Корпоративные ИТ-менеджеры осваивают технологии Web 2.0, но многие вопросы остаются нерешенными

Предприятия осваивают технологии Web 2.0, но пока не слишком активно, поскольку еще не решены вопросы, связанные с их самовольным использованием и безопасностью.

В эксклюзивном исследовании, проведенном службой Ziff Davis Enterprise Research по заказу еженедельника eWeek, было опрошено 272 ИТ-специалиста. Вопросы касались применения в их компаниях технологий Web 2.0 и планов на этот счет.

Когда респондентов спросили, для каких групп пользователей предназначены технологии Web 2.0, 82% ответили, что это работающие в данное время сотрудники. Кроме того, на просьбу выделить два основных мотива перехода к Web 2.0 в их компаниях, 71% респондентов заявил, что это совершенствование обмена информацией и взаимодействия между работниками, а 46% назвали совершенствование обмена информацией и сотрудничества с клиентами.

В ближайшем будущем приведенные цифры могут поменяться местами. Согласно выпущенному в мае отчету компании Forrester Research, к 2013 г. расходы на технологии Web 2.0, ориентированные на клиентов, почти на 1 млрд. долл. превысят затраты на ПО для организации коллективной работы внутри компаний.

Основные приложения

Web 2.0 в широком смысле охватывает категорию продуктов и порядок работы, которые по своей сущности предполагают сотрудничество и предоставляют открытые механизмы обмена информацией. Среди продуктов, относящихся к категории Web 2.0, называют блоги, вики, RSS и социальные сети.

По данным исследования eWeek, среди них наиболее широко используются блоги и вики. На вопрос, какие технологии Web 2.0 применяются в их организациях, 49% респондентов назвали блоги и 48% — вики. RSS оказалась на третьем месте с небольшим отрывом. Ее упомянуло 43% респондентов.

27% респондентов сообщили, что они организовали в своих компаниях социальные сети. Открытые платформы социальных сетей, такие как Ning, позволяют легко создавать социальные сети с помощью всего нескольких щелчков мышью. Многие компании используют возможности социальных сетей, чтобы помочь сотрудниками находить и совместно использовать знания.

Менее привлекательными выглядят с точки зрения предприятий крупные общедоступные социальные сети, такие как Facebook и MySpace. Некоторые ИТ-специалисты, с которыми побеседовали корреспонденты eWeek, сообщили, что их фирмы напрочь блокируют социальные сети такого рода, другие заявили, что в их компаниях допускается использование только LinkedIn — платформы социальных сетей, считающейся наиболее консервативной.

Проблемы безопасности

Чем вызваны эти опасения? Когда респондентов попросили выделить две основные проблемы, связанные с социальными сетями и другими технологиями Web 2.0, они называли вопросы безопасности чаще, чем какие-либо другие (41%). На втором месте оказались опасения, что эти открытые платформы приведут к утечке конфиденциальной корпоративной информации (35%).

Возможно, для подобных страхов имеются основания. Но, как заявил Джеремия Гроссмен, главный технолог компании WhiteHat Security, проблемы, с которыми мы сталкиваемся в области Web 2.0, далеко не новые: “Хотя технологии Web 2.0 привели к появлению некоторых новых приемов атаки, в действительности это не те вопросы, которые должны вызывать у нас наибольшую озабоченность на фоне имеющихся проблем. Задачи, которые нам предстоит решать, существуют с момента появления Интернета... Web 2.0 лишь еще больше усложняет объекты возможных атак. Как выяснилось, любому человеку довольно трудно полностью разобраться в этих объектах”.

Оливер Фридрикс, директор Symantec Security Response по новым технологиям, согласен, что старые проблемы приобретают новый вид, когда речь идет об уязвимости технологий Web 2.0: “Если посмотреть на риски, сопряженные с Web 2.0, то очевидно, что лежащим в основе этих технологий веб-приложениям внутренне присущи те же уязвимости, которыми обладали приложения для Web 1.0. А новые риски очень похожи на те, с которыми мы сталкивались в прошлом. Просто используется другой набор протоколов и клиентских функций”.

В ходе проведенного по заказу eWeek опроса лишь 15% респондентов выразили обеспокоенность тем, что технологии Web 2.0 вызовут снижение производительности труда сотрудников или, как выразился один из опрошенных, “социальные сети сделают работников, скажем так, слишком общительными”.

Респондентам был задан вопрос, будут ли их компании бороться с подключением сотрудников к внешним социальным сетям, и если да, то как. 47% ответили, что в их компаниях такой доступ блокируется, а 53% — что выход в эти сети не перекрывается.

Первая категория опрошенных перечислила применяемые в их компаниях средства: политики (62%), блокировку соответствующих URL (также 62%), мониторинг Интернета (61%). Кроме того, используются фильтры и управление доступом в сеть (соответственно 51 и 49% компаний).

20% респондентов сообщили, что они озабочены отсутствием средств управления многими приложениями Web 2.0, а 9% — отсутствием технического контроля.

Такого рода опасения, вероятно, отпадут, поскольку производители все чаще встраивают возможности Web 2.0 в свои платформы коллективной работы. Например, Microsoft SharePoint позволяет использовать блоги, вики и RSS. При этом обеспечиваются такой контроль доступа и такая степень ответственности пользователей, которые делают эти технологии весьма привлекательными для предприятий.

Инновации без спросу

Одним из преимуществ — или недостатков, это как посмотреть, — многих технологий Web 2.0 являются легкость и быстрота развертывания. Во многих случаях ИТ-департаменты для этого вовсе не нужны.

