В первый день работы выставки “ИнфоКом-2008”, которая недавно прошла в Москве, все ее ключевые мероприятия были синхронизованы с визитом министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева и его коллег. Поскольку канал обратной связи с руководством отрасли открывается редко, новый (как пока еще оценивают его отрасль и рынок) министр был нарасхват, загрузка его команды оказалась пиковой, из-за чего представителям министерства не удалось выдержать запланированный на время выставки график.

Вот и круглый стол, на котором под руководством замминистра Наума Мардера специалисты, предприниматели и представители СМИ обсуждали насущные проблемы государственного регулирования развития ИКТ в России, начался с задержкой на целый час. Но на деловой настрой участников это повлияло незначительно — им важно было воспользоваться столь редкой возможностью прямого контакта с руководством министерства.

Наум Мардер предложил разделить обсуждение на две темы — насущные текущие задачи отрасли и долговременные стратегические, связанные с интеграцией услуг связи и медийно-контентного пространства.

Над стратегией, как заявил замминистра, еще предстоит подумать, хотя уже сейчас ясно, что она должна быть нацелена на рост объема услуг нового качества по приемлемым для большинства пользователей ценам. Вопрос заключается в том, по каким конкретным моделям это будет реализовываться, ибо прежняя модель регулирования отрасли, по словам г-на Мардера, себя исчерпала и не обеспечивает дальнейшего развития.

Александр Калин, первый заместитель генерального директора ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть”, напомнил, что на ИКТ возлагаются и государственные системообразующие задачи: “Если отрасль претендует не только на роль сферы услуг, но и на роль катализатора развития экономики страны, нужно пересмотреть и стратегию, и методологию ее регулирования”. Вместе с этим г-н Калин предложил принять меры по сокращению избыточности в регулировании, которая, как он считает, серьезно тормозит инновации и инвестирование отрасли. “Сегодня, например, срок бизнес-планирования у нас значительно меньше, чем время получения необходимых действующих в системе разрешений. Это нужно исправлять”, — отметил он.

Как сообщил г-н Мардер, по поручению министерства в Ассоциации документальной электросвязи уже разработан проект программы реформирования ИКТ страны. Программа ляжет в основу изменения законодательства, определяющего функционирование отрасли. Одновременно Наум Мардер подчеркнул, что этот документ станет предметом общего обсуждения. “Наши решения должны быть прозрачны: нужно, чтобы всем было понятно, почему и как они принимаются. Это обещаю”, — сказал он.

При обсуждении первоочередных проблем г-н Мардер напомнил, что их нужно попытаться решить в рамках действующего закона “О связи”, несмотря на то, что его последняя редакция вырабатывалась, как он отметил, кулуарно, под очень конкретные цели, и уже на стадии ввода начала отставать от реальности. Тем не менее, считает он, дожидаться нового закона для решения тактических задач некогда — многие из них требуют оперативности.

Александр Виноградов, президент компании “СЦС Совинтел” и глава московского представительства “Голден ТелеСервисиз”, высказал мнение (с которым согласились остальные), что коррекция закона “О связи” должна вестись эволюционно и по возможности учитывать появление и распространение новых технологий. Вместе с тем г-н Калин предложил приоритет в законотворчестве отдавать правовой, а не технологической стороне.

Чтобы не стать рабами быстро меняющихся технологий, нужно, по мнению первого заместителя генерального директора компании “Норильск Телеком” Алексея Рокотяна, переходить к регулированию отношений оператор — оператор, оператор — клиент и оператор — государство.

Ограниченное время круглого стола позволило остановиться только на особенно острых текущих проблемах. Так, г-н Рокотян обратил внимание участников на последние изменения в законе “О связи”, касающиеся регистрации сетей. “В них полностью отсутствуют понятные, проверяемые количественные и качественные критерии, — сказал он. — Это может превратить регистрацию сетей в тяжелый для бизнеса процесс из-за потери денег и времени, из-за коррупции. Однако ситуацию можно исправить, если от регистрационной процедуры перейти к уведомительной. Нужно ввести минимальный (в разумных пределах) описывающий характеристики сетей пакет документов, который сетевые операторы будут обязаны предоставлять в Россвязьнадзор”.

Со своей стороны Павел Терещенко, заместитель генерального директора компании “Ростелеком”, напомнил, что уведомительный порядок регистрации не должен повлиять на использование при необходимости ресурсов сетей операторов в интересах государственного управления.

Резюмируя обсуждение проблемы регистрации сетей, г-н Мардер предложил попробовать увязать уведомительный порядок с действующим законом, учитывая условия постоянного изменения операторских сетей.

Не менее остро оценивается ситуация с распределением частот. Михаил Шамолин, президент компании “Мобильные ТелеСистемы”, высказался за то, чтобы обязать частные и государственные организации (в том числе Минобороны) платить за используемый частотный ресурс. А председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ напомнил, что в 2000 г. в гражданском обороте находилось всего 5% частотного радиоспектра, всё остальное — у военных, и с той поры пропорция не сильно изменилась, в то время как в развитых зарубежных странах в гражданском использовании находится 95%. Правительство, как отметил г-н Шелищ, очень медленно идет на изменения, хотя вряд ли есть общественная необходимость в сложившейся пропорции распределения частот.

По мнению г-на Шамолина, плата за использование (а скорее, за неиспользование) частот станет хорошей мотивацией для освобождения частотного ресурса, поскольку у военных, как он считает, большая их часть просто незадействована.

