Стремясь обойти конкурентов в новой области развития ИТ, компания Dell пытается получить право на товарный знак “cloud computing” и подала заявку в Комиссию США по патентам и торговым маркам. Сейчас комиссия рассматривает эту заявку. Главными конкурентами Dell в области “вычислений в облаке” и “ПО как услуга” являются IBM, HP, Yahoo, Google и Amazon.com.

Свою первоначальную заявку на товарный знак Dell подала 23 марта 2007 года; за этим последовал ряд обновлений, длившихся до июля 2008-го. Надо сказать, что Dell — не первый игрок ИТ-рынка, пожелавший получить право на этот товарный знак. Еще в 1998-м это подобную попытку предприняла компания NetCentric, но потерпела неудачу.

В последнее время термин “cloud computing” в большом ходу, так как всё больше ИТ-вендоров предлагают продукты или, как, например, IBM, создают крупные центры обработки данных, открывающие заказчикам доступ к растущей инфраструктуре вычислений в “облаке”. Собственную инфраструктуру “облачных вычислений” строят и компании Google и Amazon, стремясь расширить свой бизнес в пространстве Web 2.0.

Хотя большинство наблюдателей полагают, что истинная инфраструктура “облака” будет создана не раньше, чем через три года, а то и через десятилетие, новая технология уже сейчас меняет концепцию использования ЦОДов. Теоретически “облако” позволяет лучше организовать вычисления и повысить их эффективность. Заказчики могут отказаться от собственной ИТ-инфраструктуры или какой-то ее части и использовать приложения и вычислительную мощность дистанционно, через Интернет.

В заявке Dell делается попытка широко определить область, охватываемую термином “cloud computing”. Неясно, правда, надеется ли компания получить право на свой собственный уникальный бренд для инфраструктуры вычислений в “облаке”, оборудования либо услуг, или же она просто хочет “насолить” конкурентам, затруднив им использование этого популярного термина.

В заявке, в частности, приводится такая формулировка “cloud computing”: “Проектирование компьютерного оборудования для использования в центрах обработки данных и вычислительных центрах; приспособление компьютерного оборудования для использования в центрах обработки данных и вычислительных центрах; проектирование и развитие сетей для использования в центрах обработки данных и вычислительных центрах мегамасштаба для клиентов”.

Есть также указание на ИТ-услуги и услуги по управлению ИТ: “Услуги консалтинга для центров обработки данных и вычислительных центров в области проектирования, выбора, внедрения, адаптации и использования систем компьютерного оборудования и ПО”.

Все эти определения настолько широки, что под них подпадают как собственные услуги Dell, так и услуги любого из конкурентов, например IBM.

Как выглядит “облако” Dell

Хотя Dell создала себе имя как поставщик недорогих настольных ПК и ноутбуков, в прошлом году компания попыталась сменить курс, включив в свой портфель больше ИТ-услуг и консалтинга, а также взяв прицел на системы хранения и сегмент СМБ. “Облако” рассматривается как область, где Dell сможет объединить все эти новые продукты и услуги в одно крупномасштабное предложение.

Вопрос в том, станет ли “облако” магистральным направлением или займет лишь одну нишу в арсенале ИТ. Джеймс Стейтен, аналитик из Forrester Research, пишет в своем блоге, что на текущий момент в этой модели вычислений заинтересованы не крупные корпорации, а начинающие компании и технически продвинутые предприниматели, которые изучают данную революционную технологию и желают привлечь инвестиции.

“Подобно другим новациям в области ИТ, таким как групповая работа, “ПО как услуга” и iPhone, модель вычислений в “облаке” нацелена на технически грамотного предпринимателя, начинающую компанию или интернет-маркетолога, — пишет Стейтен. — Эти новаторы бизнеса выбирают передовые технологии не из корпоративных стандартов, установленных специалистами по инфраструктуре и бизнес-процессам. Они ищут решения, которые позволят им реализовать свои идеи быстрее и дешевле”.