Наверное, вряд ли кто-то всерьез станет спорить с известным утверждением, что крупный бизнес только тогда становится цивилизованным, когда начинает задумываться о своей социальной ответственности перед обществом и предпринимает в этом направлении какие-то конкретные действия. Социальные приоритеты HP в нашей стране были известны давно. И неизменность ее позиций на фоне многочисленных свидетельств того, как кризисная ситуация многих заставила пересмотреть привычные вещи, явно говорит в пользу компании.

В начале этого непростого года вице-президент HP, генеральный директор HP в России Оуэн Кемп, выступая на ряде официальных мероприятий, неоднократно подтверждал, что компания остается верна своим основным приоритетам и в сфере социальной ответственности в нашей стране ключевым для нее направлением является поддержка сферы образования, включающая предоставление оборудования и разработку образовательных курсов в области ИТ.

К слову сказать, если раньше упомянутые многочисленные курсы и программы развивались отчасти независимо друг от друга, то сегодня можно вести речь о тенденции к их полной интеграции.

Впереди планеты

Не так давно состоялось весьма примечательное событие: результаты программы Российский “Институт технологий НР” (РИТ HP), запущенной в январе прошлого года как исключительно локальная кампания для нашей страны, оказались, по мнению ее организаторов, столь значительными, что руководство HP приняло решение о тиражировании российского опыта на другие страны.

По уверению регионального руководителя офиса открытых инноваций HP Labs Игоря Белоусова, это по-настоящему уникальный случай и ничего подобного в мировой практике ему не известно.

РИТ HP была разработана в соответствии с целями, обозначенными национальным проектом “Образование”. В рамках программы экспертами компании и преподавателями вузов создаются новые курсы по ИТ и открываются учебно-научные центры, для которых HP предоставляет оборудование, ПО и финансовую поддержку.

Изначально участниками РИТ НР стали пять вузов, потом к ним присоединились еще семь, а в текущем году ожидается практически двукратное расширение состава, причем не только за счет отечественных университетов, но и за счет зарубежных — кроме пяти российских высших учебных заведений программа пополнится несколькими участниками из стран Восточной Европы. Таким образом, к концу 2009 г. “Институт технологий HP” будет насчитывать более 20 вузов (хотя это число может увеличиться) и приобретет международный статус.

В качестве главной причины того, что всего за год РИТ НР шагнула за пределы нашей страны, Игорь Белоусов называет высокую оперативность полученных результатов и их значимость — участниками было разработано 22 курса и 8 лабораторных работ, большая часть которых уже читается и проводится в стенах университетов. (Речь идет о таких темах, как параллельное программирование, сетевые технологии, маршрутизация в компьютерных сетях, виртуализация, нанотехнологии, биоинформатика и т. д.)

Заинтересованность и неформальность

Оуэн Кемп любит повторять, что для него худший вариант поддержки образовательных учреждений — это сделать дорогой подарок (оборудовать класс, аудиторию и т. п.), торжественно разрезать ленточку, а потом просто забыть о проекте.

Придите в любой крупный университет, говорит г-н Белоусов, и вы найдете там массу учебных классов, оснащенных оборудованием многих известных крупнейших компаний. Конечно, к ним можно добавить еще и кабинет HP, но в лучшем случае через полгода всем уже станет всё равно. Класс превратится в обычную, безымянную по сути аудиторию. А важно, чтобы в классе была своя жизнь — студенты проявляли интерес и приходили за какой-то информацией. Иначе всё это превращается в формализм и профанацию.

Если говорить об РИТ, то для начала НР обсуждает проект с администрацией вуза, потому как пробудить ее интерес к участию в долгосрочной совместной программе можно только в процессе личного контакта.

По действующим стандартам российского образования в учебной программе любого университета большая часть дисциплин прописана и зафиксирована вышестоящими инстанциями. Однако оставлено и пространство для самостоятельности — часть учебных часов вуз заполняет по собственному усмотрению. (Кстати, в разрабатываемых сейчас стандартах нового поколения, ориентированных на двухуровневую подготовку специалистов — бакалавров и магистров, — вузу будет предоставлено гораздо больше свободы.)

После этого выбирается подходящий для вуза формат курсов. В одном университете увлеченное руководство, скажем, кафедры не может себе позволить ничего большего, чем так называемый курс по выбору студента. А в другом глубочайший интерес начинает проявлять непосредственно ректор, и курс HP полноценно вливается в общий учебный процесс (лекции, семинары, лабораторные работы). Но всё это происходит на личных договоренностях, подчеркивает г-н Белоусов, и поэтому лекции без бюрократических проволочек начали читаться уже везде.

При этом ни один из 22 уже разработанных курсов не является калькой с внутрикорпоративных курсов HP. Университеты всегда в первую очередь учитывают собственные потребности и дополняют свои учебные программы, целиком адаптируя курс под себя. Например, теория параллельных вычислений преподается в вузах по сложившимся традициям, а участие HP заключается в проведении дополнительных семинаров и лабораторных работ. “HP ни в коем случае не навязывает вузам свои технологии, — резюмирует г-н Белоусов, — мы просто расширяем возможности получения информации о самых новых технологиях”.

