Вдохновители и создатели системы
Проект СПК “Югра” реализуется по заказу и под патронатом правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Постоянный интерес к ходу работ проявляет губернатор округа, председатель правительства А. В. Филипенко. Среди участников проекта федеральные, региональные и муниципальные организации. Проект осуществляется при непосредственном участии департаментов труда и социальной защиты населения, здравоохранения, развития жилищно-коммунального комплекса, фармацевтического управления и других служб. Центром, где собирается, хранится и обрабатывается вся информация в рамках сопровождения системы, является государственное учреждение “Югорский социальный регистр” (ГУ ЮСР) — оператор системы. Он отвечает за координацию деятельности всех участников проекта СПК “Югра”, выпуск карт и их обращение. Сегодня обслуживание банковских счетов владельцев СПК “Югра” осуществляют три окружных банка.Архитектура системы
Система представляет собой совокупность нескольких связанных между собой и взаимодействующих подсистем, работающих как одно целое (рис. 1). Она совмещает в себе выполнение социальной, платежной и контрольной макрофункций. Социальная макрофункция подтверждает наличие социальных прав и гарантий гражданина в денежном или натуральном выражении, отрабатывает запрос государственных услуг, обеспечивающих эти права и гарантии, ведет электронный социальный паспорт гражданина. Платежная функция реализует получение пенсии на персональный банковский счет гражданина, его социальные льготы в денежном эквиваленте и другие дотации, а также позволяет снимать наличные средства и осуществлять безналичные расчеты. Контрольная макрофункция контролирует поступление льгот гражданина в денежном и натуральном выражении, подтверждает их использование, отслеживает изменения социального статуса гражданина и произведенных им безналичных расчетов. Сердце системы — единый социальный регистр, который собирает, обрабатывает, хранит и представляет информацию обо всех мерах социальной поддержки, положенных и оказанных каждому гражданину. Система социального процессинга осуществляет идентификацию пользователя и регистрацию его социальных операций, а информационно-справочный портал предоставляет пользователям доступ к законодательной информации в области социальной защиты населения и к персональным данным (начисления и платежи пользователя за интересующий период). Системообразующей платформой системы является система межведомственного обмена, которая поддерживает информационное взаимодействие всех участников (в том числе и потенциальных, включая различные ведомства и бизнес-структуры). В свою очередь, система защиты информации гарантирует сохранность персональных данных (предотвращает утечку информации, блокирует несанкционированный доступ посторонних лиц). Система выпуска и обращения карт выпускает, персонализирует, контролирует использование карт и вывод их из обращения.Функциональность системы
Уникальность системы СПК “Югра” состоит в том, что ее технологические возможности позволяют записывать на карту самые разнообразные функции, реализованные в виде новых банковских , медицинских, дисконтных или социальных приложений. Расширение перечня услуг населению, оказание адресной поддержки и совершенствование социальной политики, контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на меры социальной поддержки, улучшение взаимодействия информационных систем государственных и негосударственных структур и, как следствие, улучшение качества жизни в округе — вот вопросы, решению которых способствует система. Социально-платежные карты выдаются населению ХМАО — Югры в специальных пунктах, оборудованных в отделениях соцзащиты (см. рис. 2) и коммерческих банках. Карта является ко-брендинговой банка-участника и правительства ХМАО — Югры. Льготным категориям граждан она выдается бесплатно за счет банков-участников. Последние управляют расчетными счетами граждан, ассоциированными с картами, на которые поступают компенсации из отделов соцзащиты и пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). В округе развернута инфраструктура, позволяющая картодержателю совершать транзакции, используя электронно-цифровую подпись (ЭЦП): получать персональные данные из ведомственных информационных систем, отправлять заявления в органы государственной власти по некоторым видам услуг. В пилотных зонах доступно медицинское приложение, позволяющее вести учет оборота льготных рецептов в системах дополнительного и регионального лекарственного обеспечения (ДЛО/РЛО) и использовать карту как полис обязательного медицинского страхования.Место проекта СПК “Югра” среди аналогичных по назначению
В настоящее время в России выполняются и находятся на разных стадиях реализации 15 проектов СПК (табл. 1). Естественно, что по числу выданных карт первенство держат Москва и Московская область. Однако по числу услуг, предоставляемых с помощью карты, на первом месте находится СПК “Югра”. Существенные отличия СПК “Югра” от аналогичных по назначению (см. табл. 2) состоят в том, что в ней не ограничено число банков-участников и она открыта для присоединения новых банков. Заметим, что, например, в Москве социальную карту обслуживает только “Банк Москвы”. Система работает как с картами платежных систем Visa и Mastercard, так и с картами, сделанными с учетом концепции унифицированных социальных карт Федерального агентства по информационным технологиям (УСК ФАИТ), например платежной системы “Сберкарт”. При выдаче гражданину карты оператор системы, ГУ ЮСР, в соответствии с Федеральным законом о защите персональных данных (ФЗ 152) заключает договор об обработке его персональных данных. На чип карты записывается ЭЦП картодержателя. Также неотъемлемой частью схемы предоставления услуг являются соглашения, заключаемые оператором системы с ведомствами-участниками, на основании которых оказываются услуги. Система открыта для присоединения новых участников и расширения услуг уже имеющихся участников. В округе полностью монетизирована транспортная услуга, поэтому СПК не используется в качестве проездного билета, как, например, в Москве. Учитываются все затраты на реализацию проекта, что позволяет налогоплательщикам четко представлять себе его стоимость.Вместо заключения: уроки проекта СПК “Югра”
В рамках проекта удалось реализовать задачи, поставленные административной реформой, — предоставление социальных услуг населению электронным образом. Весьма проблемной была организация межведомственного взаимодействия окружных и федеральных органов власти (Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы РФ). Согласование длилось около года. Программно-технологическая платформа, созданная в рамках проекта, позволяет достаточно просто наращивать число услуг населению. Вместе с тем разработка пользовательской и проектной документации на платформу отставала от ее физического воплощения из-за большого объема этой документации. Удалось охватить системой пять муниципальных образований, распределенных по территории округа.
