Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко утвердил распределение обязанностей между своими заместителями Юрием Борисовым, Андреем Дементьевым, Владимиром Саламатовым, Денисом Мантуровым и Станиславом Наумовым. Как и предполагалось, направление радиоэлектронной промышленности, включающее предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) трех бывших союзных ведомств — Министерства промышленности средств связи, Министерства электронной промышленности и Минрадиопрома, осталось за Юрием Борисовым.

Соответственно есть уже почти стопроцентная ясность и с кадровым составом и распределением обязанностей в профильном департаменте радиоэлектронной промышленности, насчитывающем свыше 30 сотрудников. Его возглавил Владимир Минаев, доктор технических наук, профессор. Одним из его заместителей стал Александр Суворов, бывший до последнего времени директором департамента радиоэлектронного комплекса (РЭК) в Роспроме Минпромэнерго. Все эти структурные изменения в промышленно-торговом ведомстве завершились практически одновременно с вооруженным конфликтом на Кавказе.

В ходе короткого военного столкновения, несмотря на победоносный характер участия в нем российского воинского контингента, быстро выявились недостатки технического оснащения отечественных подразделений и некоторые слабости тактических действий. Многие независимые военные эксперты отмечали, что грузинская армия, подготовленная, обученная и экипированная по стандартам НАТО, превосходила российские войсковые подразделения по оснащению радиоэлектронным оборудованием, включая средства связи, навигации и радиоразведки (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=113117). Некоторые обозреватели даже писали об убогости нашей армии в плане технического оснащения: “Управлять войсками по мобильным телефонам или слать в разведку под огонь ПВО дальние бомбардировщики больше нельзя”.

И они в этом безусловно правы. И совершенно непонятно, почему Минпромторг, профильное ведомство, отвечающее за разработку современного радиоэлектронного оборудования для силовых структур, до сих пор хранит молчание и ничего не говорит о своей готовности оснастить армию надлежащими системами. Ведь сейчас самое время подумать и о боеспособности войск, и о загрузке тех предприятий ВПК, которые долгие годы простаивали без госзаказов и до сих пор с трудом сводят концы с концами. Неужели им нечего предложить нашему командованию?

Как раз наоборот — соответствующие системы у промышленности имеются. Например, на прошедшем в августе в Москве Международном салоне вооружения и военной техники “МВСВ-2008” концерн “Созвездие”, действующий под эгидой Минпромторга и отвечающий за разработку и производство комплексов и средств автоматизации, связи, навигации и опознавания, показал не только известные ранее приборы, но много новых средств связи тактического звена управления.

Особым интересом участников и гостей салона пользовались оборудование беспроводного доступа “Вектор-М” на основе протокола WiMAX OFDM; комплекс “Топаз-В” для создания мобильной системы помехоустойчивой мультимедийной радиосвязи; серия модернизированных радиостанций Р-168-5УНЕ, Р-168-5УТЕ и Р-168-25УЕ, которые обеспечивают маскированную радиосвязь соответственно в звеньях рота -- батальон, полк – батальон -- рота и рота -- батальон (при установке в объекты на колесном или гусеничном ходу) и многое др.

Уж, наверное, наши потери в ходе конфликта были бы намного меньше, если бы командиры использовали не сотовые телефоны для управления операциями, а те же Р-168! То же касается и средств воздушной разведки: применение для этой цели самолетов дальней авиации не только не эффективно, но и преступно. И где же, спрашивается, застряли наши комплексы “Пчела-1Т”, “Рейс-Д” и другие беспилотные самолеты, оснащенные аппаратурой телевизионной разведки?

Так почему же молчит Минпромторг? Не потому ли, что упомянутому замминистра Борисову не только поручили руководить РЭК страны, но и вменили в обязанности множество других вопросов — от развития промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, химического разоружения, промышленной утилизации вооружения и военной техники до мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Тут уж, наверное, не до конкретной работы по продвижению новейшей радиоэлектроники в войска, дай бог разобраться в том ворохе дел, которые просто свалились на плечи! И о выделении РЭК, одного из 22 департаментов Минпромторга, в отдельное ведомство, способное переоснастить армию на современном уровне, тоже речь пока не идет.