Развитие информационных технологий уже давно не принято связывать исключительно с техническим прогрессом — всеми признается их явное влияние на различные социальные институты. Так, например, в одном из своих недавних выступлений депутат Госдумы, председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарев, упоминая о проекте перехода на интерактивное цифровое телевещание и экспериментальном голосовании через Сеть в Тверской области, назвал их новыми механизмами обратной связи между властью и обществом — непосредственными элементами демократии.

Этой речью в конце октября в Институте современного развития г-н Пономарев открыл круглый стол “Информационная культура и развитие общественных коммуникаций” в рамках IV Ассамблеи всемирного форума “Интеллектуальная Россия”.

На этом мероприятии предполагалось обсудить инициативы и предложения представителей ИТ-бизнеса, сферы образования и некоммерческих организаций. И, как выяснилось, не все из идей активного ИТ-сообщества даже с натяжкой можно воспринимать в демократическом ключе.

Опасный Интернет

Наиболее ярким с точки зрения спровоцированной полемики оказалось выступление Александра Тихомирова, президента консорциума Росинтранет и заместителя директора по ИКТ одной из московских средних школ. Главным постулатом его речи стал лозунг “Интернет — иллюзия мирового масштаба”. Рассмотрим, что имелось в виду.

Как отмечает г-н Тихомиров, на данный момент Сетью фактически управляет корпорация ICANN, осуществляющая контроль за распределением доменных имен на международном уровне. Это право ей по договору делегировало Министерство торговли США, которое, в свою очередь, получило его от Пентагона.

В 2006 г. мировое сообщество обратилось к Правительству США с предложением передать интернет-полномочия какой-либо структуре в рамках ООН — например, Международному телекоммуникационному союзу (ITU). Однако оно было отвергнуто.

Доменные имена сейчас принадлежат владельцам сети, и собственникам информации позволено их использовать лишь временно. Таким образом, сокрушается докладчик, России здесь ничего не принадлежит, кроме самой информации, которую легко могут блокировать из-за рубежа, отключив сайт (зону) от единого адресного пространства. Попытки же регулировать работу Интернета по законам России неправомерны, так как приведут к межгосударственным правовым коллизиям.

А между тем Сеть, по мнению г-на Тихомирова, в контроле, безусловно, нуждается. Интернет переживает бум подключения огромного числа анонимных пользователей, использующих виртуальную среду в корыстных и антигосударственных целях — для скачивания конфиденциальной информации, взлома служебных ресурсов и пр. Террористическая угроза, международные санкции, эмбарго, идеологическая агрессия, киберпреступность — вот неполный перечень проблем, приходящих в наш дом вместе с распространением глобальной сети.

В июне 2008 г. пять ведущих ИТ-компаний (Cisco, IBM, Intel, Juniper Networks и Microsoft) сформировали некоммерческую организацию ICASI для укрепления безопасности Интернета с помощью новаторских профилактических мер. Однако все работы, считает г-н Тихомиров, направлены исключительно на улучшение собственных программных продуктов компаний.

В России же вкладывать деньги в решение этих проблем никто не хочет — сеть американская. Правда, у нас в стране активно развиваются другие интернет-технологии, однако “железо” и ПО при построении сетей используются в основном зарубежные -- с лицензиями и законодательными ограничениями стран-производителей. Таким образом, заключает докладчик, мы все больше садимся на западную информационно-технологическую иглу.

Какой же выход из этой ситуации? По мнению г-на Тихомирова — создание собственной, прозрачной для контроля, отделенной от Всемирной паутины сугубо российской сети.

Росинтранет

С точки зрения Александра Тихомирова, в основу построения национального интранета необходимо заложить базовые принципы информационной безопасности, которые ему видятся в русскоязычном описании и названии ресурсов, использовании электронной цифровой подписи для идентификации клиентов, внедрении защищенной файлообменной технологии и системы электронных платежей.

