Резкие перемены в экономической ситуации заставляют отечественные компании, работающие в сфере ИТ, пересматривать привычные для периода бурного развития модели ведения бизнеса. О том, с какими проявлениями последствий первых месяцев кризиса столкнулись российские разработчики средств информационной безопасности (ИБ) и какую тактику их преодоления они выбирают, научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву рассказал генеральный директор компании Aladdin Software Security R.D. Сергей Груздев.

PC Week: Как повлияло изменение экономической ситуации на ближайшие планы компаний, работающих в области ИБ?

Сергей Груздев: Из разных источников поступают диаметрально противоположные оценки того, что будет с экономикой в начале 2009 г. Обычно к концу четвертого квартала компании имеют планы и бюджеты на следующий год — сейчас у большинства нет ни того , ни другого. По наблюдениям, в отношении ближайшего будущего предприниматели заняли выжидательную позицию, продолжая вместе с тем активно работать, чтобы увеличить запас прочности, накопленный за предшествующее кризису благоприятное время. Этого запаса, по моим представлениям, должно хватить на три — шесть месяцев.

Если оценивать развитие рынка ИБ на протяжении последних семи лет, то несложно заметить, что в России он рос гораздо быстрее рынка ИТ в целом — по моим наблюдениям, не менее чем на 60%. Это гиперактивная фаза создавала значительную нагрузку на предпринимателей и их компании. В таких условиях бизнес не успевает “вызревать”, количественные изменения не переходят в качественные, за сменой парадигмы развития бизнеса не поспевают инфраструктура и людское сознание. Подобные форс-мажорные условия отрицательно сказываются на управляемости любой компании и качестве выпускаемой ею продукции.

С кризисом миновала пора, когда в первую очередь нам нужно было успевать за потоком заказов. Сейчас наступает время внутренних изменений в компаниях. Новые условия дают возможность притормозить, оглядеться, прекратить строительство колоссов на глиняных ногах, преодолеть последствия болезни продолжавшегося семь лет активного роста.

Стремительная динамика развития привела к кадровому дефициту на ИТ-рынке: на три-пять вакансий до недавнего времени приходился один претендент. Начиная с весны 2008 г. многие отмечали, что в ИТ наступила ненормальная пора, когда диктовать условия приема на работу стал работник, а не работодатель. По отдельным вакансиям запросы кандидатов на 60% превышали предложения работодателей по зарплате. Однако, в условиях дефицита кадров, руководители компаний вынуждены были соглашаться даже с этим. Ставя работодателей в безвыходную ситуацию, вчерашние системные администраторы стали занимать должности ИТ-директоров, специалистов по ИБ и т. п.

Чтобы не допустить увольнений кадровых специалистов, работодателям нужно было регулярно индексировать зарплаты, поскольку те, кто претендовал на возможные вакансии, требовали уже гораздо больше, чем получали давно работающие сотрудники. Фонд заработной платы рос как снежный ком, а вот квалификация персонала, равно как и качество бизнеса в целом, в лучшем случае оставались на прежнем уровне.

Полагаю, что обстоятельства, в которых работодатели оказались сегодня, позволят им нормализовать ситуацию на рынке ИТ-кадров, исправить последствия его “перегретости”. Кризис уже привел к массовым увольнениям в строительстве, в сфере продаж недвижимости, в банках и страховых компаниях. Там сокращения на некоторых предприятиях превышают 50%. И хотя у нас в сегменте ИБ с экономикой пока все в порядке, наемные работники нашей сферы, наблюдая общую ситуацию, сильно поубавили свои аппетиты, поскольку в условиях нарастающего кризиса никто из них не хочет потерять работу. У предпринимателей наконец появилась возможность вернуть ситуацию с заработной платой в нормальное с позиций бизнеса русло, не прибегая к увольнениям.

PC Week: Какой механизм оздоровления ситуации с зарплатой вы предлагаете?