Полученная нормативная база формирует предпосылки к увеличению числа организаций, предоставляющих не только государственные, но и коммерческие услуги населению. Со временем СПК “Югра” будет выполнять функцию универсального электронного документа, подтверждающего права гражданина на всей территории автономного округа. Она будет пропуском на работу, талоном на льготное питание, электронным читательским билетом в библиотеке, подтверждением регистрации в гостинице и пр. С ее помощью можно будет получать потребительские кредиты, участвовать в социальных, бонусных и дисконтных программах. Все внешние исполнители проекта отмечают активное участие заказчика в организации работ по проекту. Так, В. А. Злобин, вице-президент компании “Систематика”, сказал: “Это пример проекта, в рамках которого заказчик оперативно решал и решает сложные управленческие проблемы, например создание нового государственного учреждения (оператора сложной распределенной информационной системы) или нормативного обеспечения совершенно нового способа оказания услуг. На практике именно такие проблемы и являются барьерами для успешной реализации комплексных межведомственных проектов. Фактически в рамках проекта СПК “Югра” параллельно с созданием информационной системы была проведена административная реформа деятельности не только одного ведомства социальной защиты населения, но и всей администрации ХМАО (пусть и по конкретному, ограниченному набору задач). Во многом успех проекта связан с эффективной работой руководителя проекта со стороны заказчика — И. А. Уваровой, первого заместителя директора департамента социальной защиты”.
Участники проекта:
- Федеральные органы государственной власти: Пенсионный фонд РФ, Федеральная налоговая служба, Фонд социального страхования.
- Региональные органы государственной власти: департамент труда и социальной защиты ХМАО — Югра (генеральный заказчик), департамент здравоохранения ХМАО — Югра.
- Муниципальные органы местного самоуправления: департаменты ЖКХ муниципальных образований городов Ханты-Мансийска и Сургута, муниципальные сервисные предприятия, обслуживающие информационные системы (расчетно-кассовые центры и др.).
- Региональные банки: Ханты-Мансийский банк, Сургутнефтегазбанк, Акко-банк. Планируется присоединение Сбербанка.
- Исполнитель проекта: консорциум компаний, среди которых БДО “Юникон Консалтинг” (общее управление проектом) и ООО “Систематика” (основной субподрядчик).
Услуги, оказываемые гражданам в рамках системы СПК “Югра”
Предоставление:Запись на обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях по программе обязательного медицинского страхования Заказ:
- социальной общедоступной информации и персональных данных из различных ведомственных систем;
- персональной информации о начислениях и выплатах органов социальной защиты населения;
- персональной информации о начислениях и компенсациях по жилищно-коммунальным услугам (ЖКУ);
- информации о персональных начислениях Пенсионного фонда РФ.
Информационные услуги:
- лекарственных средств по программе регионального лекарственного обеспечения;
- лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения.
- Федеральной налоговой службы (задолженность и др.);
- Департамента имущественных и земельных отношений (г. Сургут);
- ведомственного паспортного стола (г. Сургут).
Таблица 1. Свод региональных проектов СПК России (на июль 2008 г.) по убыванию количества предоставляемых услуг
Регион
Стоимость проекта, млн. руб.
Количество выпущенных карт, тыс. шт.
Число предоставляемых услуг
Год начала проекта
Ханты-Мансийскии автономный округ — Югра
496
70
10
2005
Москва
900
5000
4
2003
Республика Башкортостан
Нет данных
3
3
2006
Самарская область
495
63
2
2004
Магнитогорск
Нет данных
38
2
2006
Челябинск
Нет данных
135
2
2002
Ивановская область
Нет данных
8
2
2006
Ульяновская область
Нет данных
0
2
2007
Казань
370
30
2
2007
Свердловская область
151
18
2
2004
Московская область
593
1700
1
2005
Республика Саха
Нет данных
25
1
2006
Тверская область
8
0
0
2007
Нижегородская область
10
0
0
2007
Краснодарский край
46
0
0
2007
Таблица 2. Ключевые отличия проекта СПК “Югра” от других аналогичных по назначению региональных проектов
Параметр
Проекты в других регионах РФ
СПК “Югра”
Количество кредитных организаций, участвующих в проекте
Как правило, один банк, есть проекты вообще без участия кредитных организаций
Реализована многобанковская система, количество банков-участников не ограничено
Является ли карта транспортной?
Большой объем выданных карт связан с транспортным приложением
Транспортная услуга монетизирована в округе и не является перспективной социальной услугой
Число реализованных услуг
Основная услуга проектов — оплата проезда в транспорте с перечислением денежных средств на карту
Реализованы десять услуг, обеспечены возможности по быстрому наращиванию их числа
Даются ли скидки по карте?
Большое число участников проектов в Москве и Московской области (магазины, аптеки и др.) дают скидки по социальной карте
Предоставление скидок по СПК “Югра” будет реализовано в ближайшее время
Что включается/не включается в затраты проекта?
Не включаются затраты на создание и содержание учреждения, ведущего социальный регистр, а также на нормативное, рекламное и информационное сопровождение системы (включаются в другие статьи бюджета)
Включаются затраты на реализацию и сопровождение социального регистра, нормативное, рекламное и информационное сопровождение системы