По данным компании Forrester Research, расходы на технологии обмена сообщениями и организации коллективной работы, относящиеся к категории Enterprise 2.0, должны заметно снизиться. Эта исследовательская компания утверждает, что беспощадная конкуренция и перенасыщенность рынка средствами поддержки блогов, вики, композитных приложений (mashups) и RSS-каналов будет сдерживать спрос, но тем не менее предсказывает расширение рынка mashup-приложений. В какой мере Forrester учитывает влияние экономического спада на замедление роста расходов в разных сегментах софтверного рынка — от технологий Enterprise 2.0 до корпоративных бизнес-приложений?

Всего лишь несколько недель назад любому внешнему наблюдателю могло показаться, что в мире Enterprise 2.0 все в полном порядке. Производители и аналитики делали ставку на дальнейшее расширение использования современных платформ коллективной работы и повышения производительности труда. Но по мнению аналитика Оливера Янга из Forrester Research, сегодня маятник спроса начал движение в обратном направлении. Он предсказывает, что в течение следующих пяти лет средний размер сделок в проектах, связанных с Web 2.0, уменьшится, причем в некоторых случаях более чем наполовину. Да, но сейчас развитие высокотехнологичных отраслей сдерживает еще и скверная экономическая ситуация, а это дополнительно ухудшает ситуацию.

Янг связывает это сокращение с спроса «беспощадной конкуренцией»: «За немногими исключениями на рынке корпоративных продуктов для Web 2.0 после фазы технических инноваций наступило время их совершенствования и освоения... В большинстве случаев ПО для создания блогов у одних вендоров ничем не лучше, чем у других, а это размывает различия между ними и сглаживает цены». Выбирайте любого вендора от IBM до Socialtext, Jive Software, Awareness или Near-Time. Просто появилось слишком много производителей, продающих сходные продукты. Трудно ожидать, что все они будут жить долго и счастливо.

Я могу это утверждать, поскольку трижды, а то и пять раз в неделю бываю на брифингах производителей продуктов категории Enterprise 2.0. Все эти компании пытаются убедить меня, что «пирог», который они делят, очень велик и не имеет значения, что сходные решения предлагают 200 вендоров.

Есть еще одна причина сокращения объема сделок, о которой Янг не упоминает. В результате заметного снижения курсов акций высокотехнологичных компаний, вызванного общим финансовым кризисом, продажи программных средств повышения эффективности и организации коллективной работы, базирующиеся на концепции Web 2.0. и пользующиеся у таких компаний повышенным спросом, снизятся еще сильнее. Я уже наблюдал нечто подобное в 2000--2001 гг. и, боюсь, увижу вновь в 2008--2009 гг.

Есть и хорошие новости. Но как и в случае с торговлей недвижимостью, это хорошие новости для желающих что-нибудь купить. Да, сегмент Enterprise 2.0 становится рынком, где тон задает покупатель, а не продавец. «Технология Web 2.0 все чаще включается в другие продукты. В результате миллионы пользователей получают ее недорого или вовсе бесплатно», — пишет Янг. Вследствие этого надбавка к цене, которую прежде могли назначать производители таких инструментов, практически исчезнет.

Средства создания блогов, вики и RSS-каналов становятся массовым товаром

Янг, в частности, отмечает, что, поскольку имеются прекрасные бесплатные альтернативные решения с открытым исходным кодом, такие как WordPress компании Automattic, средняя цена ПО для создания корпоративных блогов снизится больше, чем на другие инструменты Web 2.0. Между тем, использование вики уже стало обычным делом, и тот, кто попытается продавать данное ПО, должен будет снизить цену, чтобы преодолеть порог входа на этот рынок.

В 2007 г. среднестатистическое предприятие в Северной Америке заплатило 16,1 тыс. долл. за развертывание сервиса вики. По расчетам Янга, в 2013 г. эта сумма составит только 7,4 тыс. долл. Снижение цен будет обусловлено опять же широким распространением данного ПО. При этом Янг считает, что расходы на корпоративные технологии RSS на некоторое время возрастут, поскольку они начинают играть важнейшую роль в качестве связующего ПО для Web 2.0, после чего начнется плавный спад, связанный с тем, что на смену RSS будут приходить mashup-технологии.

Использование композитных приложений станет расширяться, а их цена расти, утверждает Янг. Ведь пока они не пользуются популярностью лишь из-за того, что не все понимают, как их применять. Созревание рынка будет выгодно вендорам. Янг пишет: «В 2007 г., по оценке Forrester, немногочисленные предприятия, развернувшие композитные приложения, платили за подобные проекты в среднем 76,5 тыс. долл., из которых львиная доля приходилась на покупку платформ таких компаний, как JackBe, IBM, и Serena Software. Эксперты Forrester ожидают, что к 2013 г. названная сумма удвоится и достигнет 143,4 тыс. долл.».

По расчетам Янга, развитию социальных сетей будет дан мощный импульс в результате выхода обновленной версии Microsoft SharePoint в 2009 г. Подобно блогам и вики социальные сети быстро получат широкое распространение в течение следующих пяти лет. Я могу лишь согласиться с выводами Янга, особенно в том, что касается превращения названных технологий в массовый товар. Но я не могу отделаться от мысли, что в ближайшие месяцы его оценки придется пересмотреть в сторону уменьшения в связи с тем, что почва под ногами компаний, приверженных концепции Web 2.0, станет очень зыбкой. Поскольку сегодня они сокращают штаты, их потребности в блогах и вики уменьшатся. Хотя на данном этапе неясно, какие отрасли будут затронуты сильнее всего и сколько сотрудников потеряют работу. Интересно будет посмотреть, как Forrester скорректирует свои оценки в свете самых последних негативных тенденций в мировой экономике.