С. Г.: В ИБ-сегменте первыми на экономические перемены отреагировали банки, объявив о прекращении приема новых ИТ-сотрудников и о замораживании зарплат. Дотошно пересматриваются схемы поощрения, бонусов, дотаций. О сокращении зарплат пока никто не говорит. Скорее всего, этот механизм будет задействован в I-II кварталах 2009 г. Что же касается увольнений, то соглашусь с экспертными заключениями, согласно которым первых кандидатов будут искать среди вспомогательного персонала (так называемого “офисного планктона”), затем в кадровой и маркетинговых службах, ну а потом и среди ИТ-персонала.

Готовясь к спаду деловой активности, бизнесмены сокращают издержки. Они начали с тех, что лежат на поверхности, в том числе с упомянутых бонусов. По моей оценке , уже эта очевидная экономия позволит нашей компании сохранить в штате трех-четырех сотрудников, которых в противном случае пришлось бы уволить .

PC Week: Повышать эффективность можно не только за счет экономии, но и за счет перегруппировки ресурсов. На чем предпринимателям сейчас следует сосредоточить усилия?

С. Г.: С окончанием календарного и финансового года наступает время поступлений отсроченных платежей. В нынешней ситуации резко возрос риск их не получить. В условиях замедления темпов экономического роста компаниям ничего не остаётся, кроме как начать “трясти” своих должников. Раньше, например, для отгрузки очередной партии продукции нам порой хватало устной договоренности с постоянным клиентом, а теперь мы делаем это только на основании четко оформленных документов. При этом, я бы не сказал, что наши деловые отношения с партнерами и заказчиками стали менее доверительными, нет, просто сегодня жизнь требует формализации каждого шага в целях снижения рисков. И это нормально. В изменившейся ситуации мы стараемся максимально защитить себя с правовой точки зрения и для этого вынуждены активизировать деятельность своих юристов. У них заметно прибавилось работы.

Кроме того, мы усиливаем финансовый контроль и планирование расходов. За благополучные годы у нас появились финансовые накопления. Этим внутренним “стабилизационным фондом” необходимо грамотно управлять, чтобы, как минимум, не растерять накопленное. Помимо этого, даже в жестких условиях кризиса мы обеспечиваем стабильную ценовую политику по своей продуктовой линейке. Естественно, решение подобных задач повышает нагрузку на финансовые отделы и, как результат, заставляет нас думать об увеличении штата финансистов.

В конце 2008 г. Aladdin существенно усилил команду своих топ-менеджеров. За три месяца были приняты на работу несколько руководителей высшего звена, среди них — исполнительный директор, директор по маркетингу, директор по персоналу, начальник службы внутренней безопасности. Существенная реорганизация в целях усиления команды была проведена в финансовом отделе. Воспользовавшись замедлением общих процессов в экономике, сейчас мы стремимся исправить упомянутые выше последствия болезни быстрого роста, в том числе и нашей компании, в предыдущие годы.

В пору бурного развития мы не могли решиться на крупные инвестиционные проекты, а непростое нынешнее время посчитали подходящим для того, чтобы запустить один из таковых. В нем мы делаем ставку на прорыв лидерство с помощью продуктового предложения, разработанного на стыке технологий ИБ. Надеюсь также, что этот проект сработает как один из механизмов внутрикорпоративной конкуренции, как раздражитель, не позволяющий нашим сотрудникам почивать на лаврах. Такой подход в традициях Aladdin, и мы убеждены в его эффективности.

PC Week: Какие изменения с наступлением кризиса вы наблюдаете в позиции государства — главного регулятора рынка ИБ?

С. Г.: Если иметь в виду конкретные госструктуры, отвечающие за регулирование рынка ИБ, то, похоже, к ним кризис еще не дошел. Что же касается госаппарата в целом, то ощущение такое, что слова высших руководителей страны госслужащие понимают с точностью до наоборот. Так, например, в сложных рыночных условиях оказались сегодня компании сегмента СМБ. Эта тема обсуждалась на недавнем заседании АП КИТ. Выступавшие там представители государства объявили, что на фоне нефтегазовой отрасли средний и малый бизнес ИТ-рынка для власти незаметен. Выход они видят в консолидации этого бизнеса и прямо признают, что ситуация для СМБ в России складывается настолько тяжелая, что ему опять придется переходить на серые схемы поставок продукции.