В любых компаниях всегда имели место случаи самовольного использования каких-то технологий. Например, серверы под управлением Linux и сети Wi-Fi устанавливались подпольно, пока не получили широкого распространения. Но сегодня стало несравненно проще осуществлять нечто подобное в гораздо больших масштабах без помощи или без разрешения ИТ-службы.

Представьте себе один из департаментов вашей компании, в котором для совместной работы используются Google Apps, или группу, применяющую Ning для проведения конференций, обмена видео и другим контентом. Никому не нужно спрашивать у ИТ-департамента разрешения на установку этих приложений.

В отчете компании Forrester говорится: “Бизнес-подразделения стремятся воспользоваться возможностями Web 2.0, но когда это произойдет, зависит от ИТ-подразделений”. Это противоречит утверждениям некоторых производителей продуктов, в которых реализованы технологии Web 2.0. Те продвигают комбинированные (mashup) решения, позволяющие бизнес-пользователям с согласия ИТ-служб или в обход их создавать собственные приложения.

Одним из таких производителей является Serena Software. Рене Бонвани, старший вице-президент этой компании по всемирному маркетингу, партнерским программам и онлайновым сервисам, является сторонником модели “инновации без спросу”.

Данная модель, по его словам, приобретает популярность благодаря тем сотрудникам, которые приступили к работе в нынешнем тысячелетии. Им сейчас от 20 до 30 с небольшим лет. Они еще в юности овладели инструментами для настройки собственных сетей, создают свои блоги, виджеты и т. д. Им никогда не приходилось спрашивать разрешения на это. Они не желают считаться с тем, что находятся на рабочем месте (особенно, если они гораздо лучше знают технологии Web 2.0, чем многие сотрудники ИТ-подразделений).

“Вы можете разрешить людям заниматься инновациями в определенным рамках — отвести для инноваций некий участок. Или же вы можете придерживаться другого подхода — позволить новой технологии распространяться независимо от того, какие последствия она будет иметь, и решать, кто будет ею заниматься, а кто не будет”, — заявил Бонвани в интервью еженедельнику eWeek в начале этого года.

Конечно, концепция “инновации без спросу” заставит вздрогнуть большинство ИТ-менеджеров. Когда им задали вопрос, реализованы ли в их компаниях политики, регулирующие использование сотрудниками технологий Web 2.0, “нет”ответили 54%, “да” — 28% и “не знаю” — 18%.

Тем компаниям, которые применяют подобные политики, удалось добиться неплохих результатов, хотя они и не решили всех проблем. 37% респондентов оценили политики как весьма эффективные, 53% — как умеренно эффективные и лишь 10% назвали политики малоэффективными или вовсе бесполезными.

Какие приложения Web 2.0 широко применяются без поддержки со стороны ИТ-подразделений и без ведома руководства компаний? Вновь верхние позиции в списке занимают блоги и вики, но на третьем месте оказываются социальные сети. За ними следуют одноранговые сети. RSS — № 3 в списке развернутых с санкции руководства приложений для Web 2.0, согласно проведенному по заказу eWeek исследованию, переместились на пятую позицию в перечне подпольно используемых приложений. Почти половина респондентов сообщила, что в их компании без санкции руководства установлено по крайней мере одно приложение, относящееся к Web 2.0.

При этом 56% респондентов заявили, что никакие из перечисленных нами приложений не используются в обход действующих в их компаниях процедур. А 51% утверждает, что в их компаниях нет приложений, которые не поддерживаются ИТ-подразделениями.

По данным нашего исследования, если приложение для Web 2.0 используется без технической поддержки, обычно это результат самовольного решения того или иного сотрудника. Когда мы задали вопрос, каким образом такие приложения устанавливаются в отсутствие сопровождения со стороны ИТ-службы, 64% респондентов ответили, что это происходит по инициативе отдельных работников. 51% заявил, что менеджеры среднего звена рекомендовали сотрудникам развернуть эти приложения, а 32% сказали, что в роли инициатора выступало высшее руководство.

Довольно значительная доля опрошенных сообщила, что приложения для Web 2.0 развертываются без технического сопровождения по требованию клиентов (26%) или бизнес-партнеров (21%).

Цена Web 2.0

Согласно отчета компании Forrester, сегодня корпоративный рынок для Web 2.0 невелик, хотя и расширяется. В 2008 г. расходы предприятий составят 764 млн. долл., но будут быстро расти на протяжении ближайших пяти лет и достигнут 3,8 млрд. долл.

Конечно, многие приложения для Web 2.0 являются бесплатными. Но в ходе проведенного по заказу eWeek опроса только 15% респондентов указали “снижение затрат на ИТ за счет использования открытых приложений” как на одну из двух главных причин использования Web 2.0.

Действительно, отчет Forrester показывает, что для производителей ПО ключевой вопрос заключается в следующем: кто будет платить за использование Web 2.0 на предприятии?

“Перед вендорами стоят три проблемы: ИТ-подразделения с подозрением относятся к этой технологии, которую считают лишенной средств защиты и предназначенной для потребительского рынка; разработанные для использования частными лицами инструменты Web 2.0 являются бесплатными и приносят прибыль за счет сопутствующей рекламы; и наконец, технологии Web 2.0 ориентированы на рынок, где и без того тесно и где доминируют унаследованные приложения”, — говорится в отчете.

В подготовке материала участвовали Брайан Принс и Дэррил Тафт.