Эксперты в области облачных вычислений обсудили некоторые перспективы и проблемы, которые такие вычисления открывают перед ИТ-отраслью, включая возможность консолидации на рынке поставщиков ИТ-решений.

В своем выступлении на конференции по новым технологиям в Массачуссетском технологическом институте Вернер Фогель, вице-президент и СТО Amazon.com, сказал, что ему иногда не хочется использовать термин “облачные вычисления”, поскольку он может означать целый ряд совершенно разных вещей. По его словам, изначально Amazon строил “облачное” окружение для поддержки своего собственного бизнеса, а потом решил развивать это направление. “Мы продолжаем предоставлять наши услуги, как бы вы их ни называли”, — говорит он.

Мендель Розенблюм, бывший старший исследователь и один из основателей VMware, а ныне профессор Стенфордского университета, дает собственное определение облачных вычислений: “Я думаю, что облачные вычисления — это когда ваше ПО работает не в вашем центре обработки данных, и а где-то ещё, но вам надо отсоединить эти виртуальные компьютеры. Проще говоря, это просто логический шаг, когда вы хотите запускать свои программы на чьих-то машинах. А виртуализация — строительный блок для облачных вычислений”.

Тем временем Паркер Харрис, исполнительный вице-президент Salesforce.com по технологиям, говорит, что его компания использует ПО весьма высокого уровня. И тем не менее Salesforce учится у каждого своего нового клиента.

Со своей стороны Мэтью Глотцбах, директор по управлению продуктами Google, отмечает, что Google сделала большой шаг вперед в области облачных вычислений, запустив в 2004 году сервис Gmail. В результате пользователи получили действительно развитое и мощное приложение в Интернете, задействовавшее всю мощь облачных вычислений”.

Харрис из Salesforce.com считает, что компании в пространстве облачных вычислений должны преодолевать барьеры с помощью массовой избыточности. “Мы все решаем одну и ту же проблему, просто смотрим на нее по-разному, — говорит он. -- Более того, проблема горизонтального масштабирования требует разработки особых подходов. Я думаю, все мы еще только учимся”.

А Дэвид Андерсон, ученый исследователь из калифорнийского университета Беркли, утверждает: “Ээкономические выгоды использования оборудования и ПО в больших масштабах приведут к тому, что на рынке останется лишь несколько провайдеров услуг коммунальных вычислений”.

С ним согласен и Харрис: “Я думаю, это так и есть, пока мы строим огромные центры обработки данных по всему миру. Сложно обеспечить качество услуг и SLA (соглашение об уровне обслуживания. – Прим. ред.), если вы не можете управлять всем этим самостоятельно”.

К этому Фогель добавляет, что на разных уровнях ПО будут разные игроки. “Будут ли это другие компании?, — спрашивает он. – Думаю, да. Это не только инвестиции, это экспертиза. Так что здесь не только вопрос создания центров обработки данных”,

Более того, облачные вычисления открывают пути для существования целого ряда новых типов бизнеса, говорит Фогель.

Как отметили некоторые участники беседы, облачные вычисления приводят к тому, что решения в сфере операционных систем должны обсуждаться свободно. “Операционная система претерпевает изменения от наиболее критичного элемента процесса до вещи, которую разработчик приложений выбирает для поддержки своих приложений”, — считает Розенблюм.

“Если попытаться упростить ситуацию, -- размышляет Глотцбах, -- то вычислительной платформой следующего поколения станет Интернет”. Это утверждение подкрепляется введением компанейи Google браузера Chrome Web в качестве основы для своей общей платформы.

“Одна из причин, по которой мы запустили Chrome, состоит в том, что мы раздвигаем пределы возможностей браузера”, — пояснил Глотцбах.

Тем временем Андерсон обсуждает проект под названием “туманные вычисления”, суть которого в том, чтобы попытаться выявить неиспользуемую мощность личных ПК и других устройств по всему миру. “Мы хотим использовать эту неиспользуемую мощность в качестве ресурса для научных вычислений, -- говорит Андерсон. – Уже нашлись добровольцы, которые готовы предоставить нам около миллиона компьютеров”.