Проведенный нынешней осенью в Москве первый бизнес-саммит руководителей ключевых департаментов розничных сетей — Retail Technologies — состоялся в непростое время, когда в жизнь нашей страны буквально ворвался мировой экономический кризис. Данный факт не мог не сказаться на тематике мероприятия. При этом его организаторы — компания BBCG Part of Expomedia Group PLC — исходили из того, что ритейл не может бесконечно долго развиваться лишь за счет продвижения на новые территории и рынки, что настанет момент, когда эффективность бизнеса будет определяться уровнем слаженности работы всех его подразделений.
На форуме представители крупных российских сетевых компаний поделились своим видением дальнейшей стратегии деятельности и главных задач розничных сетей под влиянием негативных факторов рынка, а также дали ряд рекомендаций, которые, с их точки зрения, позволят не только выжить в условиях кризиса, но и укрепить свои позиции на рынке. Ведь, как известно, кризис не только создает проблемы, но и расширяет возможности компаний. Так, по мнению генерального директора торговой сети “Стройдепо” Дмитрия Тиманова, кризис принесет пользу бизнесу, поскольку тот сможет отказаться от распространенной ранее практики получения дешевых кредитов. “Кризис будет во благо, потому что все наконец-то посмотрят, что лежит у них на полках и насколько это нужно покупателю, — сказал он. — Так что самая важная задача сейчас заключается в пересмотре товарной матрицы. Это не быстрый процесс, но его надо проводить обязательно, и пока для этого есть время”. А в качестве первостепенных тактических шагов для достижения главной цели — повышения эффективности бизнеса — Дмитрий Тиманов предложил провести оптимизацию товарного запаса и пересмотреть работу с поставщиками, поскольку в условиях финансовой нестабильности многие из них могут просто исчезнуть с рынка.
Аналогичную точку зрения высказал и исполнительный директор дирекции информационных технологий ТД “Копейка” Александр Артюхов, который считает, что даже если государство не будет предпринимать никаких шагов для нормализации ситуации и пустит этот процесс на самотек, то всё со временем нормализуется. Следовательно, рано или поздно ритейл выйдет на прежний уровень. В период спада, по его мнению, компании смогут взять дополнительную долю рынка при правильных инвестициях в будущее развитие. И если ИТ способны помочь в этом деле, то логично вкладывать в них средства. Но если же эти инвестиции лягут дополнительным бременем на бюджет компании, то тогда айтишникам остается только потуже затянуть пояса и ждать лучших времен.
Вообще проблеме ИТ были посвящены две отдельные панельные дискуссии, на которых обсуждались вопросы необходимости внедрения BI-систем и месте ИТ в компании в сложившихся условиях. И здесь прозвучали две совершенно противоположные точки зрения. Так, по мнению ИТ-директора компьютер-центра “Кей” Олега Вайнберга, главная задача ритейлового бизнеса сегодня — подойти к новому году без избытка товарных запасов, лишних людей и затрат, в связи с чем от ИТ-руководителей начинают требовать такие виды отчетности, которые раньше никого не интересовали. Для решения этих задач как раз и подходят BI-системы, которые будут спешно внедряться торговыми компаниями, а на ИТ-специалистов тем самым будут возложены функции маркетологов и товароведов.
Того же мнения придерживается и технический директор компании FIT Владимир Новиков, который считает, что именно сегодня роль ИТ должна вернуться на круги своя, когда ИТ-руководителям необходимо разбираться во всех бизнес-процессах компании и уметь формализовать их. Тем самым они смогут играть другую роль — не “попрошайки”, а человека, который будет демонстрировать технологии, способные повысить эффективность бизнеса. Причем сам бизнес должен теперь действовать исходя из операционной эффективности, а не ставя перед собой иллюзорную цель капитализации.
А вот Александр Артюхов полагает, что сегодня в связи с необходимостью довольно жесткого режима экономии вряд ли стоит ожидать, что компании будут безоглядно внедрять, например, BI-системы. Ведь любое нынешнее вложение должно быть ориентировано на быструю отдачу. В принципе правильно настроенная и внедренная BI-система способна решить эту задачу. Так, на обработку больших объемов данных в Excel тратится нерационально много времени. И простое дублирование отчетности “по старинке” с полуавтоматическим переносом данных из Excel в BI-систему с целью построения отчетности только в ней не принесет желаемого результата. Но ведь при грамотном внедрении BI-системы возможно существенное сокращение трудозатрат персонала за счет полной автоматизации процесса отчетности. И это дает немедленный реальный эффект. Так что ИТ-директор должен научиться говорить на языке бизнеса и приводить соответствующие финансовые аргументы в пользу внедрения ИТ-проектов, тогда к его мнению будут прислушиваться, независимо от того, является ли он членом совета директоров или нет. А еще Александр Артюхов уверен, что сегодня ИТ-директорам необходимо заглянуть на два-три года вперед и предвосхитить то, чем будет жить бизнес тогда.
В целом же главную озабоченность всех участников саммита вызывала непрогнозируемость развития ситуации в секторе ритейла на ближайшее время. Все сходились во мнении, что на современном рынке наблюдаются противоречивые тенденции, которые не позволяют понять, в каком направлении всё движется. Когда, например, рост бизнеса той или иной компании в условиях снижения спроса может быть результатом не повышения эффективности ее деятельности, а разорения конкурентов.
Наиболее яркое выражение такая неопределенность нашла в словах члена совета директоров компании “Легпроммаркет” (торговая сеть GLANCE) Андрея Куприянова, который заявил, что происходящее в настоящее время во многом носит спекулятивный характер: “Как известно, кризис возник между разницей виртуальных денег и материальной стоимостью товарных потоков. Так что сегодня идет процесс превращения денег из виртуальных в материальные, и кое-кто на этом неплохо зарабатывает. Пока это происходит, ничего хорошего не будет. Результат очевиден: подобное, как правило, заканчивается инфляцией. И меня очень интересует, сколько банков и финансовых групп участвует в данной игре и есть ли сейчас банки, готовые перейти к новым материальным взаимоотношениям”.