В ходе организованного с 5 по 8 октября корпорацией IBM очередного (14-го по счету) виртуального мероприятия Innovation Jam десятки тысяч его участников со всего мира смогли обменяться в режиме реального времени своим видением того, каким должно быть предприятие будущего. Разработанный IBM на основе технологии Web 2.0 для коллективного делового сотрудничества инструмент Jam обеспечивает поддержку широкомасштабных сетевых обсуждений стратегических проблем бизнеса. В основе Jam лежит IBM e-Classifier — средство для обработки текста, используемое для сканирования форумов с целью выявления активно развивающихся тем и оказания помощи модераторам и участникам, чтобы те могли оперативно схватывать суть идей и выстраивать приоритеты для развития дискуссий.

В рамках Jam-конференций участники получают возможность общения и обмена опытом с коллегами, специалистами по предметным областям, независимыми экспертами, сотрудниками корпорации IBM и другими признанными во всем мире авторитетами. Они получают доступ к информации о новых возможностях, наилучших методах ведения бизнеса и бизнес-моделях и могут обмениваться идеями по наиболее важным проблемам, среди которых -- управление персоналом в условиях глобализации, обслуживание нового поколения клиентов, формирование новых трудовых навыков и т. д.

Мероприятие Innovation Jam 2008 построено на основе IBM Global CEO Study — исследования, которое проводится один раз в два года в форме индивидуальных “живых” интервью с руководителями (CEO) ведущих мировых компаний. Согласно результатам последнего исследования, нацеленного на формирование представления о предприятии будущего (The Enterprise of the Future), сегодня основной компетенцией руководителей становится способность управлять изменениями. В то же время, как говорится в исследовании, сейчас разрыв между необходимостью изменений и способностью управлять ими значительно увеличился. Поэтому для успешного управления изменениями руководители нуждаются в привлечении идей и экспертизы в масштабе всего предприятия, а также в создании соответствующей экосистемы.

Innovation Jam 2008 исследовал четыре ключевые темы, касающиеся предприятия будущего.

  • Готовность к изменениям (Built for Change). В рамках данной темы рассматривались силы, способные деструктивно воздействовать на бизнес, и подходы, которые наилучшим образом работают при создании среды, поддерживающей быстрые изменения. Помимо этого участники мероприятия обменялись информацией о новых бизнес-моделях, способствующих инновациям, а также идеями и результатами работы в области повышения гибкости организации.
  • Клиенты как партнеры (Customers as Partners). Здесь обсуждались вопросы взаимодействия с клиентами: действительно ли нужно компании сотрудничество с ними? И необходимо ли организации иметь четкий план по исследованию и использованию новых источников маркетинговых идей?
  • Глобальная интеграция (Globally Integrated). Обсуждение данной темы затрагивало способы, с помощью которых предприниматели используют глобальные сети для создания и реализации новых возможностей. Также анализировалось, какие методы применяют ведущие организации государственного и частного секторов для перестройки существующих моделей функционирования и создания новых.
  • Планета и люди (The Planet and its People). В ходе дискуссий по данной тематике обсуждалось, как компании используют стремление своих сотрудников к участию в проектах, направленных на решение экологических и общественно значимых задач. Каким образом можно превратить такую социальную ответственность в платформу для роста и поддержки операций компании?

Согласно данным сайта Innovation Jam 2008, в качестве участников мероприятия уже зарегистрировалось около 90 тыс. человек. (Для сравнения: наиболее масштабная Jam-конференция прошла в 2006 г. — более 150 тыс. участников. Тогда IBM впервые открыла свой внутренний Jam для доступа извне.) Наибольшую активность проявили сотрудники компаний, организаций и университетов США (15 686 участников), Индии (13 323), Китая (9785), Японии (6801), Бразилии (5895) и Германии (5378). К сожалению, приходится констатировать, что Россия отнеслась к данному мероприятию без должного интереса — всего 465 участников, что примерно соответствует таким странам, как Финляндия (486) и Бельгия (506). Это скорее всего говорит о том, что отечественный бизнес и вузовское сообщество еще не подошли к осознанию практической ценности использования таких новых способов взаимодействия в целях своего развития.

По итогам Innovation Jam 2008 будет подготовлен отчет, ознакомиться с которым все участники мероприятия смогут начиная с января будущего года.

Мнения российских участников Innovation Jam 2008

Мы попросили некоторых российских участников ответить на следующие вопросы:

1) Почему вы решили участвовать в данном мероприятии?

2) Как вы оцениваете результаты вашего участия?

3) Как вы оцениваете данное мероприятие в целом?

