Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по развитию информационного общества в России. Речь идет о совещательном органе при президенте, цель которого — обеспечение профильного взаимодействия органов власти различного уровня, общественных объединений, научных организаций и т. д. Предполагается, что Совет будет готовить предложения по развитию информационного общества в России, а также определять ключевые меры и механизмы для решения поставленных задач. Кроме того, в сферу его обязанностей войдёт подготовка для главы государства тематических предложений и экспертиза профильных законопроектов.

Большинство участников рынка восприняли указ позитивно, хотя комментарии некоторых экспертов не лишены известного скепсиса.

О Совете

По информации пресс-службы президента, кроме первого лица государства в Совет войдет еще 32 человека. При беглом изучении списка нетрудно заметить, что развитие информационного общества у нас в стране будет проходить при участии не только таких ведомств, как Минкомсвязи, Минобрнауки, МЭР и РАН, но также ФСБ, МВД и Минобороны (все организации представлены своими главами).

Для решения текущих вопросов деятельности совещательного органа формируется президиум из 13 человек. Возглавит его руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, а секретарем станет советник президента Леонид Рейман. В роли председателя Совета, заседания которого планируется проводить не реже одного раза в полгода, выступит сам Дмитрий Медведев.

Информацию о том, с какими конкретными предложениями на ближайшее заседание может выйти Минкомсвязи, редакции получить не удалось. В пресс-службе ведомства сообщили, что темы на обсуждение будет выносить президент, а за министерством остается право выступать с идеями по всему профилю ведомства.

Когда может состояться первое собрание, также пока не ясно.

Мнения

Депутат Госдумы, председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарев воспринимает создание Совета ни много ни мало как ключ к инновационному прорыву страны. С его слов, разговоры о необходимости формирования подобного органа специалисты из отрасли высоких технологий вели последние полгода. Потребность в нем особенно обострилась после весенней реорганизации правительства, в результате которой функции по обеспечению государственной поддержки инноваций ни за кем из членов кабинета министров так и не были закреплены.

Что же изменится теперь? С точки зрения г-на Пономарева, в ближайшее время будет преодолена ведомственная разобщенность, несогласованность вносимых предложений и непродуманность принимаемых решений. Да и прохождение законодательных инициатив, которыми он занимается по долгу службы, должно ускориться, и ему будет с кем оперативно согласовывать уже подготовленный проект под зонтичным названием “Инновационный кодекс”.

Одной из важнейших функций Совета, по мнению г-на Пономарева, является создание плана реализации стратегии развития информационного общества. Причем для проведения информационно-аналитических и экспертных работ предполагается привлекать самых разных специалистов (в том числе из отрасли высоких технологий, а также представителей регионов). И в том, что руководить их работой будет Леонид Рейман, депутат Госдумы усматривает не только преемственность с общим направлением государственной политики последних лет, но и предпосылку для нового витка развития.

При этом г-н Пономарев особо обращает внимание на то, что решения Совета будут закрепляться в нормативно-правовых документах, обязательных к исполнению. И контроль за этим поручено вести соответствующему управлению президента, что способно заставить работать самых нерадивых исполнителей.

Совет по развитию информационного общества в России — совещательный орган при Президенте РФ, в состав которого помимо главы государства войдет 32 человека, включая руководителей Минкомсвязи, Минобрнауки, МЭР, РАН, ФСБ, МВД и Минобороны.

Что же касается конкретных ожиданий, то Илья Пономарев выразил надежду, что удастся оживить подзависшую инициативу о введении специального налогового режима для высокотехнологичных компаний, поддержанную в свое время Мининформсвязи, но заблокированную в новом правительстве Минфином. “В конце концов, Кудрин вошел в состав Совета и должен будет нести ответственность за развитие инновационной экономики”, — отметил депутат.

Огромным шагом вперед считает создание Совета и президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения РУССОФТ Валентин Макаров. По его наблюдению подобные меры были предприняты во всех странах, которые в свое время выбрали путь развития через построение информационного общества и инновации. Учитывая их опыт, уверен г-н Макаров, следующим шагом обязательно должно стать создание исполнительного органа, располагающего бюджетом и полномочиями для претворения в жизнь решений, вырабатываемых Советом. Ну а пока формируется структура управления, Совет мог бы уже сейчас приступить к реализации тех предложений по продвижению ИТ в России, которые были выработаны Институтом современного развития в рамках подготовки недавнего доклада Президенту РФ о развитии информационного общества в России.

Среди неотложных мер, необходимых для эволюции отрасли, г-н Макаров выделяет специальный режим налогообложения для ИТ-компаний, расширение системы подготовки кадров, стимулирование внедрения ИТ в государстве, корпоративном секторе и у населения, развитие инфраструктуры связи, поддержку экспортно-ориентированных высокотехнологичных секторов экономики.

А вот исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) Николай Комлев отреагировал на новость сдержанно. По его словам, он предпочел бы, чтобы созданный орган назывался более кумулятивно, например “Совет по амбициозному прорыву России в сфере информационных технологий”. Кроме того, ему хотелось бы, чтобы на сайте такого совета еженедельно публиковались данные мониторинга амбициозных проектов, показатели состояния ИТ-рынка и сравнительная аналитика по его сегментам. А еще — чтобы кто-то из руководства совета ежеквартально лично встречался с ИТ-сообществом и интересовался, чем живет отрасль.

Впрочем, и реально созданный орган г-н Комлев оценивает скорее положительно: на его взгляд, это пусть и небольшой шаг, но в правильном направлении. Он выражает надежду, что его ассоциация будет сотрудничать с Советом, причем не только на уровне обсуждения программ и стратегий, но и в качестве участника при их реализации.