Неотъемлемой частью деятельности врача любой специальности становится использование информационных технологий в решении профессиональных задач, в связи с чем организация ИТ-образования медиков, не только вузовского, но и постдипломного, в настоящее время — одна из наиболее актуальных проблем информатизации медицины. Состояние вопроса в данной сфере обсуждалось за круглым столом в рамках прошедшей в Центре международной торговли в конце мая Всероссийской конференции “Информатизация здравоохранения — 2008“. Заседание вела Татьяна Зарубина, заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета (РГМУ). С ней беседует внештатный обозреватель PC Week/RE Инна Лапрун

PC Week: Когда и с какой целью создавалась кафедра медицинской кибернетики и информатики РГМУ, которой вы в настоящее время руководите, каких специалистов и для какой сферы деятельности она была призвана готовить?

Татьяна Зарубина: Кафедра медицинской и биологической кибернетики (так она изначально называлась), первая в Европе кафедра кибернетики в медицинском вузе, была создана как школа для принципиально новых специалистов в 1974 г. на медико-биологическом факультете 2-го Московского медицинского института — теперь это Российский государственный медицинский университет. Наряду со знаниями в предметной области, в медицине и здравоохранении, врачи-кибернетики должны были еще владеть современными методами анализа и обработки данных, активно содействовать внедрению ИТ в медицину. Основатель кафедры, мой учитель, известный специалист по информатизации здравоохранения Сурен Ашотович Гаспарян, любил вспоминать, что специальность врача-кибернетика была задумана как “интерфейс между врачом и инженером”.

Надо учитывать, что врач-кибернетик — не терапевт, не хирург. Сегодня вузовская специальность “медицинская кибернетика” дает возможность работать по основной специальности (после вуза и ординатуры или интернатуры) “клиническая лабораторная диагностика”, “рентгенология”, а также по дополнительной (после соответствующей подготовки ) — “функциональная диагностика", “ультразвуковая диагностика” и др.

Вначале планировалось, что такие специалисты будут заниматься научной работой и образовательной деятельностью, а также участвовать в качестве постановщиков задач в больших государственных проектах по разработке информационных медицинских систем — ИМС.

PC Week: Как сейчас идёт подготовка выпускников кафедры, какие дисциплины они изучают, где работают? В каком ещё медицинском вузе России готовят таких специалистов? Каковы основные направления развития кафедры?

Т. З.: Будущие врачи-кибернетики приходят к нам в начале третьего года обучения в вузе и в течение четырёх лет изучают пять дисциплин: теоретические основы кибернетики, информатику, физиологическую кибернетику, клиническую кибернетику и системный анализ в здравоохранении, а на шестом курсе выполняют дипломную работу, которую представляют к защите. В рамках дипломного проектирования они, как правило, участвуют в разработках, например создают фрагменты медико-технологической системы обработки сигналов, мониторинговой системы или разрабатывают демонстрационный прототип экспертной (интеллектуальной) системы, выступая в данном случае в роли когнитолога — инженера по знаниям. В настоящее время наших выпускников можно встретить в учебных вузах и НИИ РАМН и РАН, в лечебных учреждениях, в структурах управления, в страховых компаниях, в фирмах, разрабатывающих и внедряющих ИМС, есть и такие, кто успешно работает за рубежом. Сейчас врачи-кибернетики чрезвычайно востребованны — на каждого будущего выпускника, а их у нас уже 1012 — к середине шестого курса поступает не менее трёх заявок, и им предлагается выбор из интересных и перспективных вариантов.

Надо сказать, что по специальности “медицинская кибернетика” готовит еще и Сибирский государственный медицинский университет, однако в масштабах страны выпуск около 70 врачей-кибернетиков в год в современных условиях — это капля в море.

Кафедра является одной из крупных в РГМУ и имеет общеуниверситетский статус. Развиваясь, мы сохраняем традиции, заложенные первым поколением преподавателей. Например, у нас успешно работает несколько функциональных научно-проектных групп, возглавляемых доцентом или старшим преподавателем, ведущим специалистом по направлению, причем в состав этих групп входят молодые преподаватели, аспиранты, студенты старших курсов. Научный поиск и разработка ИМС совмещаются с обучением, причём, поверьте, очень продуктивным. Довольно часто разработка ИМС осуществляется совместно с другими подразделениями университета и даже с другими организациями.

На кафедре готовятся диссертации по различным направлениям, например, традиционно в течение многих лет выходят работы по поддержке врачебных решений в процессе дифференциальной диагностики, прогнозирования состояния пациента; особенно это связано с интенсивной терапией, а в последние годы — с онкологией. Разрабатываются как алгоритмы, основанные на методах математической статистики, так и интеллектуальные системы. Выполняются диссертации по поддержке деятельности специалистов управляющих структур здравоохранения. Есть исследования и по отдельным разделам медицинской кибернетики и информатики. Коллектив довольно большой и активный, спектр работ соответственно тоже.

