Недавний прогноз академика Аганбегяна (см. PC Week/RE, № 42/2008), согласно которому в условиях мирового финансового кризиса сильно вырастет спрос на консультации, получил яркое подтверждение на прошедшей в середине ноября в Москве очередной конференции Microsoft Business Forum 2008. Из четырех ее секций лишь одна была посвящена непосредственно продуктам линейки Microsoft Dynamics, а среди докладчиков было непривычно много представителей крупнейших консалтинговых компаний, таких как Accenture, Ernst&Young, McKinsey, PricewaterhouseCoopers, Ronald Berger Strategy Consultants. Впрочем, название презентации корпоративного директора Citibank в России Стивена Фишера “Навигация в бурных водах кризиса кредитования: 10 рекомендаций современным компаниям” невольно вселяло уверенность в том, что именно тем, кто завел мировую экономику в эти “бурные воды” лучше всего известно, как вернуться обратно.

Значительная часть подобных рекомендаций была озвучена уже не раз, а многие другие страдали расплывчатостью. Так, г-н Фишер призывал пересмотреть политику выплаты дивидендов, маркетинга и распределения капитальных затрат, но никак эти рекомендации не конкретизировал. И все же из уст консультантов можно было услышать немало интересного и полезного. Например, младший партнер McKinsey Ольга Стерхова указала на несоответствие ряда распространенных “кризисных мифов” и реальной действительности. Один из них — всеобщая убежденность в том, что затраты компаний на ИТ в такие времена снижаются. На самом деле, как показывает история предыдущих экономических катаклизмов, они растут. Другое распространенное заблуждение состоит в том, что, уменьшение расходов на ИТ способствует экономии финансовых ресурсов предприятия. Оказывается, нередко гораздо больший эффект дает не отказ от информационных технологий, а более оптимальное их использование. Стоит прислушаться и к предупреждению Стивена Фишера о том, что для российских компаний международные финансовые рынки будут надолго закрыты, поскольку ведущие аналитические агентства зафиксировали более чем десятикратный рост рисков кредитования отечественных предприятий, вследствие чего процентные ставки по таким заимствованиям будут неприемлемо высокими.

Гораздо ближе к реалиям отечественного рынка ERP оказались наблюдения директора российского отделения Microsoft Business Solutions Владимира Водянова. По его мнению, кризис изменил многие факторы, которые будут определять динамику этого рынка в ближайшие годы. Не секрет, что в отдельных компаниях внедрение ERP-системы осуществлялось с целью выхода на фондовый рынок (IPO) и повышения своей капитализации. При этом приоритет нередко отдавался громкому бренду, а высокая стоимость решения воспринималась как безусловное достоинство и должна была свидетельствовать о его мощи и функциональности. Недавние события, как считает Владимир Водянов, показали, насколько иллюзорной может быть цель повышения капитализации, а это означает, что критерии выбора ERP-системы теперь будут существенно изменены. Еще один козырь многих известных вендоров — так называемые лучшие бизнес-практики, обобщенные и реализованные в их продуктах. Сегодня и он поставлен под сомнение, поскольку применение всех этих практик не спасло многие компании от кризиса. Более того, те из них, что полагались на здравый смысл и вели более осторожную финансовую политику, оказались сегодня в относительной безопасности.

Изменится, по мнению директора российского офиса MBS, и спрос на отдельные модули ERP-систем. Особенно востребованными станут технологии управления затратами, позволяющие выявлять не только места возникновения расходов, но и связь их с вероятными доходами компании. Для оптимизации финансового управления в масштабе всего предприятия потребуется централизация этого контура ПО. Претерпит изменения и стратегия управления персоналом. Если раньше во главу угла ставились задачи поиска и развития талантов (управление человеческим капиталом), то теперь кадровикам придется думать, как сократить штаты, не потеряв своих лучших сотрудников, а иногда и приняв на работу небольшое число высококвалифицированных специалистов, волею обстоятельств выброшенных на рынок труда. Взаимодействие с клиентами через CRM-системы будет в большей степени сфокусировано на работе с существующими клиентами и на сохранении их лояльности, а не на привлечении новых (последнее требует больших затрат). В условиях нестабильности задачи планирования продаж и прогнозирования поступления денежных средств будут решаться скорее в рамках CRM-системы, а не средствами ERP, поскольку и то, и другое носит теперь в значительной мере вероятностный характер и требует привлечения личных оценок сейлс-менеджеров.