В последние годы спрос на инженерные позиции (специалисты по тестированию, сопровождению, внедрению, администрированию) во всех секторах рынка остается устойчивым. В начале 2008-го мы с уверенностью говорили о стабильной ситуации “на рынке технических специалистов”, сегодня можем наблюдать рост зарплат на 7--9% в компаниях -- системных интеграторах и разработчиках ПО. У операторов связи, поставщиков телеком-оборудования и фирм сектора FMCG (товары массового спроса) ситуация весьма стабильна. Ко многим кандидатам на инженерные позиции предъявляются завышенные требования, например, существенный опыт работы с системами разных производителей. Высоким спросом продолжают пользоваться инженеры тяжелого оборудования (Sun, IBM, HP и др.), тут уровень зарплат растет небольшими темпами в 3--5% (по сравнению с началом года). Зарплаты этой категории системных инженеров с опытом работы от трех лет являются самыми высокими среди всех технических специальностей. Стоит отметить, что в основном на уровень заработной платы инженеров влияют два фактора: специализация и опыт работы. При этом компенсационный пакет и функциональные обязанности специалиста зависят от профиля деятельности компании, о чем речь и пойдет ниже.

В телекоммуникационной области можно выделить две основные группы работодателей, которые различаются по структуре спроса на инженерные позиции: поставщики телекоммуникационного оборудования и операторы связи.

Поставщикам телекоммуникационного оборудования особенно нужны специалисты по установке и наладке, которые отвечают за качественную работу с клиентами. В первую очередь от них требуется богатый опыт, глубокие знания, зачастую свободное владение английским языком, а также способность эффективно общаться с клиентом. Кроме того, существенным фактором является готовность специалиста к командировкам. При этом работодатели готовы рассматривать кандидатов и с минимальным опытом работы (но с хорошим знанием английского языка) и предлагать дальнейшее обучение, стажировки. Правда, в этом случае уровень заработной платы будет значительно ниже, чем обозначенная выше сумма (см. табл. 1).

У операторов связи высоким спросом пользуются специалисты, способные обеспечить устойчивую и надежную работу сети, оперативно и с высоким качеством разрешать возникающие проблемы, восстанавливать функциональность системы в короткий срок. В этой сфере лидерами становятся специалисты по эксплуатации “тяжелого” оборудования — дороже всего стоят инженеры по оборудованию Sun, Citrix, IBM, Oracle с опытом работы от трёх лет. Их зарплата может достигать 100—110 тыс. руб. и в среднем является одной из самых высоких в отрасли. В этом сегменте разворачивается серьезная борьба за “мозги”, компании даже перекупают специалистов друг у друга. И здесь самый важный аргумент — не возможность получить новый опыт, участвовать в интересных проектах или более выгодные дополнительные компенсации, а ощутимое повышение заработной платы (см. табл. 2).

Кроме того, операторам связи всегда требуются технические специалисты: инженер отдела эксплуатации и обслуживания сетей, сотрудник HelpDesk, специалист по IP-телефонии (по оборудованию компаний Cisco, Avaya, Nortel) и по проектированию и строительству объектов связи (см. табл. 3).

Системные интеграторы в большой степени нуждаются в сотрудниках, обеспечивающих успешную реализацию типовых интеграционных проектов, -- инженерах по внедрению, тестированию и поддержке. Здесь наблюдается особый ажиотаж вокруг технических специалистов с опытом работы от двух лет (см. табл. 4).

Если говорить о компаниях -- разработчиках программных продуктов, то здесь более всего востребованы инженеры по тестированию, поддержке и внедрению. Ответственность у них выше, чем в непрофильной компании (т. е. не специализирующейся на ИТ, например, банке), потому что инженер из фирмы-разработчика может не только исполнять обязанности системного/сетевого администратора, программиста, но и отвечать за качество клиентской работы, так как зачастую напрямую взаимодействует с клиентом. В этом сегменте, как и в системной интеграции, наблюдается рост зарплат на 7--9% по сравнению с началом года (см. табл. 5).

В компаниях из секторов FMCG, промышленности и финансов среди технических профессионалов наиболее востребованы системные администраторы, инженеры по поддержке, специалисты по телефонии. В банках наблюдается острая потребность в инженерах HelpDesk со свободным владением английским языком и опытом работы в банковской сфере (см. табл. 6).