Что бесспорно: ускорился темп жизни, студенты и аспиранты стали другими — лучше знают, чего хотят, готовы учиться и упорно работать, но и материального вознаграждения ждут адекватного. У нас сложились хорошие деловые отношения со многими компаниями-разработчиками, и в последнее время всё больше фирм предоставляют нам свою продукцию бесплатно для использования в учебном процессе, за что им искреннее спасибо.

PC Week: Каков, по вашему мнению, сегодня уровень ИТ-образования врачей разных специальностей, насколько он соответствует профессиональной деятельности в современных условиях информатизации медицины, нужна ли им вузовская подготовка в этой области?

Т. З.: Вообще говоря, уровень ИТ-образования врачей разный. Есть уже, особенно среди молодых врачей, “продвинутые” пользователи, которые могут и сами компьютер собрать, и инсталлировать нужное ПО, и вполне самостоятельно работать с системой, но таких всё-таки мало. Есть и наоборот — совсем не владеющие компьютером. Таких, к счастью, тоже мало. Основная масса использует ИТ на уровне слабенького пользователя. Это серьёзная проблема, которую надо решать. Безусловно, наряду с подготовкой врачей-кибернетиков основам информатики и медицинской информатике необходимо обучать и будущих практикующих врачей всех специальностей, чтобы они разбирались в современных ИТ, имели представление о возможностях применения компьютерных технологий для решения задач практической медицины и управления здравоохранением, могли использовать ИМС для оптимальной реализации лечебно-диагностического процесса и взаимодействовать с разработчиками.

Именно с этой целью на кафедре медицинской кибернетики и информатики РГМУ была разработана программа по медицинской информатике для студентов медицинских вузов, утверждённая в 2000 г. Министерством здравоохранения РФ, и с этого момента в учебные планы всех специальностей медицинских вузов России была включена новая дисциплина — “медицинская информатика”, что я считаю большим достижением. Ведь учить надо не только и не столько основам информатики, и поэтому программа нацелена на специфику “медицинского” использования ИТ.

Сейчас через нашу кафедру проходят студенты и аспиранты всех факультетов и отделений РГМУ. Преподавание медицинской информатики осуществляется на старших курсах, на занятиях широко используются ИМС самых разных типов и масштабов, от АРМ до систем федерального и территориального уровня. К сожалению, на курс отводится мало учебного времени: программа рассчитана на 38 ч (12 ч лекций и 26 — практических занятий). Но даже это приносит свои плоды: все больше выпускников лечебного и педиатрического факультетов используют ИМС в своей работе, пропагандируют их и даже приходят работать в область информатизации здравоохранения; немало случаев, когда по окончании университета молодые врачи консультируются у нас по поводу того, какую систему выбрать для решения тех или иных задач.

РС Week: Есть ли какие-нибудь различия в курсах, учитывается ли специализация будущих медиков?

Т. З.: Разница в преподавании, конечно, есть, как по преподаваемым курсам, так и по содержанию курса с одним названием. Для студентов лечебного и педиатрического факультетов преподается курс “медицинская информатика”, причём будущие педиатры, работая в среде учрежденческой системы, знакомятся с функциональными возможностями АРМ врача-педиатра.

Будущим врачам-биохимикам мы преподаем информатику, а врачам-биофизикам еще и физиологическую кибернетику.

PC Week: Известно ли, как обстоит дело с преподаванием медицинской информатики в медицинских вузах в масштабах страны?

Т. З.: Чтобы разобраться в этом, наша кафедра совместно со Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию провела анкетирование, ответы на вопросы прислали 38 медицинских вузов России.

Оказалось, что имеются существенные различия в организации преподавания — по типу программы и полноте ее использования, по количеству выделенных академических часов, по оснащенности компьтерной техникой, по специализации преподавателей и по другим показателям.

Так, лишь 24 вуза используют утвержденную типовую программу по медицинской информатике, а три отметили, что такой программы у них вообще нет. Фактическое количество часов, которое отводится на обучение предмета, значительно колеблется.

Как правило, предмет преподается на пятом семестре, хотя желательно изучать курс на 11 семестре, так как для его освоения необходима подготовка не только по фундаментальным, но и по клиническим дисциплинам. Опыт показывает, что за недельный цикл даже старшекурсника трудно обучить основам предмета, а тем более студента третьего года обучения.

Достижением последнего десятилетия следует считать введение в учебные планы обучения по всем специальностям медицинских вузов дисциплины “медицинская информатика”.

Среди преподавателей медицинской информатики — врачи, инженеры, математики, физики, биофизики, причем специалистов в области медицинской кибернетики и информатики примерно в три раза меньше, чем врачей-лечебников. Обычно преподавание ведется на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения, а также на тех, название которых включает слова “информатика”, “медицинская информатика", “информационные системы", “физика", “математика" (в 29 вузах), но в отдельных случаях предмету обучают на чисто “медицинских" кафедрах (детской хирургии, лучевой диагностики и лучевой терапии).

Не во всех вузах каждому студенту предоставляется в аудитории отдельный компьютер, не везде и рабочее место преподавателя оснащено компьютером.

Такое положение в сфере ИТ-образования будущих медиков лишний раз свидетельствует о том, что организация преподавания медицинской информатики всё ещё находится в процессе становления.

