“ВТБ-Фонд венчурный” инвестировал 170 млн. руб. в развитие российской системы “АвтоТрекер”, осуществляющей ГЛОНАСС/GPS-мониторинг транспорта и разработанной компанией “Русские навигационные технологии”. В основе оптимистичных прогнозов прибыльности проекта лежит активная поддержка государством программы ГЛОНАСС.

Стратегическая цель технологической системы “АвтоТрекер” состоит в создании универсальной платформы для широкомасштабного коммерческого использования ГЛОНАСС. Участники проекта полагают, что вложенные инвестиции окупятся к 2010 г.

Стойкий электронный “АвтоТрекер”

Система “АвтоТрекер” предназначена для контроля и защиты грузовой, пассажирской, строительной и специальной техники, а также для повышения эффективности управления автопарком предприятия любой отрасли и снижения логистических издержек. Продукт позволяет уменьшать убытки, причиняемые хищениями, приписками, нецелевым использованием транспортных средств и другими злоупотреблениями водителей. В среднем, по оценкам экспертов, размер этих потерь составляет на автопредприятиях порядка 20—0% эксплуатационных расходов на автомобиль.

В продукте используются технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS и средства мобильной связи. Бортовой блок “АвтоТрекер” выполняет первичную обработку, накопление и анализ информации в реальном времени непосредственно на борту автомобиля, что позволяет минимизировать затраты на сотовую связь, составляющие значительную часть эксплуатационных расходов системы. К слову, бортовой блок сохраняет работоспособность при наиболее распространенных деструктивных воздействиях, включая отключение питания или замыкание или экранирование антенн. Серверное ПО при этом постоянно отслеживает работоспособность бортового блока.

Помимо этого решения “АвтоТрекер” со специализированными бортовыми блоками могут использоваться для мониторинга иных подвижных объектов, в том числе не оснащенных собственными источниками питания, включая контейнеры, прицепы, перевозимое технологическое оборудование и железнодорожные вагоны. В состав решения входит также диспетчерское ПО и приложение для администрирования системы. Система построена на основе открытых стандартов и может взаимодействовать с бухгалтерским ПО, а также с системами логистики и складского учета. В частности, для такси и экстренных служб “АвтоТрекер” интегрируется с ПО компании “1C”.

У ФЦП “ГЛОНАСС” — финансовое вливание

Финансирование ФЦП “ГЛОНАСС” увеличено на 67 млрд. руб. Об этом 12 сентября 2008 г. сообщил Владимир Путин на встрече с Сергеем Ивановым. Заявлено, что основная часть из выделенных средств будет направлена на развитие и поддержание группировки космических аппаратов, а меньшая часть пойдет на разработку аппаратуры потребителей.

При этом сроки введения системы в массовую эксплуатацию на российском транспорте сдвинулись. По сведениям, предоставленным ассоциацией “ГЛОНАСС/ГНСС-Форум”, оборудование приемниками российской навигационной системы воздушных, морских и речных судов, автомобильного и железнодорожного пассажирского транспорта начнется с 2010 г. Предыдущее постановление правительства требовало завершить установку навигаторов на транспорте максимум до 1 января 2009 г.

К слову, в настоящее время на космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к пуску ракеты “Протон-М” с тремя космическими аппаратами ГЛОНАСС. Их запуск запланирован на 25 сентября 2008 г. Сейчас в орбитальной группировке ГЛОНАСС находится 16 аппаратов, из которых 14 находятся в рабочем режиме, один выводится из системы в связи с превышением сроков эксплуатации, еще один аппарат временно выведен на техобслуживание.

Российские осужденные под колпаком

В октябре в России начнется еще один ГЛОНАСС-проект, направленный на использование электронных браслетов для контроля за подозреваемыми и обвиняемыми в преступлениях — в первую очередь теми, кто находится под домашним арестом. Работы такого рода будут проведены в рамках проекта Совета Европы. Директор ФСИН РФ Юрий Калинин указал на высокую затратность проекта, отметив, тем мне менее, что “этот проект необходим”. С помощью электронных браслетов можно будет узнать местонахождение осужденного, при этом устройство, надевающееся на руку или на ногу, нельзя будет снять.

В настоящее время в учреждения ФСИН уже поступили первые электронные браслеты, которые пока в качестве эксперимента используются для контроля за осужденными в колониях-поселениях. Ранее было объявлено, что процесс внедрения ГЛОНАСС во ФСИН РФ будет происходить в три этапа, на первом из которых будет разработана нормативно-правовая база использования ГЛОНАСС в уголовно-исполнительной системе. На втором этапе будет проведен комплекс мероприятий по апробированию, внедрению и модернизации навигационной аппаратуры. На последнем этапе, намеченном на 2013-2020 гг., подразделения уголовно-исполнительной системы будут оснащаться приборами на базе ГЛОНАСС.

Ожидается, что в России будут опробованы два вида электронного контроля: более простая модель, состоящая из базовой станции и легкого электронного браслета, благодаря чему человек сможет свободно передвигаться в небольшом радиусе от станции, и более сложная система электронного слежения посредством спутниковой связи или GSM.