Полное избавление от наличных денег, похоже, отстоит от нас на много световых лет, но платежные системы изменяются со скоростью света, и это хорошо видит президент Global Technology and Operations for MasterCard Worldwide Роб Риг. К тому же он прекрасно понимает, что в сегодняшней форсированной среде бизнеса никаких альтернатив скорости, гибкости и перспективному мышлению нет. “Я работаю в интересное время и в замечательном месте, — заявил Риг. — Пока большая часть отрасли стремится к экономии, MasterCard не жалеет средств, чтобы оставаться в авангарде технологии и бизнеса”.

Особое значение Риг стал придавать технологиям в мае прошлого года, после того как, проработав с 2005 г. главным инженером MasterCard, начал в январе исполнять обязанности президента подразделения ИТ. На этом посту ему пришлось курировать деятельность компании в 210 странах и территориях мира, включая крупные центры обработки в бельгийском Брюсселе, австралийском Сиднее и индийском Ченнаи.

В 2007-м MasterCard обработала в общей сложности более 18,7 млрд. транзакций на сумму в 2,3 трлн. долл. Всего же ее сеть рассчитана на обслуживание 140 млн. транзакций в час при времени отклика 140 мс и коэффициенте готовности 99,999%.

Однако MasterCard не стоит считать гигантом лишь кредитных и дебитовых карточек. Сегодня компания позволяет проводить торговые операции посредством АТМ-транзакций и электронной коммерции через Web, оснащает карточки радиочастотными идентификаторами RFID для бесконтактной оплаты по своей патентованной технологии PayPass, разрабатывает системы электронных платежей с помощью различных мобильных устройств, включая КПК и телефоны.

“Наша концепция состоит в том, что источник, откуда инициируется транзакция, не должен иметь никакого значения. Главное для нас — обработать транзакцию любого держателя карточки. Философия нашей системы совершенно безразлична к точкам взаимодействия”, — пояснил Риг.

Но при всей внешней простоте данного принципа реализовать его на практике довольно сложно. Руководство одной из крупнейших в мире ИТ-структур требует предвидения, ума и активности. Робу Ригу, как и всей MasterCard, приходится справляться со множеством систем, технологий и проблем, включая виртуализацию, консолидацию серверов, хранение данных, удаленный доступ к ним, обеспечение безопасности и “зеленые” инициативы. Но ему всё это по душе — равно как и выход MasterCard в мир электронных платежей XXI века: “Здесь открываются колоссальные возможности, хотя и связанные с колоссальными трудностями. Мир меняется очень быстро, а залогом успешного ведения бизнеса в таких условиях являются технологии”.

Технологии должны окупаться

MasterCard гордится тем, что находится в авангарде использования информационных технологий. Ее кредитные и дебитовые карточки обслуживают свыше 25 тыс. финансовых организаций по всему миру и принимаются в более чем 25 млн. пунктов. Пиковая производительность компании просто ошеломляет. В день святого Валентина, в праздник матери и в последние недели накануне Рождества MasterCard Worldwide Network ежедневно проводит до 55 млн. транзакций по одним только кредиткам.

В сети используется технология распределения пропускной способности по запросу, что обеспечивает обработку любых объемов информации. Но это отнюдь не избавляет Рига от необходимости постоянно подстраивать, адаптировать и совершенствовать ее, равно как и множество других ИТ-процессов. “Главное — обеспечить обработку платежей, в какой бы точке планеты они не производились, — подчеркнул он. — Поэтому мы продолжаем строить свою техническую платформу, чтобы она в полной мере удовлетворяла и потребителя, и компании. А ведь сейчас мы отмечаем прямо-таки тектонический сдвиг в сторону электронных платежей и транзакций”.

Одной из крупнейших ИТ-инициатив MasterCard по обслуживанию потребителей стало развертывание PayPass — системы со встроенными в кредитные и дебитовые карточки радиочастотными идентификаторами RFID, которая позволяет производить бесконтактную оплату. Это особенно удобно для круглосуточных магазинов, кинотеатров, заправочных станций, стадионов, аптек и других торговых точек, где платежи должны занимать минимальное время. Новая система не только намного уменьшает очереди к кассам, но и предельно упрощает сам процесс оплаты, избавляя продавцов от необходимости возиться с наличными деньгами и кредитками. По данным MasterCard, к I кварталу 2008 г. в обращении уже находилось свыше 28 млн. карточек и устройств PayPass, которые принимали к оплате более 109 тыс. торговых компаний в 24 странах мира.

