Правильно выполненная консолидация способна дать огромную экономию и повысить продуктивность. Но если ее провести небрежно, ситуация на предприятии может стать даже хуже, чем была до этого

Консолидация ИТ-инфраструктуры стала приоритетным направлением для многих организаций, и нынешний кризис лишь ускоряет эту тенденцию. По мере ухудшения экономической ситуации ИТ-менеджеры все активнее ищут способы сокращения парка ИТ-оборудования — серверов, хранилищ данных, настольных компьютеров, сетей, мобильных устройств и многого другого.

Однако консолидацию, как и любой другой крупный технический проект, можно реализовать правильно и неправильно. В первом случае у компаний появляется хорошая возможность экономить средства, сокращать потребление энергии, повышать продуктивность, во втором же они могут пожалеть, что вообще взялись за это дело.

По данным Forrester Research, большинство ИТ-компаний уже приступило или планирует приступить к реализации подобных проектов. Почти 60% из 246 опрошенных в августе 2007 года руководителей ИТ-отделов заявили, что либо завершили эту работу, либо активно занимаются консолидацией серверов, хранилищ и даже целых вычислительных центров. Еще 36% респондентов сообщили, что вынашивают такие планы, причем 76% из их числа собирались начать их реализацию в течение ближайших шести месяцев. Другими словами, на момент исследования консолидацией занимались чуть ли не девять из каждых десяти компаний.

Как и следовало ожидать, стимулы для столь широкомасштабного проекта, как консолидация инфраструктуры, сильно различаются. Судя по исследованию Forrester, в ЦОДах главными мотивами являются более эффективное выполнение операций, стремление упростить инфраструктуру, повысить производительность труда и снизить расходы на энергоснабжение, желание подготовиться к чрезвычайным ситуациям, распределить прикладную нагрузку по меньшему количеству серверов, сократить общие затраты на вычислительный центр. Но при всем этом опрос показал, что консолидация — дело не быстрое. Почти половина респондентов готовится к тому, что претворение такого проекта в жизнь растянется на один-два года.

Однако игра стоит свеч. Целый ряд преимуществ, которые несет выход на этот путь, отмечает партнер и главный инженер консультационной компании Diamond Management and Technology Consultants Крис Куррен. Стандартизация ИТ-инфраструктуры, более эффективное использование оборудования и экономия места позволяют снизить расходы на содержание ЦОДа, его автоматизация ведет к повышению гибкости работы, а благодаря сокращению простоев и расширению возможностей восстановления в аварийных ситуациях повышается коэффициент готовности системы.

Ниже приводятся некоторые рекомендации ИТ-директоров и отраслевых экспертов, а также передовые методики консолидации ИТ-инфраструктур.

Знать свои приложения и понимать их значение для предприятия

“Главное в консолидации инфраструктур то, что она должна проводиться в контексте архитектуры приложений, — уверен Куррен. — Компании нужно четко разобраться, какие приложения соответствуют ее бизнес-стратегии и направлению развития, а какие нет, от чего пора избавляться и когда, какой функциональности не хватает системе”.

Зная все это, ИТ-директор может заранее спланировать вывод из эксплуатации некоторых приложений и скоординированно провести консолидацию базовой инфраструктуры. Тем самым ему удастся избежать многих неожиданностей наподобие внепланового отключения системы или ее плохой работы после завершения проекта.

Вот какой случай произошел у одного из клиентов Diamond, который работает в сфере финансовых услуг и тратит на хранение данных свыше 30 млн. долл. в год (название этой организации Куррен обнародовать не стал). Однажды ее руководитель поинтересовался у своей ИТ-службы, насколько оправданы такие расходы и нельзя ли их сократить. “Но в те времена у них не было четкого представления о данных с точки зрения бизнеса, поэтому ответить на вопрос босса оказалось очень сложно, — вспоминает Куррен. — А ведь консолидацию практически невозможно провести, когда понятия не имеешь о том, какие деловые потребности могут возникнуть у компании в будущем”.