Однако г-н Мардер усмотрел в этом предложении изъян, связанный с госбюджетным финансированием Минобороны, и напомнил, что, если бы рынок ждал, пока военные освободят спектр для технологии GSM, мы до сих пор не имели бы мобильной телефонии. Проблема с GSM во многом была решена потому, что операторы стали использовать “гребенку”, обходя частоты, занятые военными. Как выразился г-н Мардер, нужно искать обходные решения, не ориентируясь только на то, что кто-то кому-то прикажет, и эту свою позицию он предложил рассматривать как один из методов регулирования. “Наряду с пересмотром регулирования данной области нужно использовать возможности технологий. Например, сети третьего поколения можно строить не только в диапазоне выше 1800 МГц, но и ниже. Да, где-то это будет затратно. Но в крупных городах это можно делать безболезненно”, — сказал он.

Павел Терещенко, упомянув о диверсификации бизнеса “Ростелекома” ввиду перехода на непосредственную работу с конечными потребителями и комплексное обслуживание корпоративных и государственных клиентов, отметил, что на этом рынке много неразработанных ниш и регулирование построения сетей виртуальных операторов на базе существующих инфраструктурных компонентов мобильной и фиксированной связи может стать стимулом для конкуренции в отрасли. “Ростелеком, как, думаю, и другие компании, готов открыть свои сети для создания на их основе виртуальных операторов. Давайте создадим условия регистрации виртуальных сетей и лицензирования их эксплуатации”, — сказал он.

Решение вопроса о виртуальных операторах примыкает к задачам создания условий недискриминационного доступа к ИКТ-инфраструктуре. Это также может улучшить положение среднего и малого бизнеса в отрасли.

Отвечая на вопрос о ситуации с виртуальными операторами, г-н Мардер сообщил, что министерство созрело для того, чтобы перейти к разумной форме их лицензирования. По его словам, потребуется еще одно обсуждение конкретного обязательного для таких операторов пакета документов на министерском научно-техническом совете.

Развивая тему конкуренции между операторами, г-н Терещенко напомнил, что отрасль регулируется не только Минкомсвязи, но и федеральной антимонопольной службой и службой по тарифам. “Кажется, пришло время пересмотреть список монополистов рынка, кого-то из него уже нужно исключить”, — сказал он (явно имея в виду свою компанию) и был поддержан замминистра. “Когда мы говорим о конкуренции, нужно оценивать все факторы, — согласился он с г-ном Терещенко. — “Ростелеком” сегодня несет двойную нагрузку: конкурируя с другими операторами, компания одновременно должна выполнять требования Минообороны, строить подземные сооружения, обеспечивать специальную защиту”.

Юрий Припачкин, председатель совета директоров группы компаний “Акадо” и президент Ассоциации кабельного телевидения России, обратился к проблеме перехода на цифровое теле- и радиовещание в масштабах страны: “Для того чтобы правильно осуществить этот переход, прежде всего нужно законодательно утвердить механизм оказания услуг в рамках цифрового вещания, поскольку процесс лицензирования этой деятельности должен отличаться от того, как лицензируется работа с аналоговым вещанием. На мой взгляд, это связано с тем, что изменяются юридические отношения по цепочке “абонент — оператор связи — вещательная компания — рекламодатель — правообладатель”. Не определив, кто и за что платит, каковы обязанности и права каждой стороны, проблем перехода не решить”.

Петр Шелищ обратил внимание участников круглого стола на проблемы отрасли, непосредственно волнующие индивидуальных потребителей, подчеркнув, что государство и (особенно) бизнес не всегда слышат их голоса. Среди самых насущных проблем он отметил кражи мобильных телефонов, узаконивание платежей через платежные терминалы и возможность сохранять номер при смене оператора. По его мнению, все их можно решить простыми организационными мерами. А вот разобраться с оценкой качества услуг связи гораздо труднее. Он предложил создать в стране необходимую систему. “Но здесь важно участие министерского органа надзора, поскольку все связанные с оценками процедуры должны выполняться “правильными” методами и компетентными специалистами, чтобы исключить возможность злоупотребления”, — отметил он.

Однако и самые простые с точки зрения г-на Шелища вопросы вызвали неоднозначную реакцию у участников обсуждения. Так, в отношении кражи мобильных телефонов г-н Мардер сказал, что министерство пока не готово дать ответ, стоит ли игра свеч. Он напомнил, что примерно 40% продаваемых в стране трубок “серые” (а следовательно, не имеют необходимой для однозначной идентификации заводской кодировки); базы данных для блокирования украденных телефонов будут громадными, и их оперативное обслуживание нагрузит сети; абоненты используют роуминг, и отслеживать их очень не просто; наконец, помимо закона “О связи” придется пересмотреть гражданский и уголовный кодексы.

От имени операторов г-н Шамолин предупредил, что ввод услуги сохранения номера мобильного телефона при смене провайдера “…приведет к усилению конкуренции, увеличению инвестиций в маркетинг, а стало быть, к увеличению себестоимости, что вряд ли будет способствовать снижению тарифов”.

Евгений Соломатин, директор по развитию “Коминфо Консалтинга”, напомнил, что Минкомсвязи как регулятор может помочь участникам отрасли оптимизировать затраты, в чем во время кризиса заинтересованы все компании. Одновременно он отметил, что кризис оставляет отрасли больше шансов выжить, чем другим, поскольку государству своих функций (в том числе и социальных) без ИКТ не реализовать. Он также обратил внимание на высвободившиеся из фондового рынка огромные средства и на процесс консолидации этих средств в фондах прямого инвестирования, которые с интересом смотрят на отрасль ИКТ. По его мнению, от банковского кредитования отрасль может перейти к чисто проектному финансированию.

В заключение участники круглого стола выразили надежду, что обратная связь между министерством и представителями отрасли станет стабильной. По общему мнению, это поможет обозначить приоритеты реформирования отрасли, выявить ресурсы, определить долю саморегулирования, обеспечить предсказуемость поведения регулятора. Замминистра с этим согласился. “Дальше только вместе”, — заключил он.