В эпоху всеобщей экономии, сокращений и временных увольнений особенно важно укрепить свое положение в компании. Вот только просто занимать должность уже недостаточно, а способность выполнять служебные обязанности и функции рассматривается сегодня как само собой разумеющееся.

Так что эксперты предупреждают: сегодня нужно постоянно быть на виду и подавать себя с таким же рвением и настойчивостью, какие человек проявлял при приеме на работу. В противном случае есть риск затеряться в общей массе и стать идеальным кандидатом на увольнение при очередном сокращении штатов. О том, как избежать подобного исхода, мы и поговорим в этой статье.

Стать незаменимым

Демонстрировать при каждом удобном случае свои возможности в нескольких ролях — верное средство пуленепробиваемой защиты, считает Пегги Клаус, исполнительный наставник и автор книги “The Truth about Soft Skills” (“Правда о социальных навыках”). Даже те, кто не входит в число лучших из лучших и не особо блещет в своей команде, имеют все шансы на успех, имея личные связи в других подразделениях. При этом Клаус добавляет, что незаменимым нужно стать и для клиентов. Поддерживайте отношения с теми, кого обслуживает ваша компания, и руководство семь раз подумает, прежде чем избавиться от вас. Ведь потом причину увольнения придется объяснять каждому клиенту, с которым вы имели дело.

Старайтесь нравиться всем

Возможно, вы просто блещете на профессиональном уровне, но при этом всячески отлыниваете от неофициальных мероприятий и посторонних разговоров. Если это так, предупреждает Клаус, то вы наверняка упускаете свой шанс. “Чем труднее времена, тем важнее, как на вас смотрят коллеги и что пишется в ваших характеристиках, — уверена она. — Когда идет череда увольнений, терпение начальства в первую очередь иссякает по отношению к тем, кто воспринимается другими как белая ворона или задира, как бы хорошо тот ни работал”.

Блюсти распорядок

При всей значимости высшей стратегии и общения насущным остается и такой простой вопрос: а когда вы сегодня пришли на работу? Консультант Мэри Крейн уверена, что сегодня по-прежнему очень важно являться в офис вовремя, а то и раньше, и оставаться на работе допоздна. “Нужно демонстрировать свою увлеченность работой, тягу к ней, — советует она. — Работайте над своими проектами быстро и с высоким качеством, а потом еще и поинтересуйтесь, чем можете помочь другим сотрудникам отдела”.

Дружите с начальством

Чтобы быть на виду, нужно показать старшему руководству, что вы собой представляете. Начальство должно видеть вашу заинтересованность в делах компании, а не просто знать фамилию и сферу ответственности. “Задавайте умные вопросы о целях, стратегии и ключевых проблемах бизнеса, — советует консультант и основатель WorkMatters Гейл Ланц. — Дружеское общение с руководителями помогает лучше разобраться в делах фирмы и показать себя как человека, способного внести уникальный вклад”.

Следите за речью

“Не задавайте вопросов, а вносите предложения”, — рекомендует Ричард Лермер, автор книги “2011: Trendspotting” (“Тенденции-2011”). По его наблюдениям, люди тянутся к тому, кто кажется им уверенным в себе, но умеет даже самые резкие замечания подать в мягкой форме. “Просто говорите, что имеете в виду, и следите за реакцией, — подсказывает он. — Это очень ценно в сужающейся рабочей среде”. Другим важнейшим качеством он считает ответственное отношение к языку письменных документов. Электронное письмо коллеге из соседнего кабинета, конечно, может быть очень кратким, но ни в коем случае не должно выглядеть небрежным, напичканным восклицательными знаками. Когда излагаешь свои мысли четко и профессионально, именно так тебя и воспринимают.

Напоминайте о себе

Ни в коем случае не таите под спудом свои успехи, чтобы рассказать о них на следующем кадровом собеседовании. Напротив, в еженедельных электронных письмах рассказывайте своему боссу, чего удалось достичь за прошедшую неделю, — такой совет дает основатель и президент фирмы Porter Leadership Development Кент Портер. Возьмите за правило каждую неделю в один и тот же день отправлять своему руководителю письмо с информацией о том, чем именно вы помогли компании заработать деньги или сэкономить их, какие процессы или системы вам удалось усовершенствовать, какие проблемы решить. Не забудьте при этом упомянуть, какую помощь вы хотели бы получить от руководителя, чтобы двигаться дальше. Однако такое письмо не должно выглядеть как самовосхваление, а лишь содержать отчет о проделанной работе. Вот что говорит по этому поводу Портер: “Существует прямая связь между информированностью босса о вашей работе и повышением зарплаты, продвижением по службе и гарантией занятости на будущее”.

Не забывайте о собственных успехах

Даже если свои спортивные кубки или театральные премии вы завоевали десяток лет назад, они вполне могут принести пользу и на нынешнем рабочем месте. Как отмечает президент On Call PR Линда Хамбургер, в любой отрасли для этого существуют десятки возможностей: “Победителей любят все. Вы наверняка видели самые разные призовые конкурсы в своем отраслевом журнале. Проводят их и сотни других организаций”. Если же вы выиграли в каком-либо из них, непременно скажите об этом коллеге, который отвечает за поддержание связи со СМИ, чтобы он подготовил пресс-релиз и сообщил о новой победе в следующем внутреннем бюллетене компании.

Не чурайтесь наставничества

Если в вашей компании имеется программа наставничества, обязательно подключитесь к ней. Тем самым вы покажете себя перед руководителями высшего звена, а заодно и повысите свой авторитет благодаря постоянным контактам с уважаемым в компании человеком. Так считает Симма Либерман, консультант и автор книги “Putting Diversity to Work” (“Польза своеобразия”). Наставник не только помогает строить карьеру, но и становится покровителем своего протеже, добавляет она: “С его помощью, само собой разумеется, вы получите важные навыки и информацию, но это еще не всё. Видя вас рядом с наставником, другие сотрудники станут относиться к вам по-другому”.