Вниз по цепочке

Программа поддержки российского образования HP отнюдь не ограничивается только вузами. Школьников тоже можно заинтересовать информационными технологиями, не сомневаются в компании, вот только организационные вопросы в средних учебных заведениях решать гораздо сложнее. Учебный процесс в них прописан целиком — заполнять основные учебные часы по своему усмотрению они не вправе. Поэтому долгое время HP ограничивалась исключительно благотворительностью, передавая в школы свою технику и оснащая ею классы.

Сейчас политика компании в этом вопросе начала меняться. НР рассматривает инновационные проекты в рамках европейского конкурса и будет не только выделять свою технику, но и распределять весьма солидные гранты на осуществление наиболее перспективных из них.

В том числе есть планы по адаптации образовательных курсов НР для средних учебных заведений — г-н Белоусов уверен, что если предложить директорам по-настоящему интересные и полезные для учеников лекции, то неформальный выход из непростой ситуации найти удастся. Курсы по самым разным темам, от принципа построения суперкомпьютера до введения в теорию нанотехнологий, могут читаться на факультативных уроках, посещение которых — дело сугубо добровольное, или существовать в виде неких кружков.

О мотивах

Кто-то конечно же спросит, зачем HP всё это нужно. Тем более, что поддержка образования, как заявляет сама компания, не является для нее акцией традиционной благотворительности и простого денежного взноса. Программа РИТ и другие текущие образовательные программы НР предполагают плотную совместную работу специалистов компании с учебными заведениями.

В России компания пошла еще дальше — в 2006 году появилось так называемое “Цифровое Сообщество НР”, которое объединяет все школы, образовательные организации и вузы, получившие гранты и оборудование от НР. Компания организует встречи сообщества несколько раз в год, поддерживая связь и обмен лучшими практиками среди всех участников и рассказывая о новых тенденциях в области технологий. А сообщество получает совместно работать над новыми программами, обсуждать проблемы и перенимать опыт коллег.

Отвечая на вопрос, не готовит ли HP таким способом будущих сотрудников для своих подразделений, Игорь Белоусов отмечает, что “Цифровое Сообщество” уже охватывает многотысячную аудиторию школьников и студентов, взять их всех на работу компания не в состоянии .

Разумеется, кто-то наверняка свяжет потом свою судьбу с HP, однако главная задача заключается в том, чтобы донести до разных слоев общества информацию о технологиях как таковых. После этого люди, с одной стороны, становятся лояльными по отношению к самой HP (и в этом действительно есть свой резон), а с другой — они получают базовый набор современных знаний в области ИТ, которым потом могут воспользоваться в любой компании. То есть в некотором смысле образовательные программы HP формируют в стране цивилизованный ИТ-рынок.

О перспективах

Характерным локальным примером общей политики HP в области развития образовательных программ в России может служить сам РИТ HP. По словам г-на Белоусова, если первый год работа с каждым вузом велась индивидуально, то сейчас наступает пора интеграции участников проекта. Они регулярно общаются в рамках “Цифрового Сообщества” и собственного коммьюнити, все члены которого должны будут к концу 2009 г. минимум два своих курса выложить в общий доступ для всех участников РИТ НР. С учетом количества участников программы и со скидкой на то, что отдельные темы в университетах пересекаются, ближе к завершению года в коллективном доступе должно оказаться порядка 15—20 курсов. Наиболее актуальные из них впоследствии будут переведены на английский язык, и ими смогут пользоваться новые зарубежные члены программы.

В долгосрочной перспективе программа должна стать самовоспроизводящейся. Уже сейчас есть случаи, когда участники программы договариваются между собой об обмене преподавателями и студентами без всякого посредничества HP. И, значит, программа становится жизнеспособным организмом.

Как вы уже могли догадаться, ключевым словом в стратегических планах HP является “интеграция”. Образовательные программы, по мнению руководства компании, должны объединяться, а их члены активно взаимодействовать друг с другом. Например, многие члены программы HP “Университетский кластер” по факту являются и участниками HP РИТ. (Речь идет о программе, в которой российские вузы получают возможность повысить уровень использования параллельных и распределенных вычислений в своей образовательной и научно-исследовательской деятельности — им на конкурсной основе либо предоставляются в пользование вычислительные кластеры, либо открывается доступ к мощностям суперкомпьютера в ресурсном центре МСЦ РАН.)

Этой цели служит и “Цифровое Сообщество”, число участников которого уже сейчас насчитывает более 70 организаций и оно продолжает расти. Для его координации сейчас даже создается специальный совет из числа участников, который, в частности, будет заниматься сравнительным анализом различных программ и поиском возможности их интеграции или адаптации от одной социальной группы к другой.

Говоря о совсем отдаленных перспективах развития образовательных инициатив HP, Игорь Белоусов высказал мысль, что в ходе интеграционных процессов должна возникнуть своеобразная среда непрерывного образования, охватывающая школы, университеты и научно-исследовательские организации. При этом компания осознает свою огромную социальную ответственность перед всеми слоями общества. А значит, также активно будут развиваться курсы повышения квалификации работников различных отраслей, переподготовки специалистов и первичного обучения безработных. (Центры переподготовки, кстати, разумно организовывать в школах или при вузах, и одна из образовательных программ компании — HP Get-IT — как раз решает задачи передачи знаний по информационным технологиям этим аудиториям.)

Что ж, глобальная компания и мыслит глобально.