За прошедший с выхода третьего номера квартал я посетил четыре медицинские конференции. Одной из самых важных мне показалась прошедшая 20 ноября в Казани VII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция “Информационные и управленческие технологии в здравоохранении”. Она проводится Министерством здравоохранения Татарстана и казанской разработческой компанией “Корпоративные информационные рутины” (КИР). На форуме этом собралось более двухсот участников как из самой республики, так и из соседних регионов — Республики Марий Эл, Вологодской, Самарской, Свердловской и Ульяновской областей, Нижнего Новгорода, Москвы, Йошкар-Олы и Сыктывкара. Одна из целей мероприятия — дать его участникам возможность установить между собой деловые контакты и обменяться опытом. В этой статье я попытался обобщить прозвучавшие на конференции выступления и отметить наиболее интересные с моей точки зрения моменты региональной информатизации.

Александр Юртаев, начальник аналитического управления кабинета министров Республики Татарстан (РТ), сообщил, что вопросы информатизации за последние три года стали приоритетными в деятельности правительства РТ, создан республиканский Центр информационных технологий (ЦИТ), реализующий проект “Электронное правительство” (ЭП). Этот проект охватывает все направления информатизации в республике. Впервые в Российской Федерации создана государственная интегрированная телекоммуникационная система, объединившая все госучреждения (более 2500 абонентов) и муниципальные органы РТ, внедрены базовые подсистемы ЭП, правительственные порталы. Министерство здравоохранения РТ принимает в этом проекте самое активное участие. Руководство республики считает, что в условиях кризиса ИТ должны развиваться ещё интенсивнее и им следует уделять больше внимания. На данном этапе в рамках ЭП в Татарстане началась реализация комплексных отраслевых проектов, в том числе по здравоохранению.

Эту тему развил министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов, сказавший о том, что система здравоохранения давно и остро нуждается в современных управленческих технологиях; сложные бизнес-процессы, дорогостоящие ресурсы, индустриальные масштабы оказания медицинской помощи, проблемы качества лечения, стандартизация медицинских услуг — всё это требует внедрения ИКТ. Кроме того, ИТ позволяют эффективно бороться с издержками и оптимизировать деятельность. Ссылаясь на уже имеющийся опыт РТ, он выступил за централизацию ресурсов, поскольку отдельные отраслевые организации не могут решить вопросы создания инфраструктуры. В настоящее время в системе здравоохранения РТ сложились следующие направления применения ИКТ:

  • бухучёт ЛПУ;
  • различные виды складского учёта;
  • взаимоотношения со страховыми организациями в системе ОМС;
  • формирование счетов-реестров за оказанные медицинские услуги;
  • формирование учёно-отчётных форм;
  • автоматизация лечебного процесса;
  • минимизация применения бумажных носителей;
  • создание архивов медицинской информации;
  • телемедицинские технологии;
  • использование управленческих функций на базе ИТ;
  • построение оперативного обмена данными на основе единых классификаторов и справочников.

При этом возникают проблемы, характерные для всей страны:

  • множество несовместимых унаследованных систем; — излишние затраты из-за многократного дублирования разработок; — сложность ввода систем в эксплуатацию.

Проект ЭП, реализованный в Татарстане, призван повысить эффективность управления и межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти, а также обеспечить их информационную открытость. К концу года к системе будут подключены все 954 поселения РТ, ЦОД для совместного использования ресурсов и проложены оптоволоконные каналы во все районные центры. В ней будет осуществляться весь электронный документооборот госсектора в республике. Каждое министерство и ведомство РТ имеет в системе свой портал. Портал Министерства здравоохранения (МЗ) содержит пошаговые описания оказания услуг, информацию об учреждениях здравоохранения. В рамках республиканской целевой программы “Электронный Татарстан” предусматривается:

  • финансирование развития диспетчерского центра системы здравоохранения РТ;
  • развитие ИТ-инфраструктуры всех республиканских медицинских центров;
  • внедрение информационно-аналитической системы мониторинга деятельности бюджетных медицинских учреждений;
  • создание специальной республиканской сети передачи медицинских изображений;
  • создание ИС дополнительного лекарственного обеспечения и др. работы.

Сейчас создаётся восемь межрайонных сосудистых центров и компьютерная система управления ими.

Во многих ЛПУ установлены информационные киоски (инфоматы) для массового обслуживания граждан. Они позволяют пациентам получить информацию, записаться на приём, оплатить счета, оставить свой отзыв о качестве обслуживания в данном ЛПУ. Информационная система МЗ РТ объединяет ЛПУ различной ведомственной подчинённости и форм собственности; следовательно, она должна учитывать их организационную независимость и многообразие существующих в них МИС и технических платформ. Основой информатизации здравоохранения является материальная база. На начало 2008 г. в ЛПУ республики использовалось 10 740 компьютеров (прирост с момента начала проекта составил 311%). Свои Web-сайты имеют 49.

