Вопрос эффективного взаимодействия ИТ-отдела и бизнес-подразделений опять занял первое место в ежегодном опросе Общества по управлению информацией (Society for Information Management, SIM). Но набор и сохранение талантливых сотрудников тоже остается большой проблемой.

Как следует из этого опроса, в 2008 г. согласование интересов ИТ и бизнеса стоит на первом месте среди забот ИТ-директоров и других топ-менеджеров. В 2007-м впервые в текущем десятилетии эта проблема уступила первое место в ряду забот респондентов (членов SIM) задаче привлечения и сохранения ИТ-профессионалов.

В 2008-м автор опроса Джерри Люфтман разделил проблему привлечения и сохранения специалистов на две части. По его словам, если бы этого не было сделано, то эта проблема осталась бы на первом месте и теперь. Но Люфтману интересно понять, какой из двух аспектов этой проблемы важнее для ИТ-директора. “Есть ведь очевидная разница между привлечением и сохранением ИТ-профессионалов”, - говорит он.

Результаты нового опроса, в котором участвовали представители 350 компаний, говорят о том, что ИТ-менеджеры более озабочены поиском, чем сохранением технических талантов. Привлечение новых сотрудников стоит на четвертом месте, а их сохранение опустилось на восьмое в списке проблем. “Достаточно понятно, что привлечение новых ресурсов более интересно руководству, чем сохранение уже имеющихся. В этом суть вопроса, -- подчеркивает Люфтман. -- Сотрудники отдела кадров прежде всего озабочены тем, как найти специалистов с нужными способностями”.

Когда организация SIM в 2003 г. после девятилетнего перерыва возобновила опрос топ-менеджеров об их проблемах, руководители ИТ-отделов постоянно ставили на первое место эффективное взаимодействие ИТ и бизнеса, за исключением одного 2007 г. Кстати, в 1994-м, последний раз перед долгим перерывом, респонтенты отвели этому вопросу девятое место, сразу после привлечения и сохранения ИТ-профессионалов.

Сегодня, по мнению Люфтмана, ИТ-менеджеры гораздо лучше понимают проблемы эффективного взаимодействия ИТ и бизнеса, чем в прошлом. И все же эта проблема остается, поскольку руководители компаний слишком часто смотрят на ИТ, как на нечто обслуживающее бизнес. “ИТ и бизнес должны быть партнерами, -- говорит он. -- Меня раздражает уже то, что люди говорят о выстраивании ИТ в соответствии с бизнесом, а не об их равноправном взаимодействии”.

Люфтман считает, что эта проблема существует до сих пор потому, что некоторые руководители компаний сильно преувеличивают свои знания об ИТ. “У топ-менеджеров есть ноутбуки и карманные компьютеры, они умеют обращаться с ними, поэтому порой считают себя экспертами в ИТ, -- говорит он. - Но ИТ -- это нечто гораздо более сложное. ИТ-директорам следует научить топ-менеджеров действительно понимать возможности высоких технологий и уметь их использовать. Многие ИТ-менеджеры недовольны тем, что в их компаниях ИТ отводится вспомогательная роль”.

В прошлом году организация SIM ввела в опрос пять новых вопросов, в том числе о развитии бизнес-навыков у сотрудников ИТ-департамента и о лучшем использовании информации. Развитие бизнес-навыков у ИТ-экспертов в этом году стоит на втором месте в списке проблем, поднявшись на одну ступеньку по сравнению с 2007-м, а лучшее использование информации поднялось на пятое место с девятого. Эти новые проблемы вместе с такими, как стратегическое планирование ИТ (которое скакнуло вверх на пять мест и вышло на третью позицию), можно считать некоторыми аспектами вопроса эффективного взаимодействия ИТ и бизнеса. “Выделив их в отдельные пункты, мы увидели, какие проблемы для топ-менеджеров компаний наиболее важны”, -- отмечает Люфтман.

Несмотря на перемену позиций, и в нынешнем году десять проблем остались теми же, что были в 2007-м. Правда, вопрос о переменах роли ИТ-директора спустился на 11-е место с 10-го, но он сохранил бы свое место, если бы привлечение ИТ-профессионалов и их сохранение не были разделены на два отдельных пункта. Такое постоянство с течением времени довольно необычно и удивляет Люфтмана, особенно в ситуации застоя мировой экономики и появившихся в связи с этим новых проблем. “И ИТ-департамент, и руководители бизнеса работают все лучше, управляя дорогостоящими ресурсами под угрозой спада. Даже в таких сложных условиях они не жалуются и не паникуют, как это порой случалось в прошлом. И это очень позитивный и удивительный знак”, -- говорит он.