Еще одну ключевую инициативу компания начала реализовывать в апреле нынешнего года, приступив к развертыванию новой платформы обработки дебитовых карточек MasterCard Integrated Processing Solutions (IPS). Благодаря этой новинке финансовые организации получают в свое распоряжение решение, которое совместимо со множеством банковских каналов и систем. С его помощью можно интегрировать сети АТМ нового поколения с другими каналами рынка, что позволяет банкам продвигать свои предложения, лучше управлять транзакциями, организовывать маркетинг и рекламу, накапливать данные о преференциях владельцев карточек. К тому же новая система, рассчитанная на работу через страны и континенты, предлагает повышенную гибкость генерации отчетов и проведения анализов без необходимости жестко “вшивать” данные в программный код.

Большое внимание уделяет MasterCard и бурно развивающейся сфере мобильной торговли. На сегодняшний день в мире используется свыше 3 млрд. карманных устройств, так что фундамент для мобильной коммерции уже имеется, и, уверен Риг, переход на электронные платежи между отдельными лицами и электронную коммерцию неизбежен. Об этом же говорят и данные независимой исследовательской компании Portio Research из Великобритании, по оценкам которой рынок электронной коммерции выйдет к 2011 г. на уровень 86,6 млрд. долл.

MasterCard уже адаптировала PayPass для использования с мобильными телефонами и продемонстрировала безопасность платежей по беспроводным каналам и недоступность личных данных для злоумышленников. Разработала компания также мобильную систему пополнения счетов ePower, позволяющую потребителям класть деньги на дебетовые карточки и счета MasterCard и Maestro (если такая возможность предусмотрена тарифным планом).

Недавно она завершила работы над глобальной системой перевода платежей и локальных одноранговых расчетов, опытную эксплуатацию которой собирается начать уже в текущем году. Новый сервис даст пользователям возможность переводить деньги друзьям и членам семьи в электронном виде с помощью своих телефонов и КПК. И наконец, MasterCard продолжает накапливать опыт обработки транзакций для выхода в сферу мобильной торговли, в том числе играми, музыкой и рингтонами.

Совершенствование сети

Вот только не стоит думать, будто пластиковые карточки уходят в прошлое. Начиная с первых робких шагов этой системы и ее простеньких пластиковых карточек образца 1952 г., магнитные полоски, микрочипы и электронные системы не устают преобразовывать всю отрасль. И на этом пути постоянно сохраняется непреодолимая потребность в инновациях и предвидениях. А вслед за ними идут вплотную инвестиции в развитие ИТ.

Важность информационных технологий в MasterCard наверняка понимают. В начале нынешнего десятилетия она потратила 160 млн. долл. на полную перестройку своих ИТ, перейдя на компонентную архитектуру. И сегодня она пожинает плоды таких инвестиций и общей тенденции развития общества, которое все чаще отказывается от наличных денег в пользу пластиковых карточек.

Оцените лишь несколько показателей. В сети MasterCard каждый день обрабатывается более 30 тыс. транзакций в минуту, а их общий объем превышает 25% всех производимых в мире оплат кредитными и дебитовыми карточками, который оценивается более чем в 5 трлн. долл.

Как отмечает аналитик нью-йоркской исследовательской и консалтинговой компании Celent Рэд Джиллен, MasterCard занимает сейчас одно из “самых заметных мест в финансовом мире”, а холдинговая фирма финансовых услуг Raymond James Financial со штаб-квартирой во флоридском городе Сент-Питерсберге прогнозирует, что на протяжении нескольких ближайших лет стоимость MasterCard будет ежегодно увеличиваться на 25%, а то и больше.

Чтобы ИТ-операции шли в ногу с ростом самой компании, Риг стремится сделать ее ИТ-среду как можно более надежной и гибкой. “В этом мире никогда не знаешь, каким будет следующее новшество, технология или тенденция на потребительском рынке, — отметил он. — Никто не скажет, какими станут платежи, какую форму они обретут. Так что ИТ-среда должна быть хорошо масштабируемой и предельно гибкой. Наша цель в том, чтобы развернуть платформу обработки раньше, чем это потребуется для бизнеса”.

Пока же Риг проделал солидную работу, чтобы MasterCard находилась в авангарде информационных технологий. Добиться независимости от рынка компании помог творческий подход Рига к перестройке и переоснащению ИТ-систем, которые он начал проводить пять лет назад. “Мы избрали открытый путь, что позволило обрабатывать транзакции в формате международной организации по стандартизации (ISO), — вспоминает он. — В результате к нашей системе может подключаться кто угодно”. Такая инициатива вызвала интерес не только в самой MasterCard, но и за ее пределами. Она сформировала подход компании к разработке ПО и определила путь к созданию таких ИТ-систем, которые “доносят интеллектуальность до границ сети”.

