В свете последнего подорожания бензина автомашины класса SUV (спортивные автомобили для отдыха) покупаются не слишком хорошо и производители машин (например, японская Honda) переориентируются с любителей жечь бензин на сторонников строгой экономии. Я вдруг подумал, а есть ли аналогия этому процессу в мире ИТ и энергоемких компьютеров и приложений?

Начать можно с серверов. Идет очень много разговоров о виртуализации серверов, предоставлении программного обеспечения по запросу и приложений по подписке. Но я подозреваю, что в центрах обработки данных еще полно старых серверов, готовых обслуживать такие же старые приложения.

Почему я так думаю? Почему некоторые серверы продолжают жить несмотря на самые лучшие намерения новых ИТ-директоров, устремленных в будущее? Дело в том, что эти серверы исправно выполняют свою работу и никому не причиняют хлопот. Старые “коробки” на базе Unix (даже с использованием процессоров Alpha компании DEC) по-прежнему работают в режиме клиент/сервер, используя Windows NT, и маловероятно, что они будут предоставлять ПО как услуги. И все же пора эти SUV-серверы выводить из эксплуатации.

А как обстоят дела с SUV-коммуникациями, спрятанными в вашей информационной инфраструктуре? Наверняка они есть, вы просто не замечаете их среди всех этих проводов, мультиплексоров, шлюзов, маршрутизаторов и других коммуникационных устройств с мелькающими лампочками, подключенных или не подключенных к разным сетям. Сети передачи данных настолько сложны, что вопросы энергопотребления в них часто отходят на второй план по сравнению с поддержкой работоспособности. Измерение энергопотребления в беспроводных сетях реализовать еще сложнее. Конечно, в сетях передачи данных есть SUV-устройства, но вы не будете их выкидывать, пока не найдете действительно эффективную замену.

Устройства хранения класса near-line и off-line, ленточные и дисковые массивы, по идее, должны работать очень слаженно. Но, к сожалению, так практически никогда не бывает. Если вам придется выбирать между действующей сетью хранения данных, которая при этом представляет собой “бегемота” из разряда SUV, и сетью, работа которой напоминает хлюпающую соломинку для коктейля, я догадываюсь, какой вариант вы выберите.

Но настоящий SUV-монстр в компании — это собственно ЦОД. Такие энергетические мощности, как сегодня, никогда прежде не направлялись на систему охлаждения, которая постепенно становится главной в ЦОДах, проектируемых под современные среды виртуализации на блейд-серверах. Обычно ЦОД — это перегреваемое и переохлаждаемое помещение на верхнем этаже вашего офисного здания. Теперь ЦОД — это самый большой технологический SUV в компаниях, и его труднее всего изменить.