Слабая экономика заставляет конечных пользователей снижать расходы на ИТ, но у поставщиков решений дела идут блестяще. Как долго может сохраняться такой парадокс?

Национализация ипотечных гигантов Fannie Mae и Freddie Mac вряд ли кого удивила, хотя такая спасательная операция и заставляет с грустью вспомнить ситуацию на рынке сбережений и кредитов начала 1990-х гг., которая сейчас выглядит воистину даром небесным для американских налогоплательщиков. По предварительным оценкам, такой шаг федеральных властей может стоить до 200 млрд. долл. Издержки, прямо скажем, астрономические, однако, по заверениям правительства, совершенно необходимые, поскольку крушение этих агентств нанесло бы непоправимый ущерб и без того шаткой экономике страны.

В то же время ситуация с Fannie Mae и Freddie Mac лишний раз подчеркивает размягченность сектора финансовых услуг, где еще до этого разорилось несколько банков и инвестиционных компаний. Достаточно вспомнить, что не так давно с рынка кредитования ненадежных заемщиков вынуждена была уйти Bear Sterns — одна из крупнейших брокерских контор Уолл-стрита. Федеральная корпорация страхования банковских вкладов, больше известная американцам как FDIC, сейчас внимательно отслеживает ситуацию в десятках слабых банков, где уже начинают проявляться признаки неминуемого краха. Всего же с начала года разорилось не меньше дюжины финансовых организаций среднего масштаба.

Так стоит ли удивляться, что банки и финансовые организации, то есть именно тот вертикальный сектор, который издавна полагался на информационные технологии гораздо больше других, стали в нынешнем году лидерами сокращения расходов на ИТ?

В ходе недавнего опроса, проведенного исследовательской компанией Forrester Research, 49% старших технических руководителей корпоративного уровня призналось, что им пришлось сократить ИТ-расходы на оборудование, программное обеспечение и сервисы. Почти все они констатировали, что были заморожены даже уже выделенные средства, а каждый пятый сообщил о задержках с реализацией новых технических проектов. При этом 40% опрошенных, работающих в таких областях, как производство, розничная торговля, коммунальные услуги и телекоммуникации, сообщили, что намерены и дальше экономить на ИТ.

С учетом текущего состояния экономики в таких цифрах нет ничего странного. В конце концов, безработица в августе поднялась до уровня 6,1%, а растущие цены на энергоносители приводят к удорожанию продовольствия и транспортных услуг. Нефтяные индексы и фондовые рынки далеко не стабильны — линии трендов здесь больше напоминают американские горки, чем привычные графики. Да и речи Барака Обамы и Джона Маккейна волей-неволей приходится коррелировать с учетом состояния экономики (что поделаешь, ведь президентские выборы на носу).

Тем не менее, даже несмотря на все сказанное выше, поставщики решений и производители ИТ сообщают об успешном ходе дел. Такие транснациональные компании, как Microsoft, HP и IBM, декларируют высокие доходы и прибыли. Более того, едва ли не любой партнер по сбыту, разработчик, интегратор и создатель “белых ящиков” утверждает, что загружен сегодня как никогда раньше. Осенью прошлого года, когда Channel Insider проводил свое ежегодное исследование 2009 Outlook, поставщики решений предчувствовали бурный рост числа новых заказчиков, доходов и прибылей. Другими словами, что бы там ни происходило в экономике, бизнес ИТ идет как ни в чем не бывало.

Справедливости ради отметим, что продолжающийся рост и высокие прибыли крупных производителей связаны отнюдь не с североамериканскими и европейскими рынками. “Голубой гигант”, Hewlett-Packard и Cisco, к примеру, получают немалую прибыль благодаря бурному сбыту на развивающихся рынках (Китай, Индия, Россия, Бразилия, Восточная Европа и т. д.) и колебаниям валютных курсов (после конвертации любой зарубежной валюты в слабый доллар доход выглядит намного выше).

Поставщики решений уверены, что стабильно прочное состояние их бизнеса во многом определяется стремлением клиентов к экономии за счет повышения эффективности производства, что требует технологических инвестиций. Пока крупные корпорации сокращают свои расходы по ИТ-статьям, малый и средний бизнес делает стратегические инвестиции в то, что способствует его росту, — в мобильность, виртуализацию и управляемые сервисы. Предлагая своим клиентам хостинговые услуги, Web-приложения и дистанционное управление ресурсами, поставщики решений и сервисов пожинают богатые плоды. Конечные пользователи — и в первую очередь небольшие компании с полусотней и меньше рабочих мест — с удовольствием избавляются от необходимости обзаводиться собственными ресурсами и оплачивать дорогостоящие лицензии на ПО.

Но успокаиваться на достигнутом рано. В то время как поставщики приложений ключевым фактором своего роста считают расширение клиентской базы, производители всеми силами стараются закреплять уже имеющихся клиентов, видя в этом залог постоянного наращивания доходов. Любой из этих путей требует бдительности и упорства в работе с заказчиками, как действующими, так и потенциальными, четкого осознания своих краткосрочных и перспективных потребностей, непрерывной демонстрации того, насколько важна технология для функционирования и расширения бизнеса. Как ни загружены поставщики решений, но время и для них нелегкое. Те из них, кто не жалеет сил на развитие своих компаний, станут самыми ценными партнерами для производителей, получат самую мощную маркетинговую и техническую поддержку, а значит, смогут и дальше наращивать свою клиентскую базу и прибыль.

Поставщикам решений не остается ничего иного, как изыскивать все новые возможности и приобретать все новых клиентов. В конце концов, никто не гарантирует, что банк, где лежат деньги кого-то из них, не станет следующей жертвой нынешней ситуации и не попросит защиты у FDIC.

Лоуренс М. Уолш занимает пост вице-президента Channel Insider, где руководит издательской группой.