Ужесточение правил кредитования, удорожание электроэнергии и продолжающийся спад экономики заставляет пользователей сокращать расходы на ИТ. В результате страдают доходы и прибыли поставщиков решений и услуг.

Оказалось, что канал продаж не обладает абсолютным иммунитетом к проблемам Уолл-стрит. Хотя реселлеры продолжают уверять, что они не чувствуют влияния экономического спада, исследование еженедельника eWeek показало, что нынешние финансовые сложности и инфляция отрицательно повлияли на поставщиков решений и услуг.

В середине этого года был проведен опрос более 300 реселлеров (аналогичный опрос проводился год назад). В прошлый раз три из четырех респондентов сказали, что ожидают такой же прибыли, как и в 2007 г. Но через восемь месяцев таких оптимистов была лишь треть. Те, кто все еще ожидает роста прибыли, сократили прогноз на 50%. И только 44% сказали, что их план не изменился.

Замедление продаж, снижение оборотов и прибыли не должно удивлять на фоне того, что происходит в стране с финансовыми услугами и энергетикой. Даже перед банкротством Lehman Brothers и массовой распродажей акций на Уолл-стрит экономика уже была в нестабильном состоянии. Аналитическая компания Forrester Research сообщала в начале сентября, что почти половина крупных компаний сокращают свои расходы на ИТ и почти все заморозили какие-то конкретные проекты. Самыми существенными, по данным Forrester, оказались сокращения расходов в финансовой сфере. А ведь эта отрасль традиционно много тратит на ИТ-продукты и услуги.

Еще с конца 2007-го на экономику США начал влиять тяжелейший ипотечный кризис, вызванный массовыми отказами платить по кредитам. Ситуацию ухудшил стремительный рост цен на нефть, который привел к удорожанию почти всего — от перевозок и авиаперелетов до пластиковых пакетов для продуктов. В период проведения опроса eWeek (с 5 до 25 августа) стоимость барреля нефти колебалась между 135 и 147 долл., а стоимость галлона бензина в США (3,7 л) поднялась до 4,5 долл.

Участники опроса утверждают, что их клиенты откладывают ИТ-проекты и расходы на ИТ (53%), более долго принимают решения (51%), сокращают траты на ИТ (39%) и отказываются от проектов из-за их стоимости (34%). По мере того, как конечным пользователям все труднее найти свободные средства и получить кредиты, они начинают экономить на всем — от ИТ-проектов до кофе, чтобы хоть как-то сохранить наличные.

Ситуация усложняется еще и потому, что вендоры и дистрибьюторы повышают цены и сокращают маржу партнеров в канале, чтобы компенсировать свои потери и снижение объемов производства. утверждают, что их вендоры и дистрибьюторы увеличили цены на товары и услуги (53%), уменьшили скидки и компенсации (36%), повысили плату за логистическую поддержку (32%) и ужесточили правила выдачи кредитов (30%).

Однако сами реселлеры не поддаются искушению и не повышают цены для своих клиентов за исключением лишь некоторых ключевых сфер: профессиональных услуг, разработки клиентских приложений, интеграции систем и управляемых услуг. Эти направления остаются для поставщиков услуг главными источниками оборота и прибыли, и хотя они не защищены от рецессии, остаются востребованными, так как нужны заказчиками для обеспечения эффективности ИТ и снижения операционных издержек.

Опрос также обнаружил, что, несмотря на то что реселлеры придерживаются самых разных мнений о способах борьбы с возникшей тенденцией, большинство из них сходится в том, что для увеличения продаж и повышения прибыльности нужны новые клиенты или добавление новых продуктов и технологий в свой портфель. Это соответствует прошлогоднему опросу, который показал, что многие респонденты стремятся расширить клиентскую базу и охватить новые рынки. Правда, тогда целью был рост бизнеса, а сейчас — выживание.