Не приступать к консолидации инфраструктуры, не разобравшись с ее целями

“Не начинайте консолидацию, пока не разработаете будущую архитектуру, не наметите план развития и не мобилизуете свои силы, — предостерегает Куррен. — Какие бы приоритеты вы ни собирались изменять, что бы ни хотели консолидировать, очень важно четко определиться с архитектурой, с тем, куда войдут консолидированное оборудование, программное обеспечение и бизнес-процессы”.

Архитектурной структурой в Diamond обычно называют конечное состояние мультисистемной среды. “Многие организации под архитектурой понимают чисто техническую систему размещения и компоновки, оборудования, кабелей и программного обеспечения, — поясняет Куррен. — Но чтобы правильно провести консолидацию, в архитектуре необходимо учитывать и перспективы бизнеса месяцев этак на 12—24—36, и некоторые бизнес-функции, и недостающее программное обеспечение, и ещё многое другое”. И добавляет, что архитектура конечных систем может служить хорошим визуальным инструментарием для выявления пробелов в функциональности и технической оснащенности, расстановки по приоритетам операций консолидации, планирования инфраструктуры.

Кроме создания архитектурной карты для среды консолидированной инфраструктуры неплохо также оценить выполняемые процессы и организационные роли с точки зрения их влияния на консолидацию.

Обратить перед началом консолидации внимание на организационную структуру и ИТ-процессы рекомендует крупным предприятиям и Бред Мэннинг, ИТ-директор химической компании Quaker Chemical: “Обязательно убедитесь, что инфраструктура не фрагментирована и находится под общим управлением вице-президента или директора. Следите за тем, чтобы параллельно с консолидацией инфраструктуры велась и перестройка процессов”.

Избавляться от физических ИТ-компонентов за счет развертывания виртуализированного ПО

Мало какие технологии за последние годы привлекали такое внимание руководителей ИТ-отделов, как виртуализация. И тому есть веские основания. Это направление приводит к более эффективному применению наличных ресурсов, большей гибкости системы, сокращению расходов и снижению энергопотребления. Виртуализировать можно и серверы, и системы хранения, и настольные компьютеры, причем каждый из этих компонентов в результате только выигрывает.

Виртуализированные серверы, скажем, нетрудно объединять в пулы логических вычислительных ресурсов. При этом они представляют собой как бы множество виртуальных устройств, каждое из которых работает под управлением индивидуальной операционной системы с собственным набором приложений, мало чем отличаясь от отдельной физической машины.

Виртуализация хранения позволяет создавать большие пулы хранилищ, благодаря чему появляется возможность сводить в единый громадный репозитарий несколько физических сетей или систем хранения данных, управляя ими централизованно. Виртуальные же настольные системы целиком и полностью размещаются на хостинговых серверах, а пользователь работает с ними удаленно, как правило — посредством “тонкого” физического клиента.

“Виртуализация станет важнейшим элементом технической среды будущего”, — уверен Куррен из Diamond. Однако он предупреждает, что для ее успешной реализации нужно четко знать, каким образом каждое приложение взаимодействует с сервером и системами хранения данных, — это позволит компании проанализировать последствия проекта и свести к минимуму перебои в работе пользователей.

На необходимость предварительной подготовки к виртуализации указывает и Чарльз Кристоферсон, главный финансовый директор и директор по ИТ министерства сельского хозяйства США. “Виртуализировать свои сети хотели бы многие наши организации, рассчитывающие таким образом снизить расходы и рабочую нагрузку, — рассказывает он. — Вот только это потребует немало времени, какие бы ИТ-системы они ни использовали”. Когда же компоненты вычислительного центра консолидированы и проведен анализ приложений, добавляет Кристоферсон, настает черед перевода некоторых из них в виртуализированный стек по правилам, которые вырабатывают самые подготовленные сотрудники.

В министерстве сельского хозяйства сейчас активно претворяется в жизнь проект консолидации вычислительного центра, предусматривающий постепенное сведение систем (включая серверы приложений, которые используются в программах поддержки сельского хозяйства и разбросаны по трем с лишним тысячам различных мест на всей территории страны) в четыре-пять корпоративных центров обработки данных. В целом же весь проект, где виртуализации серверов принадлежит одна из важнейших ролей, нацелен на повышение безопасности, снижение расходов, совершенствование поддержки ИТ и уменьшение энергопотребления.

