Роль вузов в ИТ-индустрии огромна. Ведь основной ресурс отрасли — специалисты, которые проходят обучение в вузах. С другой стороны, очевидно, что без современных информационных технологий образование становится все менее конкурентоспособным. Поэтому большое значение имеет тесное взаимодействие ИТ-компаний и российской системы высшего образования. О том, как можно организовать такое взаимодействии в интересах и ИТ-отрасли, и вузов, научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказывает генеральный директор компании “АйТи” Тагир Яппаров.

PC Week: Какая сейчас ситуация складывается в российской системе высшего образования?

Тагир Яппаров: Мы находимся на этапе, когда отечественное высшее образование, которое по праву считается одним из лучших в мире, изменяется, настраиваясь на новые возможности. Надо сказать, что наше образование выделяется своим качеством по сравнению с другими параметрами развития страны. Так, в рейтинге информационного общества мы занимаем 41-е место, а по уровню образования находимся на более высоких позициях. Это говорит о том, что в общей инфраструктуре государства система образования до сих пор имеет большое значение. Но такое положение может ухудшиться, если мы не будем менять подходы и стандарты в этой сфере.

PC Week: В каком направлении, по вашему мнению, должна меняться роль вузов?

Т. Я.: Они должны превращаться в центры инноваций. Возьмем, к примеру, индустрию ПО, где именно вузы стали инициатором запуска многих новаторских проектов. Достаточно вспомнить историю Силиконовой долины, которая началась со Стэнфордского университета.

К сожалению, у нас таких примеров до сих пор нет. Дело в том, что в современной России еще не сформулирована роль вузов как центров развития определенных инновационных отраслей, хотя в советское время они решали подобную задачу, поскольку в той экономике существовала сбалансированная модель взаимодействия вузов и индустрий, а в нынешних условиях такого сотрудничества пока не происходит.

PC Week: Какие проблемы затрудняют развитие в этом направлении и как их можно решить?

Т. Я.: В России сейчас нарастает неравенство в доступности базовых сервисов, под которыми я подразумеваю образование и медицину. Одна из причин — огромная территория. На мой взгляд, именно ИТ позволят решить эту проблему. В частности, в сфере образования многие процессы нужно автоматизировать.

Подготовка специалистов для развития инновационной экономики — это тема, которая очень активно обсуждается в последние годы. Хотя отрасль ИТ “потребляет” ежегодно около ста тысяч выпускников, в последние годы специалистов все равно не хватало. Из-за кризиса напряженность несколько спала, но через два-три года ситуация кадрового голода снова повторится. Решить эту проблему позволит тесное взаимодействие бизнеса и образования.

PC Week: Какую роль играет ИТ в современном вузе?

Т. Я.: Влияние ИТ на образование сегодня ощущается во всем: и в учебных предметах, и в самих подходах к обучению. В моем понимании, любой вуз — это большое предприятие, предоставляющее учебные услуги тысячам, а иногда и десяткам тысяч студентов. Качество этих услуг определяет рейтинг вузов и способность привлекать лучших выпускников школ. За последние десятилетия произошли фундаментальные изменения, которые позволяют преподавать более эффективно с точки зрения степени использования ресурсов самого вуза и сервисов, ориентированных на конкретного студента. Таким образом, сегодня качество обучения зависит от интенсивности использования ИТ.

PC Week: Как ваша компания взаимодействует с вузами?

Т. Я.: Мы реализуем несколько моделей. Основная из них сфокусирована на подготовке кадров. Еще в 1998 г. нам стало ясно, что инженерной и технологической компании нужно иметь университетскую программу, наподобие той, которая применялась в советские времена на базовых предприятиях или используется в крупнейших ИТ-компаниях мира.

Поэтому мы решили развивать лучший советский и мировой опыт, и сначала стали базовым предприятием в МИФИ, а затем и в других вузах. В рамках этой модели мы инвестируем в учебную программу, создаем нужные нам курсы. Например, подготовили для факультета ВМК МГУ два спецкурса, которые были нам нужны, чтобы быстрее адаптировать выпускников, знающих алгоритмы и языки программирования, к промышленным методам разработки. Дело в том, что изучение стандартов и практических методов пока не входят в учебную программу. Чтобы восполнить этот пробел, мы создали методические материалы и передали их университету. Такой подход нам кажется очень эффективным, и сегодня мы развиваем модель базовых предприятий в нужных нам направлениях.

Вторая наша модель взаимодействия с вузами — создание специализированных ИТ-решений. Впервые мы получили такой опыт в конце 90-х, когда работали с американским партнером по созданию карточных систем для американских вузов. Сейчас нашу систему используют около 30 крупных университетов Америки, в которых учатся более 250 тысяч студентов. В ходе этого проекта мы познакомились с применением ИТ в американском образовании и попытались перенести эти идеи в Россию. Долго предлагали свои решения российским вузам, и только три года назад со стартом “Инновационной образовательной программы” нам удалось запустить первый проект. С тех пор появилось много заказов.

Результатом многолетнего сотрудничества с российскими вузами стала разработка собственного решения — комплексной многофункциональной информационной системы для вузов с использованием смарт-карт — “АйТи-Университет”. Сегодня ее модули внедрены в МГСУ, УГАТУ, РАУ-МСХА им. Тимирязева, МИЭТ, ДВГТУ, МГМСУ и ряде других российских вузов.

Третья модель связана с нашей собственной учебной деятельностью в рамках “Академии АйТи”. На сегодняшний день “Академия АйТи” предлагает более 250 курсов по различным направлениям, в том числе программы MBA/MBI, программы дистанционного обучения, авторизованные курсы ведущих мировых производителей программного и аппаратного обеспечения.

Такой опыт позволяет нам лучше понять возможности и ограничения применения ИТ в образовании.

