Один из спутников российской навигационной системы ГЛОНАСС, запущенных 25 сентября, переведен в число действующих. На 29 октября 2008 г. число работающих аппаратов составляло 15. Напомним, что для того, чтобы система ГЛОНАСС обеспечивала непрерывную навигацию на всей территории России, необходимо 18 космических аппаратов, при этом перерывы в навигации на остальной части земного шара могут достигать полутора часов. Чтобы ГЛОНАСС предоставляла навигационные услуги в мировом масштабе, нужно 24 спутника. Следующий запуск ракеты-носителя “Протон- М”, которая, как ожидается, выведет на орбиту следующие три космических аппарата, запланирован на 25 декабря 2008 г.
Автобусы кубанские, автобусы американские
Тем временем начинают поступать отклики на заявление Сергея Иванова о том, что использование GPS на российском государственном транспорте может быть запрещено. В частности, появились опасения, что школьные автобусы в Краснодарском крае, снабженные системой GPS, придется переоснащать. Как уточнили представители местной администрации, ужесточение законодательства не заставит власти менять дорогостоящее оборудование, его просто переключат в режим постоянного приема сигнала ГЛОНАСС. Напомним, что Краснодарский край стал вторым в России регионом после Калужской области, где школьные автобусы были оснащены системой спутникового слежения, позволяющей диспетчерской службе следить за их перемещением. Ожидается, что законопроект, запрещающий использовать GPS на гостранспорте, будет внесен в Госдуму до конца 2008 г.
В Северной Америке, кстати, методы спутниковой навигации занимают все новые ниши. В частности, в Нью-Йорке появились первые автобусы с рекламными щитами, оснащенными GPS-приемниками. Такие щиты устанавливаются на бортах этого вида транспорта и показывают рекламные объявления в зависимости от местоположения автобуса. Таким образом, пешеходы и водители могут получить рекламную информацию о кафе, баре или гостинице, находящейся неподалеку. В I квартале 2009 г. число автобусов с рекламными щитами такого типа планируется довести до 200.
ГЛОНАСС — Северной Осетии и Красноярску
Навигационные системы продолжают активно осваиваться в российских регионах. В Северной Осетии стартовал пилотный проект по внедрению средств навигационного слежения на государственном автотранспорте. В республике ГЛОНАСС-приемниками будут оснащены автомобили скорой помощи, мобильные экипажи ГИБДД и спецтехника для уборки и вывоза мусора. Вся информация о нахождении автомобилей будет сосредоточена в диспетчерском пункте, что даст возможность, в частности, координировать действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В Красноярске системой ГЛОНАСС-мониторинга был оборудован новый восьмисотметровый мост через Енисей, призванный увеличить пропускную способность федеральной трассы, связывающей Сибирь и Дальний Восток. На мосту были установлены датчики, отслеживающие малейшие перемещения опор сооружения в пространстве. Точность измерений составляет 1--2 мм. Таким образом, система ГЛОНАСС-мониторинга даст возможность постоянно оценивать техническое состояние сооружения, что повысит безопасность его эксплуатации. В частности, высокоточные геодезические навигационные приемники позволяют определить наличие механических деформаций независимо от того, что их вызвало — просадка или смещение грунта, разрушение элементов конструкции, внешнее воздействие или террористический акт. К слову, подобные технологии применяются в Калифорнии и Японии для прогнозирования землетрясений — там проводится постоянный мониторинг малейших движений земной коры.
Кроме того, в том же Красноярске компания “Норильск Телеком” создала региональный диспетчерский центр ГЛОНАСС, задачей которого является мониторинг и управление подвижными объектами с помощью средств спутниковой навигации. Этот центр в состоянии обслуживать до 5000 автомобилей и имеет возможности для масштабирования. На первом этапе проекта бортовой аппаратурой ГЛОНАСС были оснащены 110 автомобилей пассажирских перевозчиков государственного предприятия “Красноярск Автотранс”, машин скорой помощи, ГИБДД города и МЧС.
После реализации проекта время прибытия по вызову машин скорой помощи сократилось на 15--19%, уменьшилось число порожних пробегов, а также снизилось число случаев слива топлива (на машинах установлены соответствующие датчики). В целом проект показал, что вложения в подобную систему окупаются для потребителя за 6—9 месяцев. На втором этапе проекта планируется оснастить средствами спутниковой навигации предприятия дорожного хозяйства.