То, что эта сеть будет отделена от Всемирной паутины, рядового пользователя, по мнению г-на Тихомирова, сильно не коснется. С его слов, более 70% отечественного сетевого трафика имеет внутренний характер. И с учетом того, что в России порядка 1,5 млн. сайтов, в то время как во всем мире их 150 млн., наша доля использования глобального виртуального пространства ничтожно мала. В общем, отделимся — никто и не заметит.

Для осуществления данного проекта в июле нынешнего года было создано некоммерческое партнерство -- консорциум Росинтранет, куда вошло несколько ИТ-организаций (разработчик систем управления, провайдер услуг связи и консалтинговая компания).

Асимметричный ответ

Разумеется, если бы выступление Александра Тихомирова прозвучало, скажем, на Российском интернет-форуме, его бы завалили очевидными контраргументами или просто не удостоили бы вниманием. Поэтому крайне интересно было послушать, как реагировали на это выступление собравшиеся на круглом столе представители ИТ-бизнеса и госструктур.

Первым слово взял генеральный директор компании “Гарант-Парк-Телеком”, занимающейся регистрацией доменных имен в зоне .ru и .su, Александр Панов, который указал докладчику на массу допущенных им неточностей. По утверждению г-на Панова, правила администрирования национальных доменов формируются внутри конкретной страны, и правительство США к этому никакого отношения не имеет. В результате, например, в России используются одни из самых жестких подходов к разрешению доменных споров и противодействию киберсквотингу (неправомерному захвату чужих доменных имен). Правда, г-н Панов упомянул, что запуск процедуры разбирательства достаточно сложен, но решение, принятое в ходе нее, является юридически окончательным.

Также было опровергнуто утверждение Александра Тихомирова о том, что в России никто не заботится об интернет-безопасности. Как заверил присутствовавших г-н Панов, все ведущие провайдеры такой работой в своих сетях занимаются. Более того, функции борьбы с терроризмом на уровне системы СОРМ (содействия оперативно-розыскным мероприятиям) выполняются безоговорочно.

Г-н Панов признал, что по Сети передается огромное количество так называемого паразитного трафика, и эта проблема решилась бы в одночасье, если бы доступ осуществлялся через идентифицирующую пользователя цифровую подпись. Однако если сейчас отказаться от анонимности присутствия в виртуальном пространстве, то это однозначно затормозит развитие Интернета.

Г-н Тихомиров услышал комментарии и от других участников круглого стола, но, пожалуй, наиболее веский для данной аудитории аргумент прозвучал из уст председателя совета директоров Института развития информационного общества (ИРИО) Юрия Хохлова. Он назвал выступление Александра Тихомирова крайне небезобидным упражнением, потому что за неверными фактами и неправильными толкованиями последовали выводы, которые направлены против той политики, которую сегодня ведет российское государство (открытость и неприемлемость изоляционистских теорий).

Как говорится, получите и распишитесь.

Заключение

Что ж, наверное, нельзя не порадоваться тому, что официальный политический курс страны не допускает воплощения идеи отгородиться от Всемирной паутины. Однако последователи у Александра Тихомирова, очевидно, найдутся. Впрочем, в контексте демократического общества прекрасной метафорой, характеризующей реальную жизнеспособность и потенциальную популярность идеи создания российского интранета, может служить веб-сайт этого проекта в его нынешнем состоянии.

Зайдя по адресу www.rusintranet.ru, мы попадаем на вполне обычную страницу, размеченную, как и полагается порталу любой организации (разделы “новости”, “устав”, “руководство” и т. д.). Вот только очень быстро выясняется, что ни по одной из этих ссылок перейти нельзя — страница (рисунок) полностью отрезана от какого-либо содержания в виртуальном пространстве. (Чувствуете аналогию?)

В общем, возможность перемещения по этому “сайту” ограничивается рамками четверти поворота (скрула) колесика мыши, при котором верхний край изображения смещается выше экрана монитора пользователя, а внизу выплывает невидимый ранее “подвал”.

Какая посещаемость может быть у подобного сайта? Как красноречиво показал счетчик интернет-статистики HotLog, зачем-то размещенный на странице, я был первым визитером за очень долгое время.