На сегодняшний день шкала мотивации для инженеров выглядит следующим образом: на первом месте в списке приоритетов стоит уровень заработной платы и объем компенсационного пакета, на втором — возможность дополнительного обучения, получения сертификатов, на третьем — наличие интересных проектов, желательно различных по масштабу и применяемому оборудованию, на четвёртом — присутствие авторитетных профессиональных специалистов в коллективе. Другие пожелания, такие как ненормированный рабочий день или местоположение офиса, занимают последние позиции (софтверные и телеком-компании часто предлагают вариант работы через удаленный доступ).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня инженерные специальности востребованы, как и раньше, найти квалифицированного сотрудника этого профиля непросто, да и стоить он будет недешево. Тем не менее рынок труда на подъеме, но растет стабильно и прогнозируемо, поэтому работодатели могут планировать расходы на персонал, а инженеры — спокойно работать, не волнуясь о том, что их недооценивают.

С автором, руководителем отдела по подбору ИТ-специалистов рекрутинговой компании Delogys Group, можно связаться по адресу: info@delogys.ru.

Таблица 1. Инженерные позиции у поставщиков телекоммуникационного оборудования
ПозицияЗапросы кандидатов, тыс. руб.Предложения работодателей, тыс. руб.
Customer support Engineer с опытом работы от двух лет и знанием английского языка60--7055--65
Support Engineer с опытом работы меньше года со знанием Unix или Oracle с английским языком40—7040--65
Support Engineer без опыта работы20--4025--35

Источник: Delogys Group.

Таблица 2. Инженерные позиции (тяжелое оборудование) у операторов связи и российских системных интеграторов
ПозицияЗапросы кандидатов, тыс. руб.Предложения работодателей, тыс. руб.
Системный инженер с опытом работы с ОС Windows, Linux, Solaris, HP-UX от одного года30--6530--60
Системный инженер по серверным платформам Sun с опытом работы от двух лет80—10060—90
Ведущий системный инженер по серверным платформам Sun с опытом работы от четырёх лет100--12090--110
Инженер по оборудованию IBM с опытом работы от двух лет60—9050—70
Инженер по оборудованию HP опытом работы от двух лет60—8050—70
Системный инженер по Microsoft/Citrix с опытом работы от четырёх лет60--7070--90
Oracle DBA с опытом работы от трёх лет70--11070--90

Источник: Delogys Group.

Таблица 3. Инженерные позиции у операторов связи/системных интеграторов (специализация телеком, технические специалисты)
Позиция (опыт работы 1— 3 года)Запросы кандидатов, тыс. руб.Предложения работодателей, тыс. руб.
Инженер отдела эксплуатации и обслуживания сетей30—6030—65
Инженер HelpDesk30—5030—42
Специалист по проектированию и строительству объектов связи40—6035—50
Системный инженер по оборудованию Cisco с сертификатом60—10060--95
Системный инженер по оборудованию Cisco без сертификата50—9050--80

Источник: Delogys Group.

Таблица 4. Инженерные позиции у системных интеграторов
Позиция (опыт работы 1--3 года)Запросы кандидатов,

тыс. руб.

Предложения работодателей, тыс. руб.
Инженер по внедрению60—9050—85
Инженер по поддержке30—6030--60
Инженер по тестированию50--7540--60
Инженер HelpDesk30--5030--45
Инженер технической поддержки (информационная безопасность)45--8040--75
Инженер по Microsoft Active Directory и Exchange40--6045--55

Источник: Delogys Group.

Таблица 5. Инженерные позиции у компаний-разработчиков
Позиция (опыт работы 1—3 года)Запросы кандидатов, тыс. руб.Предложения работодателей, тыс. руб.
Инженер по тестированию30—8040--60
Ведущий инженер по тестированию60--8050--70
Инженер по поддержке40—9040—70

Источник: Delogys Group.

Таблица 6. Инженерные позиции у компаний сектора FMCG
Позиция (опыт работы от одного года)Запросы кандидатов, тыс. руб.Предложения работодателей, тыс. руб.
Системный администратор по Microsoft35—6035--50
Системный администратор по Unix30—5555--65
Инженер HelpDesk30--4025--35

Источник: Delogys Group.