Не ограничиваясь простой пересылкой транзакций в центр обработки данных, MasterCard создала звездообразную ИТ-среду, в которой транзакции поступают туда, где могут быть обработаны наилучшим образом. Такая архитектура на основе правил, сочетающая в себе мэйнфреймы и серверы на базе ПК (с соответствующим ПО), контролирует производительность всей системы в реальном времени. Благодаря этому удается избегать отключений сети и возникновения в ней узких мест, ограничений пропускной способности и ее изменений со временем. “Выбор лучшего в своем роде всегда давал превосходные результаты”, — уверен Риг.

MasterCard первой из эмитентов кредитных карточек начала осваивать технологию ВЧС, которую до сих пор широко применяет. Но Риг уже выводит компанию на более современный путь безопасной обработки транзакций — Multiprotocol Label Switching (многопротокольная коммутация по меткам). Он рассчитывает, что эта технология нового поколения облегчит управление вычислительным центром, позволив сократить в нем количество физических концентраторов за счет применения более сложных алгоритмов оценки рисков. Параллельно Риг занимается и сервисно-ориентированной архитектурой, которая должна упростить управление программными ресурсами и повысить гибкость ИТ-среды.

Операционный центр MasterCard в городе О’Фаллон (шт. Миссури) общей площадью свыше 2300 кв. м может служить образцом самой современной системы. Достаточно сказать, что здесь работает несколько мэйнфреймов IBM z/OS плюс сотни серверов под управлением IBM AIX, Sun Solaris и Microsoft Windows. В его базах данных Oracle и IBM DB2 хранится сейчас более 100 Тб данных, а всего они могут вместить свыше 1,8 Пб. Чтобы справиться с такой сложной средой, MasterCard использует программный комплекс системного управления IBM Tivoli и ряд приложений компаний BMC, CA и EMC. Для обеспечения непрерывности операций и восстановления в случае катаклизмов здесь применяются сетевые хранилища и сети хранения, равно как и виртуальные накопители на магнитных лентах EMC, Hitachi Data Systems и других вендоров.

Вряд ли кого удивит, что гигантские размеры этого вычислительного центра и постоянно растущие потребности в вычислительных ресурсах заставляют MasterCard активно претворять в жизнь стратегию виртуализации и консолидации. В 2003 г. фирма приступила к развертыванию в дата-центре и по всей сети виртуальных машин VMware. “Это позволило нам отказаться от множества слабо используемых машин и реализовать “зеленые” инициативы”, — сказал Риг. К тому же виртуализация помогла избавиться от излишних сложностей администрирования и сократить потребление энергии.

Высокая гибкость ИТ-среды позволяет менеджерам и бизнес-аналитикам быстро создавать витрины данных и открывать доступ к информации через клиент-серверную архитектуру, что Риг считает крайне важным. В результате аналитики MasterCard получают возможность в любое время изучать текущие тенденции, модели и происходящие изменения, что, в свою очередь, позволяет компании оперативно реагировать на смену условий ведения бизнеса. Кроме всего прочего, опираясь на такие данные, подвергая их более сложному анализу и используя по-новому, MasterCard продолжает разрабатывать все более сложные модели оценки, алгоритмы и рискованные сервисы реального времени.

Гонка лидеров

Несмотря на все свои успехи MasterCard приходится бороться за место под солнцем и решать сложные ИТ-задачи. Она, скажем, испытывает серьезную конкуренцию со стороны Visa International — крупнейшего в мире эмитента кредитных карточек, который вышел на открытый рынок после IPO в феврале 2008 г. Такой шаг сразу же перевел MasterCard на второе место среди котирующихся на бирже эмитентов платежных карт и обработчиков платежей (сама эта компания провела IPO в мае 2006-го). Кроме того, ей приходится вести юридическую тяжбу с другим своим конкурентом — American Express, обвинившим ее в нарушении антимонопольного законодательства. Нужно отражать и натиск из Европы, где официальные лица требуют сократить комиссию MasterCard за транзакции.

Тем не менее главным препятствием на пути к будущим успехам своей компании Риг считает нехватку талантливых ИТ-специалистов, из-за чего все труднее заполнять вакантные должности. “MasterCard — организация глобальная, так что мы можем искать таланты по всему миру, — считает он. — Вот только находить их год от года все сложнее. Наблюдаем мы и то, что среди кандидатов на технические должности все реже встречаются представители национальных меньшинств и женщины, но такая тенденция не может длиться вечно”.

И все же, как бы то ни было, MasterCard движется вперед, изменяя завтрашний мир платежей, транзакций и взаимодействий. Риг прекрасно знает, насколько важно развертывать и сопровождать ИТ-инфраструктуру, позволяющую его компании опережать своих конкурентов — Visa, American Express, Discover. Но еще важнее, чтобы MasterCard была готова к грядущим трансформациям и причудам быстро меняющегося рынка.

“Отрасль находится в вечном движении, и наша задача состоит в том, чтобы опираясь на ИТ, в полной мере использовать все открывающиеся возможности”, — сказал в заключение Риг.