До создания корпоративных центров обработки данных министерство сельского хозяйства при оценке ИТ ставило во главу угла непрерывность работы ЦОДа и уровень удовлетворенности клиентов. Теперь же от всех корпоративных ЦОДов требуется своевременная установка на наиболее важное оборудование программных заплат безопасности, ежегодная проверка состояния источников питания и системы кондиционеров, поддержание определенного уровня защищенности жизненно важных аппаратных систем. Виртуализация вычислительных центров позволила министерству повысить загруженность оборудования с одновременным уменьшением его парка на 30--40%.

Развитие виртуализации привело к тому, что, по словам Мэннинга из Quaker Chemical, выбор в ее пользу стал безусловным: “Сегодня без применения этой технологии просто немыслим ни один проект консолидации”. Особенно высокая зрелость этой технологии достигнута на серверах и в системах хранения, но уже активно развивается виртуализация настольных компьютеров, которая также заслуживает пристального внимания в проектах консолидации.

Quaker Chemical вплотную занялась виртуализацией, когда заканчивался срок аренды ее основных серверов и нужно было решать, что делать дальше: обновлять их или переходить на виртуальные. Выбрав второй вариант, компания смогла эффективнее использовать свои серверные ресурсы и хранилища при одновременном снижении расходов на них.

Перед началом виртуализации и консолидации серверов консолидировать хранилища данных и развернуть сеть хранения

Прежде чем приступать к виртуализации своих физических серверов, сеть ресторанов Ruby Tuesday решила проверить систему хранения данных и разобраться, от чего в ней можно отказаться, а затем развернула сеть хранения. Это было сделано, чтобы сократить потребность в серверах SQL. “Зачем хранить ненужное? — задается риторическим вопросом ИТ-директор этой компании Ник Ибрахим. — Нужно хорошее хранилище для тех данных, которые требуются сегодня и могут понадобиться завтра”.

В процессе консолидации хранилищ команде специалистов Ruby Tuesday пришлось поработать во всех подразделениях компании, включая юридическое, финансовое и кадровое, чтобы определить, от каких данных можно безболезненно избавиться, а какие следует оставить из законодательных и деловых соображений. Это отняло немало времени и сил, однако, по мнению Ибрахима, овчинка стоила выделки. “Без чистки данных здесь было не обойтись”, — вспоминает он и добавляет, что в хранилищах теперь осталось лишь то, что помогает вести бизнес или требуется законодательством. Никаким же другим данным в сети хранения места нет.

Рост бизнеса в последние годы заставил Ruby Tuesday приобрести немало SQL-серверов. “При клиент-серверной архитектуре принято развертывать один сервер за другим”, — признает Ибрахим. А ИТ-менеджеры не торопились избавляться от них: вдруг они когда-то понадобятся.

После консолидации хранилищ Ruby Tuesday развернула сеть хранения SAN, через которую теперь производится загрузка виртуализированных серверов. В такой среде, как поясняет Ибрахим, даже неисправность какого-либо сервера не лишает деловых пользователей доступа к данным в том же физическом пространстве. В виртуальных средах производится балансировка нагрузки прямо в процессе обработки информации, поэтому необходимо, чтобы они были постоянно связаны с сетью хранения и распределяли данные по имеющимся ресурсам. “Когда каждый сервер замкнут на собственное пространство хранения, виртуализация становится бессмысленной”, — уверен Ибрахим.

Начав примерно год назад с помощью программных средств VMware виртуализацию серверов в своем вычислительном центре, Ruby Tuesday смогла сократить количество физических машин здесь со 130 до четырёх.

Что это дало? В первую очередь Ибрахим отмечает более высокую производительность и простоту управления. Кроме того, многократное сокращение физических серверов привело к снижению энергопотребления вычислительного центра, а его работа стала намного гибче благодаря перераспределению серверных ресурсов по мере необходимости. “Все это достигнуто за счет виртуализации, но для доступа к данным здесь просто необходима сеть хранения”, — констатирует Ибрахим.

