиксированную связь наземной мобильной, как в Европе или в Японии, просто невозможно.

Не стоит сбрасывать со счетов и другой важный процесс — цифровизацию связи, которая качественно и функционально существенно расширяет возможности стационарной связи, делая ее более удобной для населения и несколько отодвигая процесс замены фиксированного аппарата на мобильный. Предполагается, что цифровизация телефонных сетей в РФ будет завершена к 2010 г..

С появлением сотовой связи началась конкуренция стационарных сетей и мобильных. Сотовая связь будет увеличивать число своих сторонников, склонных вообще отказаться от использования фиксированных телефонов. Но мы пока проходим предварительные этапы, которые в других странах преодолели десятилетия назад, а у нас эти процессы носят несколько запоздалый и видоизмененный характер.

Возможно, к тому моменту, когда в России рост стационарной телефонии, основанной на цифровых методах передачи информации, достигнет точки насыщения, существенно укрепится и тенденция создания конвергентных услуг на основе объединения фиксированной и мобильной связи — то, что называется Fixed Mobile Convergence (FMC). И тогда более актуальным будет говорить не о выборе между стационарным телефоном и сотовым, а о переходе от фиксированной телефонии к FMC.