PC Week: Занимается ли ваша кафедра постдипломным образованием? Есть ли у вас курсы для аспирантов, преподавателей собственного вуза, сотрудников медико-биологических НИИ, практических врачей?

Т. З.: Ответ на этот вопрос покажется странным: и да, и нет. То есть у нас есть отдельный курс для аспирантов РГМУ по ИТ. Кроме того, есть пока небольшой опыт по обучению обработке данных с помощью методов математической статистики. Однако оба эти примера не являются “классическими” примерами последипломного образования в рамках повышения квалификации врачей и руководящих кадров здравоохранения. Я сама в течение последних лет уделяю внимание этому вопросу и считаю его чрезвычайно важным. Действительно необходимо, чтобы у врачей была возможность получить дополнительные знания по медицинской информатике. Решить эту задачу могут курсы повышения квалификации и тематического усовершенствования на профильных кафедрах вузов и медицинских учреждений последипломного образования, и уже есть такие курсы (в Ижевске, Москве, Новокузнецке, Тюмени), где медицинской информатике как дисциплине отводится 72 или 144 ч, но проблему в целом это не решает. А ведь специальность “медицинская информатика” нужно вводить в первую очередь как дополнительную в последипломном образовании врачей.

PC Week: На Первой Всероссийской учебно-методической конференции по вопросам преподавания медицинской информатики в медицинских вузах России, которая прошла на базе РГМУ, было выдвинуто немало предложений по изменению ситуации в сфере ИТ-образования врачей. Что с тех пор изменилось, удалось ли что-либо реализовать? Как решается вопрос стандартизации образования, готовятся ли новые учебники и методические пособия?

Т. З.: Ситуация очень медленно, но все же меняется, по крайней мере по наиболее “острым” проблемам.

В настоящее время завершается подготовка новых государственных образовательных стандартов для всех медицинских специальностей и соответствующих новых учебных планов. Мы участвуем в этом процессе, но пока они не приняты, не может быть утверждена подготовленная новая усовершенствованная типовая программа по медицинской информатике для студентов медицинских вузов.

До сих пор не решён вопрос о включении медицинской информатики в номенклатуру врачебных специальностей.

Для обеспечения преподавания дисциплины создается типовой набор специального ПО. Учебник “Медицинская информатика” для медицинских вузов, написанный нами совместно с профессором Борисом Аркадьевичем Кобринским, находится в издательстве и должен выйти к сентябрю текущего года. Надеемся, что он поможет студентам, аспирантам, а также практикующим врачам в освоении предмета.

С удовлетворением отмечаю, что в регионах России — в Воронеже, Ижевске, Кемерове, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Томске, Туле, Тюмени и в других городах — формируются научные школы медицинской информатики.

Большого уважения заслуживает деятельность наших коллег в диссертационных ученых советах по специальности “системный анализ, управление и обработка информации (в медицине и биологии)”. Представляется также, что число таких советов в ближайшем будущем должно увеличиться — таково требование времени. Сейчас все больше диссертационных работ клиницистов, физиологов, биофизиков выполняется на основе методологии системного анализа.

В течение трех последних месяцев по нашей инициативе активно обсуждается в очно-заочной форме очень важный вопрос, требующий серьезной организационно-правовой проработки, — о включении медицинской информатики в номенклатуру врачебных специальностей, о чём неоднократно писал профессор Григорий Аронович Хай. Большинство учёных, имеющих большой опыт преподавания, видят принципиальную необходимость введения такой специальности в ближайшем будущем.

Хочу отметить, что на прошедшей конференции “Информатизация здравоохранения — 2008“ было принято очень важное решение: обратиться в Минздравсоцразвития по поводу введения специальности “медицинская информатика” как требующей дополнительного обучения в последипломном врачебном образовании. Понятно, что от принципиального решения конференции до его реализации — дистанция огромного размера, но уже хорошо, что оно есть.

PC Week: Что вы можете сказать об ИТ-образовании врачей за рубежом, известен ли вам опыт организации такого обучения, с которым было бы полезно познакомиться?

Т. З.: Не могу сказать, к сожалению, что я хорошо разбираюсь в данном вопросе: сведения, публикуемые на эту тему, приводятся в крайне обобщенной форме. Конечно, было бы полезно ознакомиться с учебными планами, увидеть, как организован сам процесс обучения. Общее впечатление сводится к следующему: за рубежом накоплен обширный опыт в подготовке врачей в сфере ИТ в режимах как вузовского, так и послевузовского обучения, однако такое ощущение, что ИТ-образование для врачей и за рубежом все еще находится в стадии становления.

Одно из самых перспективных направлений в этой сфере за рубежом в настоящее время связывают с E-Health, или Health Informatics — электронной системой здравоохранения.

Обычно медицинской информатике за рубежом обучают в магистратуре и в последипломном режиме. Не думаю, что нам нужно безоговорочно копировать зарубежный опыт с системой бакалавриат — магистратура, однако поучиться у западных коллег есть чему. Лично мне интересно направление, развиваемое в Стэнфордском университете, это учреждение является одним из пионеров разработки экспертных систем для медицины.

PC Week: Спасибо за беседу.