Компания “ИнтерТраст” — старожил российской ИТ-отрасли, по крайней мере ее новейшей истории, которая началась на рубеже 80—90-х годов. И все это время она является одним из ведущих поставщиков систем электронного документооборота (СЭД). О различных аспектах современного рынка СЭД с генеральным директором “ИнтерТраста” Андреем Линевым беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Почему вы тогда, еще в начале 90-х, решили заняться именно автоматизацией документооборота?

Андрей Линев: Все просто: на предыдущем месте службы накопился хороший опыт работы с документами, который и был использован для автоматизации документооборота в компании, где эта задача оказалась крайне востребованной, а еще были хорошие и умные друзья и замечательный продукт Lotus Notes. То, что мы сделали для себя, стало на “ура” расходиться по многим организациям, и в какой-то момент мы поняли, что есть целый сегмент рынка, который пока пуст. Так, в 1994 г. появился наш первый продукт для автоматизации делопроизводства и коллективной работы OfficeMedia, который успешно функционировал в рамках локальной сети, что было в тот момент вполне достаточно для большинства российских предприятий.

К 1996 г. пришло понимание, что вот-вот наступит время корпоративных территориально распределенных СЭД и что они должны кардинально отличаться от локальных. Так была начата разработка качественно нового продукта на платформе Lotus Domino/Notes. Он вышел на рынок спустя два года под названием CompanyMedia. Кстати, тогда, как и сейчас, в стране начался кризис, но старт нового продукта был весьма успешным — он оказался востребован заказчиками даже в тот сложный период, потому что позволял решать несколько важных в кризисной ситуации задач: повышение управляемости, сокращение издержек, снижение управленческих рисков и рост производительности труда.

PC Week: Рынок СЭД представляет собой уникальное явление в ИТ-индустрии. С одной стороны, по стажу его можно отнести к категории ветеранов в области автоматизации предприятия. А с другой — эксперты его и сегодня называют формирующимся, бурлящим, в том числе имея в виду большое число присутствующих на нем игроков. Как это можно объяснить?

А. Л.: Как известно, у нас в стране все разбираются в медицине, политике, футболе и документообороте. Ну а если серьезно, это объясняется спецификой самой предметной области, ведь СЭД — не столько “канцелярия”, сколько “управление”, а это очень широкий спектр задач, гораздо шире, чем задачи учетно-расчетных операций в бухгалтерских и ERP-системах. Потому в нашем сегменте ИТ-рынка и существует большое количество ниш, которые заполняются как новыми игроками, так и старожилами рынка.

PC Week: Работать на бурлящем рынке интересно, но не просто. Это дает хорошие возможности для новичков, которым терять нечего, а для ветеранов, обремененных унаследованными достижениями и проблемами, создает и определенные трудности. Или это не так?

А. Л.: Да, вы правы, компаниям, имеющим за своими плечами сотни внедрений, тяжелее. Потому что без качественной организации собственной работы: промышленного производства ПО, обучения специалистов и пользователей, нормативно-методологической работы и службы сопровождения, построенной на стандартах ITIL, нельзя заниматься новыми направлениями, следовательно, оставаться на переднем крае. С другой стороны, опыт и правильная постановка производственных процессов — одно из основных наших конкурентных преимуществ. Ведь, как говорил Наполеон, “войну выигрывают большие батальоны, а не герои одиночки”.

PC Week: А что вы можете сказать о противостоянии российских и зарубежных поставщиков СЭД?

А. Л.: Нет здесь никакого противостояния! Зарубежные поставщики предлагают технологические платформы, на базе которых наши разработчики создают прикладные решения. Этому способствует известная специфика отечественного документооборота. В редких случаях базовые возможности ECM-систем и методология работы с документами, предлагаемые западными производителями, используются напрямую, это скорее исключение, чем правило.

PC Week: А какой с вашей точки зрения должна быть современная СЭД?

А. Л.: Сегодня СЭД — это универсальная система, объединяющая на единой платформе все необходимые для современной организации компоненты: классическое российское делопроизводство, систему управления ходом работ (Workflow), систему управления электронными документами (EDM), прикладные подсистемы автоматизации деловых процессов, полнофункциональный архив электронных документов, универсальный Web-портал и мобильные рабочие места. Однако нужно сказать, что на рынке могут применяться не только такие полнофункциональные решения. Есть спрос и на специализированные продукты, и он будет еще долго существовать, особенно если иметь в виду наличие вертикальных сегментов, а также разный уровень готовности заказчиков к использованию ИТ. Но все же сегмент крупных и особенно холдинговых компаний, на который ориентируемся мы в своей работе, требует комплексного решения задач автоматизации делопроизводства, организации “сквозного” электронного документооборота, связывающего корпоративный центр с региональными филиалами, автоматизации различных документо-ориентированных бизнес-процессов и интеграции с ERP-системами. Все это должно функционировать с учетом сложной территориально распределенной и быстро изменяющейся организационно-штатной структуры организации и эффективного решения задач защиты информации.

PC Week: Продукты и технологии развиваются. Растут требования заказчиков. А как изменилась ваша компания за последние десять лет?

А. Л.: С точки зрения нашего внутреннего облика — никак! Мы как были умной, интеллигентной, нацеленной на инновации компанией, ценящей своих заказчиков и не привыкшей кричать на всех углах о своих успехах, так ей и остались. А вот во всем остальном пришлось меняться, и сильно. В первую очередь это касается вопросов организации производства ПО, его внедрения и сопровождения. Здесь диапазон изменений наиболее заметен: от “коленочного” программирования в начале пути до внедрения и непрерывной поддержки у себя системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9000. Поверьте, это очень тяжело, “бюрократично”, но без этого сегодня нельзя, как нельзя в наше время управлять проектами внедрения без использования в работе принципов PMI, организовать эффективное сопровождение СЭД на 5—6 тыс. рабочих местах, разбросанных по всей стране, не опираясь на стандарты ITIL и SLA. Нельзя, потому что заказчик у нас умный, он все видит — он читает такие же, как и мы, книжки, ходит на такие же тренинги.

PC Week: В свое время вы сделали стали ставку на базовую платформу IBM Lotus. Не жалеете о таком выборе?

А. Л.: Это вы к тому, что на рынке периодически появляются слухи о том, что Lotus Notes/Domino — умирающая платформа? На моей памяти только в маркетинговых материалах одного из мировых вендоров ее хоронили уже раза три. А меж тем в конце этого года выходит версия 8.5, а в планах IBM уже видна 10-я. Я в этой связи всегда вспоминаю одну восточную мудрость — “На дохлого верблюда собаки не гавкают”.

Еще в середине 90-х годов мы решили использовать в качестве основы для наших приложений промышленную документо-ориентированную платформу поддержки групповой работы. Проблема выбора для нас была не очень сложной — Lotus Notes/Domino безусловный лидер на мировом рынке и хорошо известный в нашей стране серьезным заказчикам.

Именно использование Lotus Notes/Domino позволило нам достаточно просто решать вопросы развития собственных решений, в том числе в плане масштабируемости, защиты информации, механизмов репликации и т. п. И при этом на 30% сократить затраты на разработку, что дает компании существенное преимущество перед конкурентами.

Корпорация IBM была и остается ведущим игроком в области управления документами и контентом. Мы опираемся не только на ее технологии, но и на ее авторитет на этом рынке.

PC Week: Спасибо за беседу.