Интернет уже давно вышел за границы академической и научно-исследовательской среды, где он родился, и стал неотъемлемой частью инфраструктуры глобальной экономики. Сегодня большинство компаний — от тех, что входят в список Fortune 500, до рядовых провайдеров — в какой-то степени зависят от интернет-соединения (как и большинство потребителей). Расходы на информационные технологии часто бывают ограничены по желанию руководства компаний, но особая важность IP-коммуникаций и услуг оправдывает значительные инвестиции в их развертывание.

Все это объясняет особое внимание к их бесперебойному функционированию. Для принятия новой технологии есть два обязательных требования: необходимо, чтобы ее развертывание было подкреплено убедительной бизнес-моделью и не могло повлиять на существующие потоки образования прибыли или поддерживающую инфраструктуру.

Разработка модели внедрения такой основополагающей транспортной технологии, как IPv6, весьма непроста в контексте двух указанных выше требований. Кроме прочего новая версия интернет-протокола содержит лишь несколько усовершенствований, которые для большинства пользователей могут быть не столь важны и которых во всяком случае недостаточно для обоснования весьма значительных затрат на модернизацию. Более того, естественно ожидать, что новый инфраструктурный протокол окажет на действующую сеть какое-то влияние. Так почему же компании должны интересоваться IPv6?

Сначала надо сказать, что сегодня никто даже не сомневается в преимуществах Интернета и в необходимости его постоянного расширения. IPv6 нужен для того, чтобы поддерживать существующий рост, чтобы все больше людей и устройств могли соединяться с Интернетом. А значит, IPv6 — не функция, а фундаментальный уровень IP-сети в модели TCP/IP, разработанный для поддержки end-to-end-сервисов и сетевой прозрачности (который в конце семидесятых годов пришел на смену отжившим проприетарным протоколам Appletalk, DECnet, IPX, SNA и др.). Любая попытка построить бизнес-модель для IPv6 должна учитывать это. IPv6 — не ответ на технические проблемы, с которыми сталкивается Интернет; данный протокол предоставляет ресурсы для его продолжающегося роста, и именно это можно отнести к его ценности для бизнеса.

Предпосылки для построения бизнес-модели IPv6

ИТ-отрасль сегодня пришла к выводу, что обнаружение “ключевого приложения для IPv6” может и не быть главным аргументом при его принятии. Ведь мы должны думать не только и не столько о том, какие новые возможности принесет с собой IPv6, но и о том, что мы потеряем, если не примем его. То, что пространство адресов в протоколе IPv4 стремительно подходит к концу, говорит о необходимости внедрения IPv6. Более того, десять лет пробных и экспериментальных внедрений убедительно показали, что протокол можно безопасно интегрировать в существующие структуры.

Сегодня перспектива построить бизнес-модель для внедрения IPv6 в меньшей степени зависит от технологических деталей, а в большей — от приоритетов компании, моделей ведения ею бизнеса и рынка, на котором она работает. Давайте посмотрим на следующие шесть примеров историй успеха, которые мы обсуждаем в нашей книге “Global IPv6 Strategies: From Business Analysis to Operational Planning” (Cisco Press, 2008).

1. Пример Comcast: такое же функционирование, как и в случае IPv4, только в больших масштабах. При анализе собственных возможностей и составлении прогнозов компании, прибыли которых зависят от Интернета, должны серьезно изучить ценность “бесконечного” адресного пространства IPv6 для поддержки роста бизнеса. Это один из основных аргументов в пользу распространения IPv6, он подробно рассмотрен на примере фирмы Comcast.

2. Пример Bechtel Corporation: экономия операционных расходов или модель более простой сети. В этом случае бизнес не связан непосредственно с Интернетом, но в большой степени зависит от потока информации; при этом всегда рассматривается возможность повышения её доступности и распределения. IPv6 помогает крупным компаниям снижать операционные издержки и оптимизировать их, поскольку они должны работать в условиях постоянного географического роста, изменяющейся топологии сети и стремительно растущего количества сетевых устройств. История успеха Bechtel показывает, какую выгоду от развертывания IPv6 может получить транснациональная корпорация.

3. Пример NTT: развертывание услуг интернет-телевидения (Internet Protocol Television, IPTV). Этот пример связан с услугами таких провайдеров интернет-услуг, как японская NTT (Nippon Telegraph and Telephone Corpotation). При развертывании услуг IPTV, включая телевидение высокого разрешения (HDTV), доступ к которым осуществляется через FTTH (Fiber-to-the-Home) с нескольких устройств в домашней сети, выбор между IPv6 Multicast или NATed IPv4 Multicast позволяет принять более простую модель IPv6.

4. Пример ArchRock: инновационные бизнесы. IP-конвергенция — это не только очень модное слово, это актуальная реальность для трафика голоса, видео, аудио и данных. Процесс конвергенции будет продолжаться вне зависимости от версии IP, которая используется для его транспорта. По этой причине все инновационные бизнесы, которые полагаются на обмен данными через IP, должны предусмотреть с определенного момента времени интеграцию поддержки IPv6 для своих новых продуктов. При этом нужно иметь в виду использование ключевых возможностей данной технологии. История успеха компании ArchRock являет собой пример стартапа, полагающегося на IPv6, чтобы предоставить следующий уровень конвергенции с использованием IP-сенсоров.

5. Пример федерального правительства США: подготовка будущего. Никто уже не сомневается в том, что IPv6 будет принят и что мы постепенно перейдём на него. А потому такие организации, как федеральное правительство США (которое, как известно, планирует проекты на срок до двадцати лет), должны оценивать перспективные технологии. Это необходимо, чтобы избежать серьезных переделок в процессе реализации долгосрочных проектов.

6. Примеры Cisco и Command Information — возможность выиграть или потерять бизнес. При оценке своих бизнес-перспектив компании должны также просчитывать потенциальные потери, которые могут возникнуть из-за неспособности удовлетворить запросы клиентов, связанные с незнакомой им технологией взаимодействия с вендорами или партнерами. Бизнес может развивать рынок, показывая, как новая технология используется внутри него и как она поддерживает его рост, предлагая продукты и услуги с использованием как IPv4, так и IPv6. Эта перспектива описана в историях успеха компаний Cisco и Command Information.

Таким образом, все изложенные выше соображения доказывают, что разработать бизнес-модель для IPv6 совсем не просто. Это нормально для основополагающей технологии. Однако у IPv6 есть потенциал раньше или позже стать поворотной точкой в эволюции Интернета, глобальной экономики и многих бизнесов. Вне зависимости от того, на каком рынке работает ваша компания, IPv6 легче внедрить, если вы будете учитывать модель бизнеса и функционирования фирмы в сочетании с основной технологией.