PC Week: Какие вы видите новые пути взаимодействия с вузами?

Т. Я.: Мне кажется, что отрасль ИТ еще недостаточно активно сотрудничает с системой высшего образования. В предыдущие годы эти отношения были довольно утилитарными. ИТ-индустрия хотела обрести как можно больше качественных кадров, вкладывая как можно меньше в их обучение, а вузы стремились получить хорошие технологические решения или поддержку, тоже не прилагая особых усилий. Это привело к тому, что в вузах имеются образовательные центры и центры компетенции многих ИТ-компаний, создана базовая и телекоммуникационная инфраструктура, разработаны приложения. Но, к сожалению, не удалось наладить такое взаимодействие, которое приводило бы к созданию совместных технологий и продуктов. Этот вопрос остается нерешенным.

Возьмем, к примеру, корпорацию Microsoft, уже много лет имеющую в разных странах 60 центров инноваций, где создаются технологии и решения. Эта деятельность связана не с обучением, а с разработкой. Но в России у Microsoft такие центры стали появляться только недавно. Что касается российских ИТ-компаний, то им тоже следует создавать совместные с крупнейшими техническими вузами центры, например, по разработке. Эта модель довольно сложна, и ее реализация требует больших усилий с обеих сторон. Но нужно учесть, что в мире около 10% разработчиков трудится именно в университетских центрах. Там отрабатываются новейшие технологии и подходы, этот процесс поддерживается корпорациями, а потом реализуется в виде промышленных продуктов. В России же пока такой цепочки нет. Я уверен, что от этого страдает не только бизнес, но и образование.

PC Week: Что собирается делать ваша компания для решения этой проблемы?

Т. Я.: Мы хотим вместе с вузами заняться разработками в наших центрах компетенции. Есть задачи, которые сегодня невозможно реализовать без такой совместной работы, часть из них касается ИТ-систем, используемых в вузах. Дело в том, что учебное заведение не может в одиночку создать качественное промышленное решение, у него для этого просто не хватит ресурсов.

Возьмем, к примеру, контент для дистанционного обучения. Обычно вузы просто переводят в электронный вид существующие учебные материалы. Сложно говорить о качестве такого контента. Эта работа требует усилий больших коллективов или наличия очень талантливых методистов. Поэтому сейчас стоит задача совместной разработки технологических решений и контента, а для этого нужно скоординировать весь процесс.

PC Week: У вас уже есть идеи о способах организации такой совместной работы?

Т. Я.: Да, приведу один пример. К нам часто поступают от вузов предложения передать им коды наших систем, чтобы они сами их развивали и обслуживали. Обычно мы идем им навстречу. Но, по нашему опыту, из этого ни разу ничего хорошего не получалось. Через некоторое время эта система уже отличается от нашего решения, и мы не можем ее поддерживать. И в конце концов заказчик возвращается, платит деньги и переходит на наш продукт.

Так что такой подход — не выход. Мы видим решение этой проблемы в создании модели совместной разработки, в которую заказчик вносит изменения и передает нам, а мы включаем их в типовое решение и делаем доступными для всех остальных пользователей. В результате заказчик превращается из потребителя в соразработчика.

Такая модель сложна, потому что для ее реализации нужно координировать совместные усилия, управлять этим процессом и учитывать вопросы, связанные не только с технологиями, но и с бизнесом, например, выполнять расчет отчислений за тот функционал, который делает соразработчик. Но если все настроить, то эта модель очень эффективна. Достаточно вспомнить компанию “1С”, которая развивает платформу, а партнеры разрабатывают решения и продают их через головную компанию. Данный подход позволяет ускорить развитие технологий и повысить их качество.

Именно такую модель мы хотим реализовать для создания ИТ-решений и контента для высшего образования в России. Сейчас наступает момент, когда вузы начинают понимать ограниченность своих возможностей и задумываются о покупке информационных систем или средств для подготовки контента. Но стоимость владения зарубежными решениями может исчислять миллионами долларов, а из российских компаний мало кто поставляет системы для вузов.

Внедрение готовых решений сдерживает и оппозиция со стороны вузовских разработчиков, которые обычно выступают против из опасения потерять работу. Cовместный подход является выходом из этой ситуации, поскольку позволяет учесть в системе уникальные особенности каждого вуза, а вузовским разработчикам — сохранить работу, да к тому же дает образовательному учреждению возможность зарабатывать на развитии промышленного решения.

Сейчас мы ведем переговоры с несколькими вузами, чтобы понять, как организовать такую работу. Задача непростая, поскольку опыта мало, и многие вопросы приходится решать в первый раз.

PC Week: В чем вы видите преимущества совместной разработки?

Т. Я.: Роль коммерческой компании очень важна, так как она может предложить правила и методы работы, которые будут учитывать интересы всех участников. Но прежде всего ей нужно наладить взаимоотношения с вузами. Intel, Microsoft и другие ежегодно тратят миллиарды долларов на исследования и разработки, а наши компании еще не вышли на такую стадию развития и не занимаются исследованиями, потому что сфокусированы на бизнесе. Ведь российский ИТ-бизнес еще мал и в каком-то смысле находится на старте. Возможно, поэтому вузы недооценивают его возможности.

Чтобы преодолеть такое восприятие, мы ищем союзников, инициативных людей. Хотим обсудить возможности совместной разработки по нашим продуктам, согласовать эти модели с заинтересованными учебными учреждениями и опробовать их в ближайшие несколько лет. Это будет основным направлением нашего взаимодействия с вузами. И хотя я пока не знаю точных алгоритмов для такой задачи, уверен, что ее можно решить. Ведь в других странах этот процесс успешно реализуется.

PC Week: Спасибо за беседу.