Не рассчитывать, что одно техническое решение или подход подойдёт на все случаи жизни или всем подразделениям

Кое у кого может возникнуть соблазн консолидировать свою инфраструктуру так же, как это сделала соседняя фирма. Например, реализовать тот же тип виртуализации. Однако нужно учитывать: хотя виртуализация серверов, систем хранения, настольных устройств и ведет к сокращению числа элементов физической архитектуры, такая технология годится не всем. “Несмотря на то что виртуализация серверов уже стала общепризнанным путем к консолидации, она отнюдь не молоток для каждого гвоздя, — предупреждает старший аналитик Forrester Джеймс Стейтен. — При некоторых типах нагрузки лучше обновить оборудование, не выводя консолидацию из физического мира”.

Он, правда, признает, что ключом к более эффективному использованию ресурсов и главным средством консолидации является виртуализация, но предупреждает: она не всеобъемлюща и не универсальна. Ни в коем случае не стоит упускать из виду и альтернативные ей варианты — физическую консолидацию, совершенствование процессов, стандартизацию, даже простое отключение и удаление ненужного оборудования, в конце концов.

Не стоит также ИТ-директору считать, будто все подразделения или рабочие группы его организации сами по себе с воодушевлением подключатся к проектам консолидации инфраструктуры ИТ, даже если те обещают дать немалую экономию или другие преимущества организации в целом. “Найдутся и такие, кто постарается остаться в стороне, причем вполне обоснованно”, — предупреждает Стейтен. Так что директору ИТ-службы придется убеждать сотрудников, демонстрируя им, что несет консолидация бизнесу.

Напоминает Стейтен и о необходимости тщательной инвентаризации наличных ресурсов и анализа производительности. Это позволит организациям получить полную картину того, что у них есть и как лучше консолидировать имеющееся.

Не обещать слишком многого

Для успешной консолидации ИТ-инфраструктуры ИТ-директору, несомненно, понадобится постоянная поддержка со стороны старшего руководства компании, шефов бизнес-подразделений и других ответственных лиц, включая главного бухгалтера. Чтобы получить ее — и не лишиться, — нужно четко выполнять взятые на себя обязательства. Плановые сроки реализации такого проекта Стейтен советует не делать слишком сжатыми. “Когда намечаются вехи, нужно быть очень осторожным в общении с представителями бизнеса и обещать только то, в чем сам уверен, — говорит он. — Это обеспечит их поддержку на следующих этапах консолидации, а она будет очень нужна, поскольку такие проекты зачастую носят политический характер”.

Нельзя также переоценивать экономию, которую обещает принести консолидация. По оценкам Forrester, она может достигать 20%, но для этого сначала придется потратиться на недешевое программное обеспечение и оплату труда специалистов, сделать серьезные начальные капиталовложения.

Как отмечает Стейтен, львиная доля экономии, которую дает консолидация, связана с сокращением затрат. Компании, скажем, больше не нужно будет покупать множество серверов каждый год. “Но другие статьи бюджета зачастую почти не затрагиваются”, — констатирует он.

А Мэннинг из Quaker Chemical рекомендует изложить потенциальные преимущества консолидации с самого начала. Такая программа часто включает в себя серию многолетних проектов, так что очень важно обосновать все это еще на этапе подготовки. “Аргументировать какой-то один проект бывает нелегко, — предупреждает Мэннинг. — А вот когда перед глазами общая картина, его достоинства становятся видны гораздо лучше. К тому же, обращаясь за финансированием проекта, всегда можно сослаться на исходное решение по программе в целом”.

Одной только окупаемости для обоснования проекта, считает Мэннинг, недостаточно. Сам он обычно дополняет такой аргумент доводами из области управления рисками, в результате чего руководство видит не только экономические достоинства консолидации, но и то, что она помогает выживать при всевозможных катаклизмах. “Это помогает даже в такие сложные экономические времена, какие мы переживаем сейчас, когда порог рентабельности становится все выше”, — заключает он.