В качестве ПО наиболее эффективны отечественные разработки, поскольку их применение снимает многие вопросы по сопровождению, доработке и внедрению. Как показали открытые конкурсы, оно и стоит значительно дешевле. В РТ четыре компании занимаются разработкой медицинского ПО. Для оптимизации использования ресурсов внедряется кластерная модель — ЛПУ с близкими медицинскими технологиями объединяются в тематические кластеры, участники которых взаимодействуют между собой в лечебно-диагностических процессах. Диспетчерский центр — совместный проект ЦИТ, Минздрава РТ, корпорации Software AG и компании КИР — предназначен для повышения эффективности и целевого применения дорогостоящих ресурсов, высокотехнологичных центров и стационаров, а также повышения их доступности. Разработанная в КИР подсистема “Радиология”, решает важную задачу создания архива медицинских изображений, интеграции с аппаратурой лучевой диагностики и обеспечения доступа к диагностическим изображениям с рабочих мест врачей, а также создания центрального архива диагностических изображений, к которому будут подключены ЛПУ.

В системе муниципального здравоохранения столицы РТ внедряется проект информатизации, первый этап которого “Автоматизация управления процессом оказания медицинской помощи в детских профилактических учреждениях г. Казани” стартовал в 2006 г.; в его ходе в 15 детских муниципальных лечебных учреждениях уже создано более 700 автоматизированных рабочих мест, объединённых в единую муниципальную систему. В ноябре 2007-го начался второй этап: в 31 поликлинике для взрослых и 77 объектах, включая женские консультации, завершается монтаж локальных сетей и поставка компьютеров. Стоимость этого этапа -- 48 млн. рублей.

В РТ действуют четыре телемедицинских центра.

Информатизация здравоохранения в РТ показала актуальность ряда вопросов и проблем. В первую очередь это недостаточное финансирование ИТ в здравоохранении, слабая компьютерная грамотность большинства руководителей учреждений здравоохранения, отсутствие у некоторых из них заинтересованности в получении и передаче информации по деятельности своего учреждения. Тем не менее ситуация меняется в лучшую сторону.

Генеральный директор ЦИТ Николай Никифоров считает, что информатизация в ЛПУ затруднена тем, что средний возраст врачей достаточно высок и потому желание врачей чему-то обучаться крайне низкое. Автоматизированная система может показать реальное состояние дел в ЛПУ и если неискажённая информация и вся статистика выйдет на республиканский или федеральный уровень, то все ошибки будут на виду. Цифры можно будет развернуть детально, вплоть до каждого пациента, каждого медикамента и каждого рубля. Нужно переменить ситуацию, когда главврачи живут в своих княжествах и не хотят делиться информацией.

В РТ для информатизации в этом году сделано следующее: все крупные республиканские ЛПУ соединены волоконно-оптическими линиями связи. Поскольку через республику проходит федеральная автотрасса М7, где часто происходят ДТП, во взаимодействии с МЧС, ГИБДД и Минздравом РТ разворачивается проект по организации спасения пострадавших, в рамках которого высокоскоростной сетью будут соединены все районные больницы РТ вдоль этой трассы. В следующем году оптоволокно объединит все межрайонные медицинские центры. В РТ действует крупнейшая единая система электронного документооборота в органах госуправления. Когда она внедрялась, были ликвидированы все ведомственные системы. Система здравоохранения Татарстана — это 97 стационаров, 163 поликлиники и 1731 ФАП. Если ФАП — это одно рабочее место, то крупных организаций — 260, т. е. система автоматизации здравоохранения по числу пользователей (12 тыс.) вдвое больше системы автоматизации органов власти и значительно превосходит её по объёму документооборота: если в правительственной СЭД 1,6 Тб документов, то в здравоохранении при 40 млн. обращений граждан в год каждый раз создаётся либо новый документ, либо запись в уже имеющемся, что может составлять десятки терабайт. Сейчас в здравоохранении РТ преобладает ведомственная информатизация.

Большую проблему в информатизации здравоохранения представляет безопасность персональных данных. В этом вопросе г-н Никифоров настроен уж очень пессимистично, поскольку, по его мнению, придётся значительно доработать всё ПО и переоснастить ЛПУ. Это сложнейшая задача. Если мы говорим о региональных информационных системах, то они также подпадают под наивысший класс по безопасности. И заняться этим нужно как можно раньше.

В рамках “Электронного Татарстана” принята концепция оказания услуг в электронной форме. При этом создатели системы исходият из того, что все оказываемые востребованные электронные услуги (частично они уже реализованы) должны быть простыми и понятными для граждан. Чтобы обеспечить массовость проникновения таких ИТ-услуг, не обойтись без установки информационных киосков. Сейчас разрабатывается новый прототип такого многофункционального устройства. Оно позволит распечатывать бланки формата А4, принимать платежи как наличными, так и с банковских карточек, обеспечивать возможность аудио- и видеоконсультаций по самым разным вопросам, что очень важно для удалённых населённых пунктов. В ближайшие годы уже будет виден результат внедрения этой системы.

К сожалению, пример Татарстана в информатизации здравоохранения скорее уникален, чем типичен. Совершенно очевидно, что первые лица республики понимают необходимость этой деятельности и оказывают ей активную поддержку, присутствует общая стратегия информатизации, в которую системно вписываются работы по ИТ в медицине. Наконец, что не менее важно, существует контролируемое расходование бюджетных средств на их проведение. Следует также заметить, что отставание в этом вопросе других регионов РФ со временем будет всё больше мешать комплексной информатизации в Татарстане.