В этой статье мы продолжаем разговор об использовании ИТ и их значении в деятельности российских государственных органов (см. PC Week/RE № 35/2008 ). Каковы особенности работы ИТ-подразделений в госструктурах? Какие специфические задачи им приходится решать? Какую роль играет государство в развитии ИТ в госсекторе? На эти и другие темы научный редактор PC Week/R Ольга Павлова беседует с заместителем руководителя Федерального казначейства РФ Алексеем Поповым.

PC Week: Какое значение имеют информационные технологии в деятельности казначейства?

Алексей Попов: Вначале стоит упомянуть краткие характеристики нашего ведомства. Казначейство России — это федеральный орган исполнительной власти, который представлен в каждом субъекте РФ Управлением Федерального казначейства и его отделениями по городам и районам соответствующего субъекта. На сегодняшний день у нас насчитывается свыше 2200 отделений и 85 управлений плюс центральный аппарат, где в общей сложности работает более 55 тыс. сотрудников. С точки зрения выполняемых функций казначейство аналогично большому банку, который осуществляет целый ряд специальных операций по исполнению бюджетов всех уровней: это федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальных округов и муниципальных поселений. При этом если рассматривать получателей всех этих бюджетов в качестве клиентов Федерального казначейства, то у нас их насчитывается более 300 тысяч.

В настоящий момент все основные операции Казначейства уже автоматизированы, наши клиенты и наши работники являются участниками единого цикла обработки электронных документов. Начиная с 2005 г. – времени создания Казначейства России как самостоятельного федерального органа исполнительной власти – нами был выполнен целый ряд шагов, позволяющий считать это свершившимся фактом. Если говорить вкратце, то за данный период времени во всех территориальных органах казначейства был внедрен единый программный продукт Центр-КС, реализован юридически значимый электронной документооборот как между казначейством и его клиентами, так и между сотрудниками казначейства, в том числе для обмена обычной внутриофисной корреспонденцией, произведено необходимое техническое оснащение, решены вопросы эксплуатации информационно-технического комплекса с частичным применением технологии аутсорсинга. В ходе решения всех этих задач мы накопили уникальный опыт выполнения проектов любой сложности в большой территориально распределенной структуре, основу которого составляет четкое определение прав и обязанностей всех участников проекта на всех уровнях его реализации, а также описание функций контроля и управления проектом.

PC Week: В чем заключается стратегия развития ИТ в Вашем ведомстве?

А. П.: На настоящий момент наша стратегия заключается не просто в решении задачи автоматизации, но в повышении эффективности работы Казначейства России. Мы смотрим на ситуацию так, как если бы оно находилось в конкурентной среде и вопрос эффективности нашей деятельности (то есть повышения качества оказания услуг и снижения их себестоимости) был бы равносилен вопросу выживаемости самой структуры. Такая стратегия диктует как соответствующие ей задачи развития информационных технологий, так и цели функционирования ИТ-подразделений Казначейства.

PC Week: Какие конкретно задачи развития информационных технологий стоят сейчас перед Вами в целях реализации указанной выше стратегии?

А. П.: При внедрении упомянутого выше единого программного продукта Центр-КС во всех территориальных органах Казначейства мы столкнулись с необходимостью единообразного описания не только того, что должно делать наше ведомство, но и как конкретно оно выполняет свои задачи на основе единой организационно-штатной структуры. Конкретное описание бизнес-процессов выполнено технологическими регламентами, где увязаны воедино действующая нормативно-правовая база деятельности Казначейства, утвержденная организационно-штатная структура, конкретный документооборот конкретных подразделений и даже сотрудников, возможности применяемого программного продукта. Найдена гибкая правовая основа применения технологических регламентов. Описав бизнес-процессы в почти сотне утвержденных технологических регламентов, мы немедленно получим возможность управленцем всех уровней видеть как узкие места, так и избыточность в работе Казначейства, ясно представлять себе конкретную работу конкретного сотрудника, в том числе в привязке к нормативам производительности, моделировать работу Казначейства как при изменении организационно-штатной структуры, так и при изменении бизнес-процессов, находя оптимальные решения, определять направления дальнейшей автоматизации. Такой работой мы собираемся заняться в ближайшее время, внедрив для этого необходимый программный продукт. Ответственные подразделения за эту работу уже определены.

