У большинства топ-менеджеров ИТ нет полного представления о стратегиях восстановления бизнеса в их компаниях. Причина такого положения дел часто кроется не в отсутствии желания иметь такую стратегию, а в отсутствии бюджета.

В ИТ-департаментах обычно хватает средств на поддержку текущих ИТ-операций, но, как правило, не бывает достаточно денег на инфраструктуру для реализации плана поддержки непрерывности бизнеса. В результате — отсутствие реального плана обеспечения непрерывности бизнеса; в лучшем случае имеется план поддержки работоспособности ключевых активов.

Изначально такая ситуация существовала, поскольку сообщество вендоров рассматривало обеспечение непрерывности бизнеса как возможность продажи дополнительных продуктов. Вендоры использовали тот факт, что ИТ-продукты могут перестать работать, как возможность продать дополнительные продукты своим клиентам.

Имеет смысл задать вопрос: а правильно ли это? Ответ — нет. Недавно на рынок вышел целый ряд продуктов, которые могут не только перераспределять нагрузку между многими устройствами, но и автоматически взять на себя обязанности другого устройства при его выходе из строя.

Например, отделение сети магазинов “7-Eleven” в Оклахоме управляет ИТ-инфраструктурой в ста магазинах, расположенных в этом городе. Сейчас это подразделение развертывает в них точки беспроводного доступа в рамках программы улучшения системы управления инвентаризацией. Но вместо выбора оборудования самых известных производителей беспроводных точек доступа, компания приобрела беспроводные точки компании Aerohive, которые взаимно поддерживают друг друга в случае отказа какой-либо из них.

По словам Майка Мак-Тайса, старшего системного программиста и интегратора Aerohive, это означает, что если внезапно откажет та или иная точка беспроводного доступа, не надо немедленно отправлять ремонтную бригаду для устранения неисправности. Кроме того, компании не придется покупать и устанавливать резервные точки беспроводного доступа.

Аналогичная концепция работает в новом поколении Ethernet-маршрутизаторов компании Woven Systems, которые можно объединять в общую структуру взаимно поддерживающих друг друга устройств. Эта система позволяет автоматически перераспределять нагрузку между маршрутизаторами, а это значит, что в случае отказа одного из них другие маршрутизаторы не допустят сбоя в предоставлении услуг.

Именно таким образом и должны работать устройства корпоративного класса. Если они так и работают, то существующая инфраструктура должна быть достаточно интеллектуальной для того, чтобы предоставлять встроенные возможности поддержки непрерывности бизнеса. Если дело обстоит именно так, то гораздо легче будет изменить представление людей об общей надежности, о которой сегодня так много говорят.

Ключевой момент создания стратегии устойчивости и восстановления бизнеса состоит в разделении процессов на целый ряд компонентов, которые могут быть легко восстановлены в случае аварии. Но если существующая ИТ-инфраструктура слишком уязвима или дорога для поддержки такой стратегии устойчивости, то проблема становится неактуальной.

Хорошая новость в этом потоке обсуждений устойчивости состоит в том, что они заставляют компании серьезно взглянуть на свою ИТ-инфраструктуру. Очень многие руководители компаний не хотят обсуждать проблемы, которые связаны с выделением дополнительных средств на ИТ. В результате они сокращают ИТ-бюджеты, исходя из того, что действительно требуется для поддержки бизнеса. В реальности это означает, что большинство компаний просто молятся о том, чтобы не произошло серьезной аварии, а не разрабатывают конкретные планы действий в случае такой аварии.

Самым лучшим ответом на эту парадоксальную ситуацию была бы возможность включить каждое устройство в такую систему, где любой продукт автоматически поддерживал бы функционирование других продуктов, но этого не случится еще как минимум несколько лет. Это означает, что ИТ-сотрудникам надо вести реальные переговоры о цене устойчивости бизнеса, поскольку бизнес работает на основе ИТ-инфраструктуры.

Конечно, настойчивые требования о том, чтобы вендоры в своих устройствах предусматривали встроенные возможности распределения нагрузки, а не делали их дорогой дополнительной опцией, были бы важным шагом в нужном направлении.