Дмитрий Тарасов, директор управления стратегического планирования Сбербанка РФ:

Мероприятие было весьма полезным и наводило на очень интересные идеи относительно бизнес-ландшафта, который сложится в дальнейшем, облика предприятия будущего и того, что необходимо делать для успешной, устойчиво развивающейся компании уже сейчас. Я считаю, что пропустил многое, не участвуя в предыдущих Jam-конференциях.

Мои ожидания вполне оправдались. И мысли, которые активно обсуждались в самой аудитории, где собрались российские участники Jam-конференции, и те идеи, с которыми мы ознакомились, читая записи других участников по всему миру, были весьма интересны. К сожалению, из-за того что я участвовал в Jam первый раз, я не вполне представлял себе формат мероприятия, иначе бы продумал и четко сформулировал для обсуждения те проблемы, которые “не дают сегодня спать спокойно”. Думаю, мое участие из-за этого было довольно односторонним: я больше получил, чем дал сам.

Я оцениваю мероприятие как очень удачное. Надеюсь не пропустить следующее.

Андрей Коротков, Школа ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, докт. эконом. наук, зав. кафедрой “Системы управления бизнес-процессами”:

Многие из тех, кто исследует возможности социальных сетей и других новых медиа, уже зафиксировали явные и скрытые преимущества совместной работы. Преимущества эти заключаются в том, что нет нужды устанавливать специальное ПО и платить лицензионные сборы; они позволяют быстро организовать обсуждение практически любого вопроса в специализированном сообществе или специально организованной группе. Среди недостатков я бы выделил реализацию таких незадекларированных возможностей, как получение социального и психологического профиля пользователя, а также сложность и неоднозначность интерпретации полученных данных. Вместе с тем для меня участие в Innovation Jam 2008 стала возможностью практического применения технологий Web 2.0 в реальном бизнесе. Интересно будет ознакомиться с интерпретацией полученных данных.

Жалею, что это мое первое участие в Jam-конференции, но с материалами предыдущих исследований IBM под общим названием Global Innovation Outlook знаком и рассказываю о них своим студентам и слушателям.

Было интересно, особенно в тот момент, когда решил познакомить с этим инструментом своих студентов прямо в аудитории. Мы провели мозговой штурм, обменялись информацией и создали несколько оригинальных хостов.

К сожалению, Россия еще не проявила себя в данном мероприятии. Думаю, что помимо глобальных исследований такого рода было бы интересно проводить региональные мероприятия. А то получается, что “кому щи пусты, а кому жемчуг мелок”.

Мероприятие было бы более продуктивным, если бы была возможность создать целевые группы и соединить технологии Web 2.0 с видеоконференцией и живым телефонным общением. И еще, с моей точки зрения, нужны хорошие модераторы в группах — тогда и результаты будут продуктивнее.

Общие сведения об Innovation Jam 2008

Мероприятие длилось 90 ч, в нем приняли участие сотрудники более 1000 компаний из 80 стран и 20 отраслей. Ведущее место из представленных отраслей заняли: финансовые услуги; образование/государственный сектор; телекоммуникации; электроника/промышленность; компьютерные услуги.

Географически компании-участники распределились следующим образом: 50% — Европа; 25% — Азиатско-Тихоокеанский регион; 25% — Северная и Южная Америка (в том числе 40% — США, 35% — Латинская Америка и 24% — Канада). В целом 30% клиентов представляли растущие рынки.

Система поддерживала все основные языки, а также обеспечивала перевод в реальном времени на четыре языка: испанский, китайский, японский и корейский.

Участники опубликовали свыше 32 тыс. сообщений (в среднем публиковалось по шесть сообщений в минуту) и прочитали около 1,5 млн. страниц. Средний участник прочел 76 страниц, зашел на сайт восемь раз и провел там в общей сложности чуть меньше двух часов.

В ходе мероприятия был проведен эксперимент “Рынки прогнозов”, к работе которого присоединилось более 2 тыс. участников Jam. Его результаты будут проанализированы, а полученные данные опубликованы в этом году вместе с итоговым отчетом.

В 24 чатах приняли участие 600 человек — примерно по 25 участников в каждом. Чаты длились в среднем по 58 минут. Пять самых популярных чатов:

  • взлет и падение финансовых рынков США;
  • как эффективно использовать возможность привлечения сотрудников со всего мира;
  • устранение противоречий между потребностями ИТ и бизнеса;
  • групповое обсуждение основных тем Jam;
  • Запад и остальной мир: доверие в эпоху глобализации.

В рамках мероприятия проведено 20 опросов, получено около 6700 ответов.