Я хочу рассказать об одном простом способе, который позволяет не только сохранить лучших инженеров и менеджеров, но и повысить их профессиональный уровень. Что же это за способ, спросите вы? Обучение.

Проработав в этой отрасли три десятка лет, я сделал два важных наблюдения: ИТ-сотрудники слишком мало знают о прошлом и очень хотят как можно больше знать о будущем. Не пожалев средств на удовлетворение этих обоих запросов, руководитель может достичь успеха при реализации проектов и при этом повысить квалификацию своих инженеров и ИТ-менеджеров.

Вот только, как ни странно, многие организации всячески сопротивляются этому. Обычно они ссылаются на то, что первое направление отнимает слишком много времени, а второе чревато уходом подготовленных специалистов. Однако они сильно ошибаются.

Вперед в прошлое

Начнем с изучения прошлого. Хорошо известно высказывание философа Джорджа Сантаяны: “Прогресс не сводится к изменениям, он зависит от способности ума сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Кто не помнит старых ошибок, тот обречен повторить их снова и снова”. Мало найдется областей человеческой деятельности, где эти слова были бы так же справедливы, как при управлении ИТ-проектами.

Мне пришлось убедиться на собственном опыте, что подавляющее большинство (подозреваю, что 80--90%) инженеров и ИТ-менеджеров за свою жизнь прочитали не больше двух толковых работ по управлению ИТ-проектами, если они вообще что-либо читали в этой области. В результате крупнейшие проекты ценой в миллионы, сотни миллионов и даже миллиарды долларов буксуют, а то и проваливаются, по причинам, которые хорошо известны на протяжении вот уже десятков лет и много раз подробно описаны. А ведь таких неудач можно было избежать, если бы участники проектов внимательно ознакомились хоть с какими-нибудь из этих трудов.

Так что в ИТ-организациях просто необходимо изучать подобную литературу. Выберите подходящую книгу, раздайте ее всем сотрудникам ИТ-отдела и отведите им месяц на прочтение. А затем раз-другой на общем собрании обсудите, какое отношение имеет эта книга к вашей деятельности. А потом находите всё новые и новые труды.

Сначала вы можете столкнуться с некоторым сопротивлением, потому что люди не любят, когда им напоминают о рисках и проблемах, от которых они старались спрятаться. Однако вы наглядно продемонстрируете подчиненным свое серьезное отношение к управлению ИТ-проектами и нацеленность на успешное их завершение.

Заглядывать в будущее

Теперь поговорим о взгляде на перспективу. Одно из главных опасений (а может быть, даже самое главное) ваших лучших инженеров и ИТ-менеджеров связано со страхом отстать от жизни. Сегодня то и дело слышишь о новых технологиях, языках программирования, методиках, операционных системах, и всё это им очень интересно. Более того, талантливые сотрудники стремятся освоить новинки, чтобы при необходимости уметь с ними работать.

Так помогите же им! Предусмотрите в годовом бюджете средства для командировок и участия в конференциях и учебных семинарах, причём их выбор предоставьте самим сотрудникам. Такую возможность, наверное, стоит увязать с качеством их работы или занимаемой должностью. Если боитесь, что воспользовавшись таким поощрением, сотрудник найдет себе другое место, предусмотрите на этот случай пропорциональное возмещение с его стороны расходов, скажем, в течение полугода или года.

Часто можно слышать возражения такого рода: “Я потрачу деньги, обучу его новым технологиям, а он после этого найдет место получше и покинет нас”. Однако такой аргумент не учитывает нескольких обстоятельств.

Во-первых, если вы не предоставите такой возможности, ваши лучшие кадры почти наверняка уйдут, чтобы изучить эти технологии где-нибудь еще. А вы ощутите на себе то, что я называю “эффектом Мертвого моря”: когда уходят лучшие, работать приходится с середнячками.

Во-вторых, без обучения вполне может образоваться застой во всей вашей ИТ-группе. Даже если никто не уволится, не стоит ждать свежих идей, накопления опыта, освоения новых технологий.

Если же вы предоставите своим сотрудникам такую возможность, а они все равно будут уходить, значит, в вашей ИТ-группе (или во всей организации) существуют другие серьезные проблемы. А такое знание тоже дорогого стоит.

Так что изучайте прошлое и заглядывайте в будущее. Этим способом вы будете постоянно совершенствовать свою ИТ-организацию. Вы сможете нанимать и удерживать отличных специалистов, вам удастся избавиться от перерасходов и провалов, у вас намного расширятся возможности по освоению новых методов и технологий. Те же компании, которые ничего не сделают в этом направлении, вскоре окажутся на обочине информационных технологий. Взгляните на все это как на теорию эволюции в действии.