Внедрение такого программного продукта и начало его эксплуатации является нашей первой задачей.

Следующая задача заключается в централизации обработки информации на уровне управлений Федерального Казначейства таким образом, чтобы в отделениях лишь регистрировались операции, но не осуществлялись транзакции. Мы хотим добиться четкого разделения обработки информации на фронт-офис и бэк-офис, сделав 85 бэк-офисов и более 2200 фронт-офисов. Для решения этой задачи мы внедряем программный продукт Oracle eBusiness Suite, разворачиваем ведомственную транспортную сеть, устанавливаем новые современные RISC-серверы в управлениях Казначейства, строим системы инженерного обеспечения. Все эти задачи решаются в проекте модернизации казначейской системы, а это сегодня один из крупнейших проектов Всемирного банка. Мы довольно далеко продвинулись в его реализации, и в 2010 г. планируем его завершение. В частности, одним из успешных этапов в реализации проекта было построение за год систем инженерного обеспечения в более чем 600 отделениях Федерального казначейства “под ключ”. Реализация проекта модернизации казначейской системы позволит не только еще более оптимизировать работу Казначейства, но и обеспечит дальнейшее улучшение качества предоставляемых нами услуг, в частности уменьшатся сроки формирования различных видов отчетности.

Еще одна задача состоит в повышении эффективности работы самих ИТ-подразделений Казначейства. Отчасти она решается внедрением программного продукта Oracle eBusiness Suite, которое позволит от сопровождения более чем 2200 баз данных перейти к сопровождению 85 баз данных. Кроме того, в ближайшей перспективе мы планируем в дополнение к выполненному описанию деятельности только функциональных подразделений (с помощью упомянутых выше технологических регламентов) четко регламентировать и деятельность самих ит-подразделений. В бизнес-терминах это называется SLA-соглашением между ИТ-специалистами и пользователями, у нас – положение об отделе информационных технологий. Там, где собственных ресурсов для выполнения конкретного SLA-соглашения не достаточно, в понятном объеме и с понятными требованиями применяется технология аутсорсинга. Система управления эксплуатацией на основе HP OpenView позволит “зацементировать” это SLA-соглашение и четко обеспечить контроль за его исполнением всеми сторонами.

PC Week: Какую роль играют курируемые Вами ИТ-подразделение в структуре казначейства России?

А. П.: В Казначействе Управление информационных систем – это не просто подразделение, которое занимается техническим сопровождением “железа” и софта. В его функции входит также технологическое обеспечение деятельности нашего ведомства — описание бизнес-процессов и контроль за их реализацией. Это возможно потому, что наши специалисты не только разбираются в ИТ, но и знают функциональную специфику систем. Добавляется к этому и непосредственное руководство (или участие в руководстве) проектами, связанными с применением информационных технологий. Кроме того, Управление информационных систем функционально курирует все ИТ-отделы во всех территориальных подразделениях.

Как сказал в свое время один из руководителей компании SAP, ERP-система приносит в фирму порядок. В нашем понимании ИТ-подразделение только тогда будет эффективным, когда будет не догонять вечно уходящий поезд, а само настаивать на построении в организации четко описанного порядка – ведь только в том случае, когда информационные технологии обеспечивают исполнение определенного порядка, они эффективны. В этой связи ИТ-подразделения, как и юридические подразделения, четко стоят на выполнении описанных порядков – нравится это кому-тот или нет.

Сколько помню свою работу в Казначействе, всегда в его работе в связи с частыми и масштабными (и, надо отдать должное, верными и правильными) изменениями бюджетного законодательства РФ, происходили большие или малые изменения. Учитывая высокую степень автоматизации проведения операций, изменения были бы невозможны без своевременного обновления программных продуктов. Возможность внесения в ПО масштабных изменений в короткие сроки возможна благодаря наличию жесткого порядка акцептования управлением информационных систем проектов любых изменений нормативно-правовой базы.

PC Week: Ощущаете ли вы в своей деятельности поддержку со стороны государства?

А. П.: Я считаю, что у нас есть взаимопонимание с нашим руководством и руководством Министерства финансов в вопросе о том, какую роль играют ИТ в развитии казначейства. И если мы правильно ставим вопросы и правильно их обосновываем, то всегда получаем необходимую помощь и поддержку.

PC Week: Спасибо за беседу.