PC Week: Что происходит с корпоративными ИБ-бюджетами, их объемами, структурой?

С. Г.: Недавно я был свидетелем такой ситуации в кабинете ИТ-директора одного крупного банка. Ему позвонили, чтобы выяснить, почему в операционном зале не заправлен картридж принтера, из-за этого, мол, встала вся операционная работа — нет возможности печатать платежные поручения. ИТ-директор вынужден был напомнить, что ему на 20% урезали бюджет на расходные материалы, а звонивший сам подписал это распоряжение.

После первых последствий резких решений руководство компаний, как правило, осмотрительнее подходит к ИТ-бюджетам. Да, их будут сокращать, насколько — пока понять нельзя. Однако могу сказать, что бюджет на ИБ будут сокращать меньше, чем ИТ-бюджет. Это логично, поскольку в кризисной ситуации возрастает нагрузка на обеспечение безопасности в целом и на защиту информации в частности. Опыт прошлых кризисов, пережитых рынком, это подтверждает.

В сегменте ИБ на нынешний кризис быстрее других реагируют банки. Похоже, что он послужит новым стимулом к развитию систем дистанционного банковского обслуживания, систем клиент-банк, интернет-банкинга и т. п. По опыту 1998 и 2001 гг. самыми критичными для бизнеса оказываются расходы на зарплату и аренду. Уменьшить их можно, в частности, перейдя на дистанционное обслуживание, поэтому логично ожидать, что нынешний кризис активизирует развитие удаленных сервисов.

PC Week: Как влияет кризис на выстраивание технологических приоритетов в области ИБ?

С. Г.: Во-первых, назову технологию шифрования дисков, как логичную реакцию на потери и кражи носителей информации, а также на рост популярности внеофисной работы.

Во-вторых, построение безопасных интернет-сервисов для финансовых структур, для работы с дилерскими сетями, с сетями розничных продаж, для обеспечения безопасного подключения к корпоративным сайтам. Потенциально эта технология позволяет сократить численность обслуживающего персонала и непродуктивные затраты рабочего времени. В 2009 г. мы планируем выпустить несколько новых продуктов из этой серии.

PC Week: А как на кризис реагируют региональные ИБ-рынки?

С. Г.: По данным нашей маркетинговой службы, там все идет с заметным отставанием относительно Москвы. Однако проблема оттока вкладов из региональных банков на сегодня стала значительно заметнее, чем буквально пару месяцев назад. Слухи о банкротстве банковской системы заставляют небольшие региональные банки перестраховываться. Власти на местах уже предпринимают попытки успокоить граждан, создавая антикризисные рабочие группы, акцентируя внимание на страховании вкладов в региональных банках и т. п.

Довольно интересна для нас ситуация с нашим близким зарубежным соседом — Казахстаном. Там финансовый кризис начался раньше, чем у нас, и теперь на их примере можно понять, к чему и нам следует готовиться месяцев через шесть. Мы наращиваем свою активность в этой стране, несмотря на кризис. Например, не так давно нам удалось получить в Казахстане сертификаты на аппаратные средства аутентификации с криптографией по стандарту СНГ быстрее, чем в России. Сертифицированная продукция позволяет работать с госсектором и банковской отраслью Казахстана, причем региональные проекты нередко обладают большей динамикой, чем, допустим, “центральные” — в Москве и Санкт-Петербурге.

PC Week: Как вы оцениваете дальнейшее развитие ситуации на рынке ИБ?

С.Г.: Четких прогнозов по развитию рыночной ситуации сейчас, пожалуй, не даст никто, а приблизительных итак предостаточно. На мой взгляд, на волне кризиса сможет выиграть тот, кто максимально правильно и оперативно оценит ситуацию и сможет сориентироваться в ней, “подлатав” прорехи и сделав упор на сильные стороны своего бизнеса. Выполняя, своего рода “санитарную” роль, кризис позволяет не только выявить жизнестойкие бизнес-единицы, но и обеспечивает возможность оказаться “на коне” для ИБ-компаний третьего-четвертого эшелонов. А в целом, я думаю — выживем, главное, сохранить команду и удачно воспользоваться накопленным опытом.

PC Week: Благодарю за беседу.