Microsoft и Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) объявили об открытии Центра инноваций. Для международной корпорации подобные проекты осуществляются в рамках инициативы по ускорению развития российской индустрии разработки ПО. Как утверждает руководство компании, у него есть все основания выращивать в нашей стране сильных конкурентов самим себе.

Индустрия глазами Microsoft

С точки зрения Microsoft, зрелая индустрия ПО характеризуется значительным ее влиянием на экономику страны. Поэтому, например, США, Израиль и Индия, где доля ПО в ВВП составляет 3, 4 и 6% соответственно, входят в число государств с развитой индустрией, а вот Россия с ее 0,2% — к сожалению, нет. Несмотря на то что у нас, по общему признанию, достаточно много квалифицированных ИТ-специалистов (причем многие из них, что называется, высшей категории), а в последние пять лет не было проблем с финансированием интересных проектов, на международный уровень смогли выйти всего несколько компаний.

Генеральному директору Microsoft в России Биргеру Стену причина такого положения вещей видится в том, что у нас пока еще мало (почти нет) центров концентрации интеллекта, подобных небезызвестной Силиконовой долине, а также в том, что наши технологии во многом существуют отдельно от предпринимательства (проблема коммерциализации разработок).

Как утверждает г-н Стен, его компания старается помочь России решить эту проблему, реализовывая несколько своих программ, в число которых входит и создание центров инноваций на базе ведущих вузов страны. (ГУ-ВШЭ – седьмой такой вуз, а до конца года число центров возрастет до 10.)

Центр в ГУ-ВШЭ

Сотрудничество Microsoft с университетом началось еще в 2002 г., когда при активном участии компании в ГУ-ВШЭ был создан факультет бизнес-информатики. Такое словосочетание в то время еще многим казалось странным, однако в следующем году Минобрнауки утверждает его в качестве одного из направлений развития высшей школы. (По словам декана факультета Виктора Никитина, сейчас бизнес-информатику поддержали уже более 30 вузов.)

В 2003 г. Microsoft и ГУ-ВШЭ подписали соглашение о партнерстве, была создана базовая кафедра, а позднее — ресурсный центр компании. Сегодня более 40 выпускников университета работают в российском отделении Microsoft, а порядка 20 сотрудников компании тем или иным образом вовлечены в процесс преподавания.

Открытие Центра инноваций — качественно новый этап сотрудничества. В его рамках будет проводиться дополнительное обучение студентов технологиям и принципам технологического предпринимательства. При этом особая роль отводится научным исследованиям в прикладной части ИКТ. На базе центра и так называемой интернатуры в лабораториях Microsoft Research в Редмонде и Кеймбридже планируется создать международную сеть обмена знаниями, основанную на индивидуальном развитии студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ и других вузов России.

Задачи и критерии

По мнению руководства университета, Центр инноваций появляется у них как нельзя вовремя — факультету бизнес-информатики долгое время не хватало настоящих исследований и полноценной научной деятельности.

Как пояснил Виктор Никитин, продолжавшийся несколько лет бум отечественного ИТ-рынка способствовал тому, что для большинства студентов более привлекательной была не наука, а работа в коммерческих структурах. По образному выражению г-на Никитина, рынок всасывал выпускников факультета, как черная дыра. Разумеется, никто не ждет, что сейчас все студенты переключат свое внимание на науку, однако в том, что теперь по совокупности причин это направление станет развиваться активнее, в деканате не сомневаются.

Впрочем, по словам Виктора Никитина, деятельность центра должна способствовать соблюдению интересов разных студентов. С одной стороны, факультету хотелось бы растить ученых (без этого невозможно развитие высшей школы). В то же время выпускники, сделавшие выбор в пользу коммерческих структур и ставшие бизнес-консультантами, также должны в известной мере обладать научной компетенцией. (То есть усилия вуза в любом случае не пропадут даром.) К тому же не секрет, что те, кто хорошо умеет вести исследования, обычно плохо справляются с продвижением разработок на рынке. Каждому свое.

Отвечая на вопрос, не будет ли открытие Центра инноваций способствовать тому, что факультет бизнес-информатики превратится в “факультет Microsoft”, г-н Никитин отметил, что подобные разговоры шли еще в 2002 г., когда только начиналось сотрудничество с компанией. Однако такого рода опасения напрасны. ГУ-ВШЭ — это не тренинговая структура, обучающая работе с конкретными продуктами. В учебном процессе находит отражение всё, что сегодня актуально и востребовано рынком. Например, изучая проектирование ERP-систем, треть студентов, по уверению г-на Никитина, получает представление о решениях Microsoft, другая треть — о SAP, а оставшаяся — об “1С”. Так что дорога на факультет никаким продуктам не заказана. (И Linux, разумеется, не исключение.)

Присутствие на факультете разнообразных брендов, похоже, приходится по душе и самой Microsoft. Директор департамента по технологиям и экономическому развитию компании в России Олег Сютин отметил, что Microsoft сегодня выступает с инициативой открытого взаимодействия между разработчиками ПО и поддерживает широкую интеграцию проектов. В качестве примера г-н Сютин вспомнил соглашение Microsoft с компанией Novell о продвижении коммерческого продукта на базе Suse Linux.

Биргер Стен в своих заявлениях пошел еще дальше. По его мнению, результаты работы центра инноваций можно будет считать успешными, если через десять лет его выпускники создадут по крайней мере пять передовых компаний международного уровня (таких как “Лаборатория Касперского”, “1С”, Parallels). При этом г-н Стен прекрасно понимает, что в контексте предстоящего соперничества с этими компаниями его позиция выглядит несколько странно. Однако он убежден, что идеальной моделью развития ИТ-рынка является соревнование через сотрудничество или, если угодно, наоборот — сотрудничество через соревнование. По уверению г-на Стена, в мире есть множество компаний, которые являются конкурентами Microsoft, но одновременно и ее хорошими партнерами. Вместе они создают рынок, который благодаря соперничеству игроков растет гораздо быстрее. В этом его главная логика.

“В общем, желаем себе в России больше партнеров-конкурентов. Это хорошо и для клиентов, и для экономики в целом, и для нас в частности” — завершил свою мысль Биргер Стен.