Помимо традиционных новаций в методологии учета и составления годовой отчетности одной из основных тем прошедшего 17 декабря по всей России единого семинара для бухгалтеров и руководителей, организованного компанией “1С” и её партнерами, стал антикризисный анализ бизнеса на практических примерах. Фирма “1С” выступает за то, чтобы в нынешних непростых условиях бухгалтерия сменила позицию, превратившись из “внутреннего представителя налоговой инспекции” в активного помощника бизнеса. (Данный подход, кстати, идёт в русле последних перемен в отношениях между государством и компаниями, которые стали напоминать конструктивное сотрудничество.) Например, будет хорошо, если в условиях нехватки денежных средств бухгалтер предоставит руководителю наглядный список контрагентов-должников, упорядоченный по размеру задолженности, поможет провести экспресс-анализ ключевых показателей состояния предприятия, понять, как изменилась структура оборотных активов.

Для всего перечисленного не обязательно внедрять ERP-систему. Чтобы у пользователей “1С:Бухгалтерии 8” была возможность быстро и без лишних трудозатрат предоставлять подобную информацию руководителю, фирма “1С” выпустила специальный набор отчетов — “Центр антикризисного управления” (подробнее см. по адресу: anticrisis.1c.ru).

Своим партнерам компания “1С” дает советы под лозунгом, провозглашенным Уинстоном Черчиллем: “Любой кризис — это новые возможности”. Вот основные положения рекомендаций “1С”.

Создать у себя отдел продаж. Человеку, малознакомому с внедренческой индустрией, этот совет может показаться весьма странным. Но дело в том, что до недавних пор у большинства партнеров клиенты стояли в очереди, и потребности целенаправленно заниматься их привлечением не было.

Воспользоваться возможностью навести внутренний порядок. Когда идет быстрое развитие, компании часто неаккуратно считают затраты. Сегодня появляется возможность притормозить и проанализировать эффективность различных направлений, подразделений и сотрудников. Это поможет более точно и эффективно действовать в оптимизации бизнеса.

Сосредоточиться на индустриальных технологиях и регулярном обслуживании. Во времена бурного роста рынка партнеры, образно говоря, хватали лакомые куски, пренебрегая мелкими заказами в пользу крупных. В кризис будет благоразумнее подстраховаться работами по информационно-технологическому сопровождению, которые приносят устойчивый постоянный доход, расширить перечень клиентов, которым требуются недорогие стандартные услуги.

Улучшить кадровый состав. Ожидаемое сокращение рабочих мест в компаниях и банках можно обратить в свою пользу. Фирма “1С” советует партнерам внимательно следить за ситуацией на рынке труда, искать зрелых работников, высвободившихся в других компаниях, активизировать работу со студентами вузов.

Повысить привлекательность услуг. Здесь предлагается множество мер, в частности, не завышать необоснованно стоимость проектов.

Тщательнее прорабатывать финансовые условия сделок. Это значит, что следует быть внимательнее со своими и чужими кредитами. Неплохо вспомнить о таком замечательном инструменте, как предоплата.